Одно из самых нелюбимых пермяками словосочетаний — «новый проект». Дело не в закостенелости мышления или нелюбви к изменениям. Просто каждый горожанин навскидку назовет не один проект, который шумно обсуждали, ярко презентовали, долго готовили к реализации — и в результате получали далекий от ожиданий результат или не получали совсем ничего.
Мы подсчитали, сколько бюджетных денег (с финансовыми вливаниями от частных инвесторов) потратили впустую на знаменитую пермскую проектную триаду — зоопарк, Оперный театр и художественную галерею.
Самая скандальная стройка: зоопарк на Нагорном
Первую очередь современного зоосада — то есть экспозицию «Полярный мир», вольеры для пингвинов и рептилий и слоновник — планировали сдать еще в марте 2018 года. «Будет круче, чем в Ижевске», — радовались поначалу пермяки. Но то, как площадка выглядит сегодня, убивает всякий энтузиазм даже у оптимистов. Работы не были завершены и к концу 2019 года, а часть уже построенных зданий начала разрушаться.
Сейчас строительство приостановлено на неопределенный срок. 13 января начались судебные разбирательства. Заказчик — УКС Пермского края — требует взыскать с подрядчика, АО «РЖДстрой», убытки и неустойки. Сумма иска — 1,64 миллиарда рублей, что лишь немногим меньше общей стоимости всех работ по возведению первой очереди зоопарка — 1,88 миллиарда рублей. То есть из краевого бюджета уже потратили более полутора миллиардов рублей, но о новом зоопарке пермяки по-прежнему могут только мечтать.
За что бился Теодор Курентзис: Театр оперы и балета
Реконструкция здания и строительство новой сцены — то, чем Пермская опера болеет более тридцати лет. Пока Теодор Курентзис был худруком театра, он постоянно напоминал, что историческая сцена слишком мала по современным меркам, не хватает помещений для репетиций, цехов и складов.
Проекты появлялись начиная с советских времен: в самом театре говорят, что с 1986 по 2008 годы было разработано шесть вариантов, но данные об их стоимости сейчас не найти. Последний из этих проектов за 10 с лишним миллионов рублей создала санкт-петербургская компания ООО «Арт-техника». С ней позже расторгли договор из-за нарушения условий техзадания, и «Арт-техника» вернула деньги в бюджет, правда, не все — лишь 8 миллионов рублей.
Громче всего обсуждали вариант британца Дэвида Чипперфильда — победителя международного архитектурного конкурса, прошедшего в 2010 году и оплаченного фондом «Содействие. ХХI век». По эскизу Дэвида Чипперфильда, новое и историческое здания сливались воедино, образуя букву «Т».
В 2015 году появились опасения, что в ходе работ пострадает историческое здание. Поэтому начальный эскиз Чипперфильда решили изменить и обойтись без объединения двух строений зданий. Новый проект разработало «КБ высотных и подземных сооружений» при участии архитекторов компании Чипперфильда. По данным «Нового компаньона», всего на проектные работы потратили 232 миллиона рублей бюджетных и внебюджетных денег.
Но даже после изменений от варианта Дэвида Чипперфильда отказались. В июне 2019 года было объявлено, что театр за 221 миллион рублей спроектирует победитель конкурса, объявленного месяцем ранее, — ООО «Группа компаний Строй-Эксперт». В декабре появилась новая информация: сейчас рассматривают проект, разработанный американским архитектурным бюро wHY. Компанию выбрал Роман Абрамович, предложивший пермским властям поддержку в создании новой театральной сцены. Проект уже прошел историко-культурную экспертизу. Новую сцену театра хотят разместить на Разгуляе рядом со сквером Татищева. Презентация первых эскизов должна состояться в январе этого года. По планам, строительство обойдется в 10 миллиардов рублей.
Больше всего изменений: Пермская художественная галерея
Необходимость переезда Пермской художественной галереи обсуждают с конца 1990-х — то есть с тех пор, как стало понятно, что здание бывшего собора будут возвращать РПЦ. Официальная передача здания церкви состоялась в 2011 году, но галерея пока остается на том же месте. По последним данным, специально для нее построят четырехэтажное здание на заводе Шпагина по проекту архитектурного бюро Сергея Чобана SPEECH. Но было немало других потенциальных вариантов.
В середине 2000-х, когда краем руководил Олег Чиркунов, объявили конкурс на лучший проект нового здания галереи. Предполагалось, что его возведут на берегу Камы в районе тогда еще не снесенного ДК «Телта». Свои работы представили более трехсот архитекторов со всего мира. Победителей выбрали в 2008 году: ими стали москвич Борис Бернаскони и швейцарец Валерио Олджиати. Но ни один из двух проектов не реализовали. При этом на организацию конкурса потратили 300 тысяч долларов — по курсу на тот год это составило 8,82 миллиона рублей. Третье место тогда, кстати, заняла известный британский архитектор Заха Хадид.
В 2011 году появился проект швейцарского архитектора Петера Цумтора: галерея должна была расположиться на склоне между Компросом, улицей Осинской и набережной. Под каждую коллекцию отводили свой павильон. Комплекс строений, по задумке, должен был напоминать корабль и словно парить над набережной. Борис Мильграм, тогда занимавший пост краевого министра культуры, объяснял, что гонорар архитектору выплатят из частных средств, не привлекая бюджетные. Имя спонсора и сумму официально не озвучивали, но в СМИ проходила информация, что в договоре указана сумма 5 миллионов долларов (155 миллионов рублей).
Курс изменился с новым губернатором — в 2012 году вместо Олега Чиркунова пришел Виктор Басаргин. При нем от проекта Цумтора отказались. Сначала планировали перевезти галерею в здание речного вокзала — для этого необходимо поднять его на два метра, чтобы перестало попадать в зону возможного затопления, а также надстроить. Но концепции архитектурной мастерской Сергея Шамарина предпочли другой вариант — в 2015-м под галерею за 510 миллионов рублей выкупили здание бывшего ВКИУ на Окулова, 4.
Впрочем, реконструкция так и не началась: в 2017 году губернатором Прикамья стал Максим Решетников, который не впечатлился проектом. Здание ВКИУ отдали под гостиницу. А галерею решили перенести на территорию завода Шпагина, выкупленную за 445 миллионов рублей для размещения здесь культурно-музейного центра. На строительство здания галереи планируют потратить 4,8 миллиарда рублей, а на все объекты нового культурного кластера — 9,5 миллиарда рублей.
Ранее мы разбирали историю манежа «Пермь Великая»: почему он так и не стал площадкой для спортсменов мирового уровня.