Экономика Кризис-2024 подробности Почему рубль крепнет, а цены не падают? Как это объясняет глава Комитета Госдумы по финансовому рынку

Почему рубль крепнет, а цены не падают? Как это объясняет глава Комитета Госдумы по финансовому рынку

Анатолий Аксаков рассказал о своем видении того, что будет с уровнем жизни в России

Анатолий Аксаков руководит Комитетом по финансовому рынку в Госдуме РФ
Источник:

После начала спецоперации на Украине и введения санкций в экономике России произошло много изменений. Ключевая ставка, проценты по кредитам, курсы валют сначала взлетели до небес, а потом начали снижение, часть товаров стало сложно привезти из-за рубежа. Мы узнали у руководителя Комитета Государственной думы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, что происходит в экономике сейчас и что будет дальше с доходами и уровнем благосостояния людей.

Анатолий Аксаков отвечал на вопросы корреспондентов на конкурсе региональной финансовой журналистики «Рублевая зона» (одним из его участников была сотрудница 59.RU), который проходил 9–11 июня в Чебоксарах. Разговор с депутатом прошел до того, как Центробанк снизил ключевую ставку до 9%, поэтому Аксаков говорит об этом событии как предполагаемом в будущем.

Ключевая ставка и инфляция

— Как видите, ключевая ставка снижается. И она, я уверен, будет снижена в очередной раз 10 июня <...>. Я предполагал, что она снизится до 10%, но сейчас, с учетом уровня инфляции, а она на нуле практически уже вторую неделю, <...> есть даже вероятность, что снизят ключевую ставку до 9%. По крайней мере, я могу так предполагать. Тенденция в этом плане позитивная, — рассказывает председатель думского комитета. — Ну и, соответственно, следом будут снижаться проценты по [ипотечным] кредитам.

Примечание: сразу после выступления Анатолия Аксакова Центробанк снизил ключевую ставку до 9,5%.

Ставки по ипотечным кредитам


Анатолий Аксаков не поддерживает предложение о снижении льготной ставки по ипотеке, а выступает за уменьшение процента в целом по рынку ипотечного кредитования.

— Часто говорят, что следом [за ключевой ставкой] надо снижать и льготную ставку [по ипотеке]. У нас по льготной ставке сейчас 90% кредитов по ипотеке. Это много. Льготные проекты не должны занимать 90% рынка. Это уже фактически по рынку получается, — комментирует депутат. — Поэтому я бы не шел по такому пути. Льготы должны предоставляться в таких условиях, когда надо поддержать экономику. Когда надо, чтобы кредиты пошли, чтобы люди их брали. Тогда должны быть льготные программы для того, чтобы запустить маховик работы экономики. А сейчас надо льготы устанавливать для нуждающихся, для многодетных семей, для инвалидов, может быть, для определенных категорий — приняли, например, решение айтишников поддержать. Надо посмотреть какие-то, может быть, другие категории. Основная масса должна брать кредиты по рыночным ставкам, но эти рыночные ставки, конечно, должны снижаться и будут снижаться.

Аксаков выразил уверенность, что после очередного снижения ключевой ставки ставки по ипотеке вновь снизятся.

— Как правило, ставка по ипотеке на 2–3% выше ключевой. Ну на 4%. Они так же [, как и ключевая ставка,] будут снижаться. Если ключевая ставка будет 9%, то, соответственно, рыночная [ставка по ипотеке] будет где-то 12–13%, — предполагает глава комитета по финансовому рынку.

Что будет с экономикой через год?

— Если говорить о внутреннем рынке, то проблемы могут быть только в связи с тем, что многие товары, которые мы поставляли в том числе на внутренний рынок, производились из импортных комплектующих, — считает Анатолий Аксаков. — Например, автомобили в значительной степени производились у нас из импортных комплектующих. И, естественно, для них (для производителей, использующих импортные комплектующие. — Прим. авт.) очень серьезный удар — закрытие европейских рынков, а Европа у нас крупнейший партнер. У нас оборот, по-моему, составлял 300 миллиардов долларов, и вдруг этот рынок почти полностью закрылся. Соответственно, многие изделия, товары, которые мы производили из европейских деталей, нам придется производить из азиатских — для этого было принято решение о так называемом параллельном импорте (так называют ввоз в страну товаров без согласия производителя или правообладателя, их приобретение у компаний, выступающих посредниками. — Прим. авт.).

По словам Анатолия Аксакова, для замещения товаров, поставлявшихся из Европы, потребуется время. Необходимо оно и для того, чтобы организовать сбыт продукции, которую Россия продавала европейским странам.

— <...> Европа начинает отказываться от наших товаров, прежде всего энергоносителей. Но там и другие были продукты, товары. В том числе металлургическая продукция. Надо переориентировать все эти поставки либо на внутренний рынок, в том числе глубокую переработку сырьевых товаров, и это делается, либо на азиатские страны. Это тоже делается, — перечислил Аксаков. — Я скажу, что товарооборот с Китаем вырос на 30% за первый квартал. В нормальных условиях это могло произойти? Нет. Очевидно, те, кто поставлял в Европу, начали переориентироваться на Китай.

По словам Аксакова, на российский рынок активно устремился малый и средний китайский бизнес, а крупные компании, имеющие активные связи с США и Европой, в ряде случаев «не официализируют такую активность взаимоотношений между нашими странами».

— Мы переживаем непростой период — это да. Это первое. Второе — мы этот непростой период проходим достойно. Это вы видите, — рассуждал глава комитета. — Я думаю, по себе ощущаете, что в магазинах товары есть, оборот экономический происходит, финансовые потоки идут. Всё будет проходить, в принципе, безболезненно, но необходимо время для переориентации на другие рынки. Я считаю, что у нас появился шанс. Вы знаете, я работал вице-премьером, министром экономики Чувашии и часто возмущался, что не дают возможности развиваться внутреннему производству, а покупают импортное, хотя надо было создать какие-то минимальные условия для того, чтобы внутреннее производство развивалось. Возмущался тем, что нет глубокой переработки. Тем, что лес наш вырубается и вывозится в тот же Китай, Финляндию и в другие страны — круглый лес, не переработанный. А потому оттуда завозили уже изделия из дерева. Вот сейчас у нас появилась возможность всё это перерабатывать внутри — потенциал для этого огромный. Задача депутатов Госдумы и правительства — создать такие условия [, чтобы этот потенциал реализовался]. <...> Около ста законов принято в июне для того, чтобы перенастроить нашу экономику на глубокую переработку и на другие рынки.

Не попадет ли Россия в зависимость от Китая?

Анатолий Аксаков говорит, что необходимо «диверсифицировать» отношения в экономике, чтобы Россия не стала зависимой от Китая.

— Для этого есть Индия. Я сказал про Китай, но с Индией у нас товарооборот увеличился не меньше, — заявил депутат. — Малый и средний бизнес активно работает в этой сфере, и Индия — естественный партнер для нас. Он позволит нам, скажем так, сбалансировать ситуацию. Но да, мы должны опираться на внутренние силы, всё время думать о том, что надо для сохранения своего суверенитета, в том числе учитывать эти риски. Мы, я имею в виду власть, в предыдущие периоды, особенно в 90-е годы, слишком полагались, что это новая эпоха, когда надо широко развивать международные отношения, и многое из того, что нам необходимо, мы можем купить в Европе, Индии, Китае и так далее, и нам не надо производить. <...> Сейчас, в том числе благодаря этому факту, этим санкциям, пришло понимание у многих, что надо опираться все-таки на внутренние ресурсы и учитывать риски. Россия всегда будет вызывать какую-то зависть и желание наложить свою лапу на богатства, которые у нас есть.

Доходы и уровень благосостояния россиян

Глава комитета по финансовому рынку не рассчитывает, что в этом году уровень благосостояния населения может показать ощутимый рост.

— Понятно, что в этом году уровень благосостояния не будет расти — с моей точки зрения. А даже если и будет расти, то, я бы так сказал, с отставанием от необходимых темпов, — рассуждает Аксаков. — Просто это последствие санкционных решений. Но в целом благосостояние зависит как раз от внутренней экономики. Если внутренняя экономика будет опираться на глубокую переработку того, что мы добываем… Мы же практически все добываем, что нужно для производства товаров. Мы самая богатая страна с точки зрения сырьевых ресурсов. Чтобы сырьевые ресурсы превратить в более глубоко переработанную продукцию, у нас есть интеллектуальный потенциал. Он тоже высокий. Его, может быть, не так задействовали, но когда происходит мобилизационный период, он неожиданно себя проявляет. Мы Вторую мировую войну выигрывали уже с лучшими танками в мире, с лучшими самолетами, потому что интеллектуальный потенциал мобилизовался. Задача — сделать так, чтобы этот интеллектуальный потенциал, наши богатства природные превратились в то, что потребно людям. Тогда благосостояние будет на самом высоком уровне. Уверен — благосостояние у нас будет, надо ставить самые высокие задачи.

Криптовалюта в России

По словам Анатолия Аксакова, в Госдуму внесен законопроект, определяющий статус криптовалют в России и легализующий майнинг с условием уплаты налога и оплаты электроэнергии по специальному тарифу, превышающему тот, которым пользуется население при оплате домашнего потребления. Глава комитета по финансовому рынку предполагает, что инициативу рассмотрят осенью 2022 года, но уточняет, что дискуссия по поводу его положений продолжается.

Отказ от иностранного ПО

— Мишустин инициировал очень большой пакет законопроектов, который будет направлен в Госдуму. В основном он будет касаться, видимо, цифрового развития. В 2018 году был принят закон о том, что программные продукты должны быть в основном российские. Уже к 2021 году мы все должны были перейти на в основном российское программное обеспечение, — рассказал Аксаков. — Был определенный узкий круг, где у нас нет задела и надо было пользоваться импортными [программами]. Сам был участником совещания, и куча обращений ко мне была от участников финансовых рынков с просьбами перенести этот срок по разным причинам. Сейчас мы пожинаем плоды, того, что не реализовали задачи, поставленные президентом еще в 2018-м году. Но заделы есть.

Анатолий Аксаков считает, что введение санкций стимулирует развитие отечественного программного обеспечения.

— Сейчас произойдет мобилизация, и благодаря этой мобилизации продукты будут разработаны и внедрены. С трудностями, с проблемами, — прогнозирует глава комитета. — Где-то украдем, извините за выражение. В кавычках! «Позаимствуем» — хорошее слово. Научимся. Где-то используем свой потенциал. <...> У нас Т-34 еще до войны были. Война заставила, и их быстро начали в массовом масштабе производить. Или ядерный проект. Никто не верил, что мы так быстро сможем атомную бомбу создать, — создали, потому что жизнь заставила. То же самое и здесь произойдет.

Курс рубля

Аксаков не спорит, что курс рубля сейчас не на оптимальных отметках: эксперт считает, что он переукреплен.

— Что касается рубля, с моей точки зрения, он переукреплен сейчас, поскольку наши бюджеты рассчитывались, исходя из более дешевого рубля: где-то около 70 за доллар нам необходимо для того, чтобы баланс бюджетный соблюдался и можно было решать все вопросы (при продаже товаров за рубеж Россия сейчас получает меньшее количество рублей, чем могла бы при его более слабой позиции. — Прим. авт.), — объяснил эксперт. — Хотя есть расчеты, что 64–60 рублей [за доллар] вполне достаточно. Но рубль укрепляется, он дальше продолжает пробивать не потолок, а пол. Соответственно, необходимо снимать ограничения, очевидно, давать разрешение продавать валюту [коммерческим организациям, cнимать] ограничения на операции с валютой для людей, чтобы рубль так сильно не укреплялся. Крепкий рубль так же плох, как и дешевый. Самый лучший рубль — стабильный.

Почему рубль укрепился, а цены не упали?

Анатолий Аксаков утверждает, что рост цен всегда происходит быстрее, чем их снижение, — таковы особенности функционирования экономической системы.

— Для того чтобы это всё спустилось вниз, должно пройти время. Структура цен на снижение перестраивается гораздо медленнее. Нужно логистику перестраивать, куча предпринимателей хочет использовать трудности, с которыми мы столкнулись, — перечисляет Аксаков. — Сейчас главный тормозящий фактор — это логистика. Надо перестроить поставки, организовать внутреннее производство. Когда кто-то знает, что у вас дефицит, а вам очень надо эти детали, то, естественно, он начинает подкручивать рынок. И это нормально. Всё должно сбалансироваться, систематизироваться. Для этого нужно время. Я думаю, что к концу года основная работа по систематизации взаимодействия с поставщиками будет проведена и всё будет нормально.

Глава комитета по финансовому рынку говорит, что пути по преодолению санкций ищет не только российский, но и европейский бизнес.

— Европа уже ищет пути, как сюда прийти, как работать с Россией: наш бизнес мне об этом говорит. Так что все эти санкции будут преодолеваться и с европейской стороны, в том числе бизнесом, — делится Анатолий Аксаков. — Санкции уже исчерпали свой потенциал влияния на нашу экономику. Причем это признает уже министр финансов США. Она уже заявила, что санкции не достигли результата, на который рассчитывали. Европейцы многие об этом заявляют.

Стоит ли покупать акции российских компаний?

— Что касается фондового рынка, сейчас я бы очень аккуратно, конечно, относился [к нему], — предостерег Аксаков. — <...> Международный инвестор видит дешевые бумаги, где можно очень хорошо заработать, и, понимая, что как только начнет открываться дверь в этой ситуации, этот рынок здорово взлетит, начнет мощнейшие инвестиции. Здесь можно будет заработать. Тем, кто имеет возможность на относительно длительный срок вложиться, я бы советовал вкладываться и оценивать, какие направления рванут после того, как эта дверь начнет открываться.

Осталось ли что-то в Фонде национального благосостояния?

Часть активов России за рубежом оказалась заморожена в связи с санкциями, но, по словам Анатолия Аксакова, Фонд национального благосостояния увеличился.

— У нас 13 триллионов. Фонд национального благосостояния увеличился благодаря высочайшим ценам на нефть, — сообщил депутат. — У нас сейчас резервы, чтобы вкладываться в хорошие проекты и эффективно их реализовывать, несмотря на всевозможные незаконные аресты.

«У нас появился шанс, и его надо использовать»

— Нам представился шанс, и его надо использовать. Я уверен, что мы за короткий промежуток времени превратим страну в лучшую в мире — с самым высоким благосостоянием, с самыми счастливыми людьми, — уверен Аксаков. — <...> С моей точки зрения, как только зима начнет приближаться, Европа сама же не выдержит тех решений, которые она приняла, стреляя себе в ногу, а может, даже в живот. Поэтому они вынуждены будут покупать за рубли нашу продукцию. Часть компаний, вы уже знаете, покупает.

Ранее о своем видении будущего российской экономики рассказал Владимир Путин.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
46
ТОП 5
Мнение
«Общественный транспорт здорового человека»: екатеринбурженка позавидовала пермякам, увидев наши трамваи — ее мнение
Юлия Кашкина
Руководитель по развитию новых медиа
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Анонимное мнение
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Рекомендуем
Объявления