Что это – неоправданный идеализм или юношеский максимализм? Стремление выделиться или действительно убежать от оглушающей внутренней боли? Каким бы ни был ответ на этот почти риторический вопрос, тысячи подростков продолжают «уходить» по собственному желанию. Кто виноват и что делать, когда не успевший разглядеть жизнь во всех ее красках вчерашний ребенок решает что жить незачем?.. О тайнах малолетних самоубийц рассказывает психолог Марина Звягинцева.
Почему они делают это
«Дети хотят стать взрослыми. Взрослые хотят стать детьми. Подростки просто хотят умереть», – отделывается от меня пятнадцатилетняя Дарья Романова, у которой я поинтересовалась о причине суицидальных настроений среди подростков.
Статистика в этом смысле более конкретна и красноречива: по мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), превышение порога 20 случаев самоубийств на 100 тысяч населения указывает на чрезвычайную ситуацию в обществе (к слову говоря, у нас этот показатель среди четырнадцати – восемнадцати – летних составляет 21,55). 92% детей и подростков, совершивших суицид, не попадали в поле зрения психиатра, то есть получается, что речь идет о вполне нормальных внешне детях, которых мы каждый день видим на улице и – что вполне вероятно – дома, рядом с собой.
«Меня как психолога крайне настораживает тот факт, что тинейджеры сейчас зачастую эмоционально – ведомы, это очень осложняет анализ ситуаций (и путей их преодоления, профилактики), подталкивающих подростков к таким, мягко говоря, радикальным мерам, – рассуждает психолог Марина Звягинцева. – Сегодня отпрыск запросто может перерезать себе вены, а потом, когда его спасут, сказать: «Я испугался ЕГЭ». Строптивой восьмикласснице, поругавшейся с мамой или выслушавшей наставления классного руководителя, ничего не стоит засунуть голову в петлю. В ответ на запрет родителей сожительствовать с парнем, одиннадцатиклассница, не задумываясь, может шагнуть с шестого этажа. Словом, дело серьезно осложнилось этими стершимися гранями моральных ценностей, у многих современных детей, к сожалению, нет ощущения того, что жизнь сама по себе сокровище, великий дар. Они живут мгновениями, модными веяниями, случайными чувствами. И все это вперемешку с буйством гормонов – взрывная смесь, я вам скажу!»
Вторая проблема, по словам специалиста, заключается в том, что подростки не отдают себе отчета в том, что такое «смерть». И что «оттуда» не возвращаются.
«Понятие «смерть» в детском возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, – объясняет психолог, – как что- то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие смерти возникает у детей уже между двумя-тремя годами, и для большинства она не является пугающим событием. Для подростков смерть становится более очевидным явлением, тем не менее, они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но весьма рискованную активность. Все мы верим, что с нами подобного точно «никогда не случится». Многие подростки, совершая попытку самоубийства, в действительности, не хотят умирать, но в отличие от взрослых у них нет четких границ между истинным уходом и демонстративно – шантажирующим поступком. К сожалению, грань подчас оказывается слишком тонкой».
Если затрагивать «базис» психологических причин подростковых самоубийств, то «в круге первом» неизменно оказываются родительское равнодушие, социальное одиночество и любовные переживания, которые взрослыми, увы, почти никогда не воспринимаются всерьез. Будем откровенны: кто из нас, расставшись в детстве с первой любовью (а то и вовсе, переживая горечь безответного чувства), не слышал от родителей пренебрежительное «да перестань, у тебя еще этих Маш-Саш столько в жизни будет», дескать «один бросил, десять подберут»…
Второе и прочие места «делят»: переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания, переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения, боязнь позора, насмешек или унижения. Страх наказания, нежелание извиниться, любовные неудачи, сексуальные эксцессы, ранняя беременность в ситуации, когда нет надежды на родительскую поддержку и помощь. Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов… Словом, что угодно…
«Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» – иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек, – удивляется социолог Петр Ильичев. – Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно. Меня всегда удивляли люди, которые шли на самоубийство. Особенно молодые. Лишить себя жизни, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо».
«В действительности подростковый суицид имеет свои характерные особенности, – настаивает психотерапевт Ирина Лопарева. – Практика показывает, что подростки не могут четко обозначить причины, по которым они решили совершить самоубийство. Обычно их объяснение суицидального намерения ограничивается фразой «просто жить надоело». Невысказанные негативные чувства, не нашедшие выхода, накапливаются в уже «болезненной» душе подростка, что только усиливает его депрессивное состояние. А вообще, ВОЗ основную причину детских самоубийств рекомендует искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это «крик о помощи», последний способ привлечь к себе внимание, к своей беде и вызвать сочувствие у окружающих. А также боязнь наказания за какой-то проступок. Самоубийства подростков часто связаны с проблемами в межличностных отношениях. В этих случаях обида на близкого человека переносится на самого себя, чтобы заставить другого почувствовать вину. Стоит принимать во внимание и тот факт, что подростки, склонные к самоубийству, характеризуются высокой внушаемостью или подражанием. Тинейджеры копируют образцы поведения, которые видят вокруг себя, которые им предлагает телевидение, соцкультура. И это трагедия целого поколения».
«Наверное, эксперты правы, но, я уверена: есть еще кое-что, – задумывается десятиклассница Анна Михеева. – Те самые ценности, приоритеты, об отсутствии которых у современной молодежи, кричат все, кому не лень, прививают родители! Знаю очень многие семьи, в которых подростки растут, предоставленные сами себе, живут навязанными стереотипами, вены из-за первого попавшегося режут, но ведь им никто не рассказал что правильно на самом деле. Я имею ввиду не «воскресное чтение морали», а душевные дружеские разговоры, отношения, с самыми близкими людьми, чей жизненный опыт гораздо обширнее нашего. С самого детства ребенку нужно объяснять, что ценнее жизни, ценнее самого себя ничего нет, что любые трудности преодолимы – было бы здоровье, как говорится! И что за себя нужно бороться, чтобы не случилось!»
«Жизнеутверждающее» творчество
«Послушай, что я скажу – тебе не стоит жить. Послушай, что я скажу – ты разучился любить. Голубые тени вен порви быстрей, послушай меня, себя убей. В этом мире давно тебя не держит никто, ты опускаешься на дно и пьешь со знанием вино. И тебе говорят, что ты должен бросить пить. А я предлагаю тебе себя убить» (Дельфин «Суицидальное диско»). «Я сам себе бес. Я – самоубийца. Мой сказочный лес – моя голова. Могу забыть утром, но ночью приснится тугая веревка, больные слова. Я сам себе мать. Я – самоубийца. Большая кровать – мой последний приют. Пускай белый свет мне сверлит глазницы, но я буду первым – меня не убьют. Я сам себе суд. Я – самоубийца. Напрасен ваш труд, глотайте слюну. Смеяться над болью и рушить границы. Летать где-то в небе или ползать по дну? Летать или ползать? Летать!» (группа «Пуля», «Самоубийца»).
Вульгарно, конечно, переносить слова песен на жизнь, усматривать в них скрытые негативные призывы, равнять искусство и реальность. Согласна, если речь идет о единичном случае. Но этого слишком много, хотя, пожалуй, если человек хочет жить, его, как говорится, на аркане не затащишь… Но. Если вчитаться, вслушаться в строки многих песенных текстов, будет очевидно, что не только подросток с воспаленными мозгами, с затуманенным сознанием, абстрактным воображением найдет здесь созвучную себе ноту. Нет, и вполне здоровый отпрыск, не чуждый обычной романтики, вечно желающий попробовать «что-то новенькое», может поддаться этим соблазнительным призывам и совершить непоправимое. Это не призыв контролировать чадо, скорее совет – быть наблюдательным, восприимчивым к метаморфозам, происходящим с любимым тинейджером. Согласитесь, подросток, у которого все отлично, не будет поклонником песен, фактически призывающих к суициду.
Первые ласточки
«Если бы я только знал, что она замышляла самоубийство! Я просто не мог и подумать, что произойдет такое несчастье!» – восклицают близкие. И все же почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся ситуации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки, или напротив, в некоторых случаях угрозы легко узнаваемы. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают своих врачей до этого по какому-либо поводу в течение ближайших месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи и семья не слушают их. Психологи утверждают: о том, что тинейджер «замыслил недоброе» – серьезно задумал совершить самоубийство, обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
К словесным признакам относят следующие: подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии: прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить» или косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»; много шутит на тему самоубийства; проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки могут быть не менее красноречивы. Подросток может раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами; может изменить пищевые привычки: начать есть слишком мало или – наоборот – слишком много; крайне мало спать или-напротив- делать это ненормально много; стать неряшливым; начать пропускать занятия, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, часто и подолгу находиться в подавленном настроении; замкнуться, отгородиться от семьи и друзей. Стать чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния; проявлять признаки беспомощности и безнадёжности.
Так называемые ситуационные признаки довольно предсказуемы, если вдуматься. Подросток способен решиться на самоубийство, если: социально изолирован, чувствует себя отверженным; в его семье серьезный кризис или алкоголизм – личная или семейная проблема. Если он или она ощущают себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального; предпринимал раньше попытки самоубийства; имеет склонность к суициду из-за того, что на это решился кто-то из друзей, знакомых или членов семьи; перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей); слишком критически относится к себе. Важно понимать, что для подростков, склонных к самоубийству, характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Поэтому, когда в среде случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других, предрасположенных к этому подростков. Иногда небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств» («эпидемии самоубийств среди подростков»).
Традиционное «что делать?»
Пути решения следует искать в зависимости от ситуации. «Знаете, вопрос даже не в том, что делать, а в том, чтобы делать хоть что-то, если вы заподозрили неладное! – восклицает психолог Марина Звягинцева. – Вот, к примеру, ситуация с подростковым расставанием: какое жизнь может иметь значение, когда потерян самый близкий человек – рассуждают вчерашние дети? Первый, любимый (ая), который тебя понимал, был рядом, был тебе нужен. Брошюрки советуют: отвлекитесь, займитесь чем-то другим. А чем: учеба – тоска, предки достали, а у лучшего друга опять свидание. А у тебя – ничего.
Что можно посоветовать? Здесь подростку важно осознать одно – насильно мил не будешь. Нельзя заставить любить себя под страхом вскрытия вен. Очень трудно свыкнуться с мыслью, что ты перестал быть нужен и все кончено. Но толку от зацикливания на этой теме не будет никакого. Придется свыкнуться. Поверьте, любовь Ромео и Джульетты встречается в книжках значительно чаще, чем в жизни.
Зачастую наиболее сильную боль доставляет не сам уход человека, а его предательство. Иногда это заостренное, инфантильное восприятие жизни доходит до нелепости. Парень был влюблен в девушку, пригласил ее к себе в гости на вечеринку. Вышел на кухню покурить, возвращается в комнату и видит – она с его другом обнимается. Он побежал вешаться. Хорошо, что гости вовремя из петли вынули. Это пример поступка импульсивного человека, который сначала делает, потом думает – то, что врачи называют «подвижным типом нервной системы»».
Следующая наиболее острая проблема – «дочки-матери». Обращение к родителям: вспомните, пожалуйста, кто кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас? Вот то-то. А между тем именно вы, родители, – неизбежные участники самоубийства собственного чада – настаивают специалисты. В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой? Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить?
Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец избивает мать. Как ей помочь, он не знал, а оставить все как есть, не мог. Для него самоубийство казалось возможным единственным выходом из создавшейся ситуации.
Иногда трагедией оборачивается ситуация, которая внешне выглядит вполне нормально. В больницу с острым отравлением доставили девочку. Мать, воспитывающая ее без мужа, хотела для дочери «лучшего будущего». Оно, по ее мнению, целиком зависело от учебы. Девочку отдали в спецшколу, все время переводили из класса в класс повышенной сложности.
В итоге ничего, кроме постоянной зубрежки, у нее в жизни не было. Никаких друзей, потому что только она успевала приспособиться к одному коллективу, как он тут же менялся. Постоянное напряжение, дикая опека со стороны матери – и в результате долгие беседы с психиатром. Ему пришлось потратить не один час, чтобы убедить девочку, что есть и другие способы объясниться с матерью, чем подобный акт протеста.
«Важно втолковать подрастающему чаду, что самоубийство есть убийство – неважно, что действие совершается собственной рукой, – советует психотерапевт Ирина Лопарева. – Я тягу к суициду некоторых молодых людей только так объясняю: нормальному человеку трудно переступить запрет на убийство себе подобного (хотя запрещает закон, на самом деле табу находится внутри нас) – и слава Богу! Но направить орудие убийства против себя самого оказывается гораздо легче, чем против другого – это так называемая переадресованная агрессия. В повседневной жизни самоубийство чаще всего – просто реакция слабой натуры на сложности жизни, и ничего героического и тем более, романтического в нем нет. Каждый имеет формальное право распоряжаться своей жизнью, как ему хочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми и добровольно покидать их не может и не должен».
Рекомендации, которые могут спасти жизнь вашего ребенка.
Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Если подозрения находятся на уровне вашей интуиции, найдите предлог поговорить по душам, вызвать тинейджера на откровенный разговор. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
Оцените серьезность, намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка.
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания, но, как говорится, не перегибайте палку.
Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьб и готовность помочь дадут ему эмоциональную опору. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. «Мысли о том, что мне все надоело, и пора с этим «завязывать» не раз возникали в моей голове, и я далеко не один такой – задумывается одиннадцатиклассник Сергей Захаров, – Да вы сами посмотрите на современного подростка. Что ему интересно? А ничего. Из-под палки родители загоняют в спортивные секции, а так целыми днями мы проводим время за компьютерами в социальных сетях. А ведь в этом возрасте так хочется попробовать все, да еще и чувства обострены до предела…Непонимание окружающих угнетает как никогда, а неразделенная любовь принимает масштаб вселенской трагедии. В одиночку, если нет поддержки «со стороны», с этим справиться крайне сложно»… «Как ты думаешь, почему вообще человек может покончить жизнь самоубийством?» – спрашиваю Аню, десятиклассницу. «Я думаю – может быть, он хочет стать счастливее» – отвечает она после некоторой заминки. Счастливыми хотят быть все. Просто подростки в силу недостаточного жизненного, житейского опыта пока не совсем представляют, что безвыходных ситуаций нет! Любую проблему можно решить вместе, сообща, не откладывая на завтра. Самое время, чтобы не случилось беды…