В Европе разразился очередной скандал, затрагивающий тему межполовых отношений. Причем случилось это ни где-нибудь в либеральной Голландии, а в Великобритании, слывущей эталоном нравственности и морали, где леди и джентльмены до 19 века стеснялись произнести вслух безобидное слово «панталоны». Сейчас же чиновники заявили представителям британских школ, что подросткам можно заниматься так называемым консенсуальным сексом (то есть по обоюдному согласию), начиная уже с 13 лет.
Соответствующие рекомендации, разработанные национальной благотворительной организацией, являются частью плана, который получил поддержку местного департамента образования. Согласно им вступление в сексуальные отношения при достижении подросткового возраста «является безопасным и здоровым этапом взросления». Общественностью подобные рекомендации были восприняты весьма неоднозначно, и сейчас в кулуарах законотворцев идет очередная дискуссия «про это».
Однако споры о том, кто и в каком возрасте должен говорить с детьми о межполовых отношениях, и нужен ли вообще в школах такой предмет, ведутся не только в Европе, но и в нашей стране. И мнения высказываются диаметрально противоположенные. Одни считают, что детям нужно давать всю интересующую их информацию по этому вопросу, а с введением в школах такого предмета, как сексуальное просвещение, со временем окрепнет институт семьи и с улиц исчезнут насильники. Другие утверждают, что информация такого рода побуждает детей и подростков к раннему началу половой жизни, увеличивает число подростковых беременностей и абортов.
К примеру, уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов выступает резко против полового воспитания учащихся. По его мнению, введение такого предмета в школах может нанести вред развитию детей, а также негативно сказаться на их нравственном и психическом здоровье.
В свою очередь, кандидат психологических наук, член Академии педагогических и социальных наук Борис Шапиро считает, что школьникам просто необходимо рассказывать о сексуальной жизни, так как именно при отсутствии нужной, тактично поданной информации интерес к ней может стать нездоровым.
Мы попросили высказать свое мнение по поводу британской инициативы некоторых учителей. В основном их мнения сводятся к тому, что в 13 лет говорить об этом с детьми рано, они попросту не смогут воспринимать разговоры на эти темы достаточно серьезно и ответственно, а чрезмерным акцентированием внимания на вопросах межполовых отношений можно нанести детям психологическую травму. К тому же, на уроках биологии в 9 классе дети и так проходят тему взаимоотношений мужчины и женщины. То есть тематические уроки, конечно, важны, но проводить их нужно более компетентным в этом вопросе людям – приглашенным медикам и психологам.
В свою очередь, Наталья Шлеенкова, практикующий психолог-консультант и семейный психолог считает, что проводить специализированные занятия нужно, но дозировано, тактично, профессионально и только с согласия родителей. Не нужно забывать и об этике преподнесения материала. Кроме того, нужно обязательно учитывать запросы и интересы детей, а уже исходя из их возраста готовить материалы для ознакомления: «В Европе этот вопрос менее табуирован, там сексу уделяется больше внимания во всех сферах жизни, в отличие от нашей страны. Кроме того, темы уроков должны отличаться в зависимости от пола учеников и проводить их должны именно профессионалы».
Действительно, как показывают многочисленные исследования, родители в роли сексуальных просветителей часто не слишком эффективны. Связано это с тем, что долгое время в нашей стране тема межполовых отношений находилась под жестким запретом, да и сейчас родителям зачастую неловко говорить с детьми о сексе, а если эта тема и возникает, взрослые не всегда могут достаточно правдиво и доверительно объяснить ребенку тот или иной вопрос, не вызывая у него стеснения. Именно поэтому говорить о межполовых взаимотношениях должны профессионалы, и делать это ненавязчиво и этично, ведь, как писал известнейший психолог и педагог Фромм, «будет ли человек испытывать страх страдать от комплекса вины, с неприязнью относиться к половой близости или, напротив, станет получать удовольствие от своего тела, зависит не от того, насколько он осведомлён о половой жизни, а от своего отношения к ней».