Сын пермского миллиардера Александра Репина Сергей рискует потерять почти 30 миллионов рублей, инвестированные в биржевой рынок. Рассказываем историю Сергея и публикуем его советы тем, кто только подумывает о вложении средств и не хочет их потерять.
Несколько лет назад директор по развитию пермской компании «Сатурн-Р» Сергей Репин стал клиентом брокера «Компания БКС». По словам Сергея, финансовый инструмент, которым он воспользовался, называется «структурный продукт».
О компании «БКС»
По данным «Контур.Фокуса», «Компания Брокеркредитсервис», работающая под брендом «БКС», организована в Новосибирске в 1995 году. Последние данные о финансовой отчетности — за 2017 год. Тогда компания получила выручку в 7 миллиардов рублей и чистую прибыль в 137 миллионов.
Конечным владельцем БКС является Олег Михасенко. Он начинал карьеру инженером горно-металлургического предприятия «Дальполиметалл» (Приморский край), а потом ушел в бизнес. Также Михасенко был председателем Совета директоров ОАО «Центральный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем». Сейчас, судя по открытым данным, Михасенко входит в совет директоров Санкт-Петербургской биржи.
Как следует из описания на сайте «Компании БКС», структурный продукт — это готовое инвестиционное решение, которое представляет собой сочетание традиционных финансовых инструментов, таких как акции, облигации, валюта, а также производных финансовых инструментов, таких как фьючерсы, опционы и так далее.
Что такое акции, облигации, фьючерсы и опционы?
Акция — это ценная бумага, приобретая которую инвестор получает долю в бизнесе. Некоторые компании выплачивают своим акционерам дивиденды — часть полученной прибыли.
Облигация — это долговая ценная бумага. Покупая такую бумагу, инвестор дает в долг компании, выпустившей ее. За пользование чужими средствами бизнес платит проценты.
Фьючерс — это договор о купле-продаже актива (товара, ценной бумаги), при котором стороны договариваются только о цене и сроках поставки, все параметры определяются торговой площадкой и являются стандартными для всех сделок.
Опцион — договор, по которому покупатель актива получает право (а не обязанность, как в случае с фьючерсом) в течение определенного срока приобрести его по фиксированной цене или по цене, рассчитанной по заранее оговоренной формуле.
В качестве преимуществ структурных продуктов «Компания БКС» называет заранее известные срок и степень риска при инвестировании. При этом клиент может выбрать как готовый структурный продукт из ассортимента брокера, так и собрать собственный. Чтобы приобрести структурный продукт, инвестор должен иметь статус квалифицированного. Для этого ему нужно соответствовать одному из четырех критериев: опыт работы в организации, которая совершает сделки с ценными бумагами, и непосредственно участвовать в них; высшее финансовое образование или международное свидетельство о независимой оценке квалификации; сумма сделок за последние четыре квартала от 6 миллионов рублей; сумма на счету от 6 миллионов или активы (ценные бумаги и производные финансовые инструменты) на эту сумму.
Сергей Репин на тот момент имел большой опыт в традиционном бизнесе, но был новичком в инвестициях, поэтому получил статус квалифицированного инвестора, перечислив на инвестиционный счет сумму более 6 миллионов. Бизнесмен решил, что не будет самостоятельно собирать для себя портфели, и обратился за помощью к менеджеру «Компании БКС», который подобрал компании и сформировал для него четыре инвестпортфеля.
Сергей говорит, что одной из главных причин для выбора структурного продукта стали гарантии, которые озвучил ему менеджер «Компании БКС».
— Менеджер убеждал, что в случае неудачи я не потеряю тело вложения, а рискую только временем и доходностью. По его словам, «Компания БКС» имеет инструменты для того, чтобы в случае проблем самостоятельно реструктурировать портфель клиента без его допвклада — для этого якобы нужно только заявление, — рассказывает Сергей. — Естественно, при таком раскладе я был готов довериться. Раз менеджер дает такие гарантии, наверное, он осознает, что он делает. Он же всё-таки от имени организации это всё делает и должен быть заинтересован в том, чтобы бумаги в портфелях были максимально ликвидными.
По словам бизнесмена, в условиях его договора с брокером написано, что в случае, если стоимость какой-либо бумаги из портфеля падает более чем на 30%, то клиенту перестают выплачивать доходы по всему портфелю. Если к концу срока действия структурного продукта ситуация не исправляется и какая-нибудь из бумаг до сих пор имеет цену на 30% ниже, чем в момент покупки, весь портфель сгорает.
Также, по словам Сергея, стоимость портфеля падает, если хотя бы одна из бумаг в нем подешевела. К примеру, При падении цены на один из активов на 10%, весь портфель тоже теряет в цене 10%.
— С одним из моих портфелей, рассчитанным на три года, так и произошло — одна из бумаг перестала размещаться на бирже и потянула весь портфель вниз, — говорит Сергей. — Срок по остальным трем портфелям еще не истек, но они имеют в составе очень слабые бумаги, и мне сказали, что за этими портфелями уже нет смысла следить. По словам сотрудников «Компании БКС», вероятнее всего, они тоже сгорят. Меня, конечно, поражает качество сборки портфелей. Одна и та же проседающая ценная бумага есть в трех портфелях из четырех, что противоречит методике распределения рисков. Сейчас я это понимаю, но тогда доверился специалисту и его мнению.
Бизнесмен хотел обратиться к менеджеру, который собирал для него портфели и обещал возможность реструктуризации, но не смог найти его — номер телефона был недоступен, а в местном отделении «Компании БКС» сказали, что тот переехал в другой город.
— Действующие сотрудники «Компании БКС» начали уверять меня, что тот менеджер не мог мне обещать возможность реструктуризации, потому что ее не существует. Такого условия в договоре действительно нет. По документу вся ответственность лежит на клиенте, — объясняет Сергей. — Но я совершенно точно помню, что менеджер давал мне такое обещание. Также мне удалось найти людей, которым подтвердили существование механизма реструктуризации, но в случае со мной в пермском отделении БКС, возможно, подумали: «Это же Репин, у него есть деньги — пусть сделает нам еще оборот». Единственный вариант, который они мне предложили, — снова вложить средства и попытаться «отыграться».
Тем не менее на сайте «Компании БКС» есть отзывы партнеров, которые свидетельствуют о том, что возможность реструктуризации без потери тела вложения как минимум была. «В феврале 2022 года в связи с просадкой рынка БКС как заботливый брокер предложил клиенту реструктуризацию структурного продукта без потери номинала. Это было приятной неожиданностью в сегодняшних реалиях, не знаю ни одного брокера, который бы так делал!» — сказано в отзыве Василины Вебер из Москвы.
Чтобы попытаться разрешить ситуацию, Сергей Репин написал в техподдержку «Компании БКС».
— Сейчас сделки в БКС совершаются на доверии. Я бы хотел, чтобы все условия работы были прозрачны и прописаны в договоре, чтобы менеджеры были заинтересованы в инвестиционном успехе клиента и грамотно подбирали для них портфели, — комментирует бизнесмен. — Для меня важно, чтобы руководство компании узнало о методах работы, которые сейчас существуют в БКС и, если они для них неприемлемы, скорректировало их.
Редакция 59.RU обратилась в «Компанию БКС», чтобы получить комментарий о ситуации. Там заявили, что клиент заключил генеральное соглашение и принял все его условия. Также Сергей Репин подписал уведомление о рисках, с которыми связано заключение подобных контрактов. К ним относятся возможность неполучения ожидаемого дохода и потеря части или всей суммы инвестированных средств.
— Подписанное уведомление свидетельствует о том, что клиенту подробно и доступно, в полном объеме были разъяснены все условия, порядок, риски и последствия заключения форвардного контракта, — уверены в компании. — Заключая такой контракт, клиент подтверждает, что осознаёт все риски и принимает их на себя. В соответствии с регламентом «Компания БКС» не несет ответственности за результаты инвестиционных решений, принятых клиентом.
В пресс-службе говорят, что предложили клиенту варианты урегулирования ситуации. В БКС уверены, что выполнили свои обязанности перед клиентом надлежащим образом и в полном объеме.
Сергей Репин не удивлен такому ответу, но пока не решил, как будет действовать дальше. Тем, кто только задумывается об инвестициях, он советует внимательно читать договор с брокером и ориентироваться только на их текст, а не на устные заявления. Также бизнесмен рекомендует слепо не доверять рекомендациям, а хотя бы немного погрузиться в тему и самостоятельно влиять на составление инвестпортфеля.
— Рекомендую вступать в инвестсообщества, где люди коллективно разбираются в рынке и продуктах, а при возникновении вопросов идти к руководству и уточнять данные по продукту на самом верху, — говорит бизнесмен.
Сергей добавляет, что, когда начинал инвестировать, так загорелся темой, что, спрашивая у знакомых отзывы о БКС, подсознательно фокусировался только на положительных откликах, а столкнувшись с проблемами увидел, что в Интернете есть и отрицательные. Будущим инвесторам он советует помнить о такой особенности и стараться обращать внимание не только на информацию, которая подкрепляет их текущее мнение, но и на ту, что с ним не совпадает.
Ранее мы писали, что возмущенные клиенты со всей России пишут в СМИ и полицию жалобы на пермского мебельщика.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.