Пермяк Александр Ездаков вторую неделю пытается вернуть деньги, которые неизвестные сняли с его кредитной карты. Мужчина не только лишился 185 тысяч рублей: средства кредитные, соответственно, он еще должен платить проценты за их использование.
Деньги «ушли» вечером 6 сентября. На телефон пришли предупреждающие СМС-сообщения, но Александр просто не успел на них среагировать — сообщения посыпались одно за другим.
— Я разговаривал по телефону с бывшей одноклассницей и услышал, что пришли СМС-сообщения, — рассказал 59.RU Александр Ездаков. — В 20:02 — код для регистрации iPhone. Следом за ним СМС-сообщение: «Выполнена регистрация». И сразу же после этого — push-уведомление о том, что выполнен перевод на 185 тысяч рублей. Я как увидел его, сразу набрал 900 (номер контактного центра Сбербанка. — Прим. ред.). Ответил робот, не соединил с оператором. Я положил трубку, хотел снова набрать — а мне звонок с этого же номера 900: «Просим подтвердить операцию…» Но не на 185 тысяч, а на 13,5! То есть 185 тысяч они без подтверждения по телефону сняли.
Александр Ездаков сообщил, что не подтверждает перевод 13,5 тысячи, попросил соединить с оператором, пересказал тому все обстоятельства перевода неизвестными крупной суммы денег с его карты. Пермяку ответили, что получатель 185 тысяч известен — их перевели в качестве оплаты услуг центра по перевозке грузов «ТрансКонтейнер». То есть не в какую-то непонятную контору или на счета подставных лиц, а одному из крупнейших грузоперевозчиков страны. Причем по договору, заключенному еще в 2017 году. По другому запросу пострадавшему клиенту назвали IP-адрес входа в мобильный банк — он оказался не пермским.
Пермяк попытался войти в личный кабинет Сбербанка, чтобы самостоятельно отменить платеж. Но ему не удалось это сделать ни с телефона, ни с ноутбука. Поэтому через контактный центр он заблокировал и дебетовую, и кредитную карты. Причем кредиткой, по словам пострадавшего, он последний раз пользовался при покупке авиабилетов, а в магазинах практически никогда ее не использует. Карты и смартфон не терял. Откуда произошла утечка его данных, не знает.
В ответ на обращение о возврате средств Александр Ездаков получил письмо, что операция проведена корректно и у банка нет оснований для ее отмены: вход в мобильное приложение «Сбербанк Онлайн» произведён с использованием персональных средств доступа, а приостанавливать переводы банк не вправе без согласия получателя.
Мы обратились за комментарием в компанию «ТрансКонтейнер», которой неизвестные перевели деньги с карты пермяка. Как оказалось, от действий неизвестных пострадал не только Александр Ездаков.
— Служба безопасности ПАО «ТрансКонтейнер» зафиксировала порядка 80 случаев поступления денежных средств от лиц, не пользовавшихся услугами компании, на общую сумму более 3 миллионов рублей, — рассказали 59.RU в пресс-службе «ТрансКонтейнера». — Незамедлительно была инициирована проверка. По ее результатам фактов мошенничества в отношении ПАО «ТрансКонтейнер» выявлено не было: не существует способов, при помощи которых мошенники могли бы воспользоваться ошибочно поступившими на счет нашей компании денежными средствами. Таким образом, можно сделать вывод, что вероятное мошенничество совершено исключительно в отношении клиентов Сбербанка. По мнению ПАО «ТрансКонтейнер», по данным фактам должно быть проведено расследование службой безопасности Сбербанка и полицией для установления всей мошеннической схемы и установления причастных.
В компании уточнили, что вернут ошибочно поступившие к ним деньги.
— ПАО «ТрансКонтейнер» принято решение о возврате денежных средств пострадавшим, — прокомментировали в пресс-службе акционерного общества. — Для этого компанией уже подано заявление в Волго-Вятский банк ПАО «Сбербанк» (со счетов которого поступали платежи) о предоставлении реквизитов для возврата денежных средств по сомнительным транзакциям, чтобы тот, в свою очередь, вернул деньги своим клиентам. Ввиду того что транзакции совершены с признаками компрометации реквизитов счетов (карточек, личного кабинета и так далее) клиентов Сбербанка, прямой обратный возврат имеет риски хищения мошенниками денежных средств.
Мы обратились за комментарием в Сбербанк несколько дней назад, но пока официального ответа не получили. Как сообщает РБК, их изданию сообщили, что деньги вернут клиентам.