В Пермском крае стало больше телефонных мошенников, которые маскируют номера и выдают себя за сотрудников кредитных организаций, сообщает Центробанк. Преступники звонят якобы с горячей линии банка и просят предоставить конфиденциальные данные. Получив сведения, снимают средства с карты обманутого пермяка.
— Чаще всего мошенники звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться, — рассказали в пресс-службе пермского отделения Уральского ГУ Банка России. — Преступник представляется сотрудником банка и сообщает о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. Мошенники хорошо знакомы с психологией: говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживленного кол-центра. Все это помогает им втереться в доверие к клиенту банка и сделать так, чтобы он потерял бдительность.
Отличительная особенность поведения мошенников — они требуют немедленного ответа. Не дают подумать, торопят, даже запугивают, утверждая, что в случае отказа случится что-то непоправимое.
— К сожалению, выявляется все больше случаев телефонного мошенничества со звонками якобы из коммерческих банков, все больше людей теряют свои деньги, — прокомментировал Алексей Моночков, управляющий пермским отделением Уральского ГУ Банка России. — Мошенники используют специальное программное обеспечение и цифровую телефонию: это помогает скрыть настоящий номер звонящего. При этом на телефоне человека отражается официальный номер банка. Обычно преступник обращается к собеседнику по имени и отчеству, может назвать фамилию и даже номер и срок действия карты. Эти сведения мошенники, как правило, получают заранее из открытых источников, например из социальных сетей, и с помощью фишинга.
Если клиент банка сам сообщает кому-либо CVC/CVV-код с обратной стороны карты, одноразовый пароль из сообщения или другую информацию, которую нельзя разглашать, он не сможет вернуть снятые преступниками деньги.
Для защиты от мошенников специалисты Центробанка рекомендуют выполнять следующие правила.
• Всегда набирайте только официальный номер банка. Он указан на обратной стороне карты и на официальном сайте банка.
• Не перезванивайте и не отправляйте СМС на незнакомые номера, не спешите переходить по ссылкам из сообщений «от банка». В любой непонятной ситуации звоните в банк по официальному номеру и уточняйте информацию у оператора.
• Если вам звонят из банка, финансовой организации или госоргана, уточните ФИО и должность звонящего и скажите, что перезвоните ему сами. Положите трубку и перезвоните по официальному телефону организации или на горячую линию банка. Даже если информация звучит очень правдоподобно, лучше перестраховаться и позвонить в банк самому, чтобы общаться точно с его сотрудником, а не с преступником. Если высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не делайте на него обратный звонок. Номер нужно набрать вручную. Точно так же следует поступить, если вы получили СМС-сообщение, письмо на электронную почту или любое другое уведомление от имени банка.
• Не паникуйте. По действующему законодательству, если банк выявит подозрительную транзакцию, он должен приостановить ее на срок до двух суток. Дополнительного согласия клиента на блокировку не требуется.
• Сразу после блокировки банк должен сообщить клиенту о случившемся. Это может быть звонок, СМС-сообщение, push-уведомление в мобильном приложении банка. Если банковская система защиты приняла операцию клиента за сомнительную по ошибке, нужно подтвердить, что вы действительно ее проводите. При этом операторы не просят называть кодовых слов и кодов из СМС.
• Такое решение необходимо принять в течение 48 часов — этого времени достаточно, чтобы хорошо все обдумать и без спешки самостоятельно позвонить в банк. Если же вы ничего не сделаете, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдет.
• Ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из СМС и ПИН-коды. Называть кодовое слово можно, только если вы сами звоните на горячую линию банка.
Ранее мы выясняли со специалистами Центробанка, как избежать блокировки счетов и что делать, если приостановлен перевод средств.