Сегодня от занятий в одной из гимназий Перми отстранили двух старшеклассниц. Волосы девочек были покрашены в яркие цвета. Им запретили приходить в школу, пока «нарушение не будет устранено». История так бы и осталась проблемой пары девочек и их родителей, если бы одной из них не оказалась дочь депутата гордумы Надежды Агишевой Зина.
У самой Зины более полутора тысяч подписчиков в инстаграме, да и мама выложила соответствующий пост у себя в фейсбуке. Пошла волна народного обсуждения, и выяснилось, что у многих есть эта проблема: учителя диктовали, как жить нам, когда мы были маленькими, и диктуют сейчас нашим детям.
В гимназии есть регламент, где прописаны требования к внешнему виду. Не рекомендации, а именно требования и санкции за их несоблюдение. Девочкам нельзя носить распущенные волосы. Нельзя красить волосы — никак. Девочкам нельзя носить больше одной пары сережек. Мальчикам сережки вообще запрещены. Мальчикам нельзя отращивать волосы, даже длинная челки под запретом.
Ребята, если вы это читаете, пожалуйста, держитесь. Еще чуть-чуть, и университет. Там можно и с пирсингом, и лысой, и в мини-юбке. Но большинство там всё равно ходят в совершенно обычной одежде. Потому что свобода нужна даже тогда, когда ею не пользуешься.
Предвосхищаю «куриный хор» — пусть самовыражаются за счет ума и доброты, а одежда и цвет волос — это глупости. Да, глупости. Я тоже так считаю. Но когда красить волосы в розовый, как не в 15 лет? Если не в 15, то уже только в 70.
Мне уже за 30, и никто меня ниоткуда не выгонит, приди я хоть лысой. Но мне так обидно за девочек. Мне жаль, что им довелось столкнуться с глупостью и несправедливостью мира. И никакие увещевания, что такие ситуации делают наших детей сильнее, меня не успокаивают. Я помню свой опыт стычек с учителями — я бы предпочла остаться слабой.
До девятого класса я училась в школе № 70 в Закамске. Не знаю, как дела обстоят сейчас, но лет 20 назад контингент там был не очень. Учителя радовались, если старшеклассники приходили в школу трезвыми. Как-то самая строгая учительница — химичка — отчитала мою одноклассницу Яну. Та, будучи ярко-рыжей, попыталась покраситься в черный. Получилось не очень. Учительница минут пять рассказывала о своем детстве и строгом педагоге, перед встречей с которым весь класс даже шел в баню, чтобы быть красивыми. Под конец речи химичка понадеялась, что краска у Яны была не очень стойкая, и всё скоро смоется, потому что у нее свои прекрасные медные волосы. Яну я больше крашеной не видела. Вот и всё. Никаких репрессий, выговоров, вызовов родителей.
В 10-м и 11-м классе мне повезло учиться в гимназии № 6. На 1 сентября я пришла с длинными «русалочьими волосами» серо-стального цвета с переливами всех цветов радуги — летом я неудачно пыталась покраситься в платиновую блондинку. Никто мне и слова не сказал. Да и толку-то. Что-то исправить можно было, только побрившись налысо. Интересно, а это учителя сочтут за экстравагантную стрижку?
За соседней партой все два года сидели две отличницы. Одна была такая Рапунцель с длиннющими золотыми волосами, никогда не прибирала их в хвост. У другой то асимметричная стрижка, то пирсинг в носу, то пять сережек в ухе, то трехцветное мелирование. Девчонки или с золотой медалью закончили, или около того — уже не помню.
Спустя месяц после начала учебного года моя мама попала в больницу и пролежала там четыре недели. Всё это время я жила одна. Безудержного веселья, как можно было бы подумать, дома не устраивала — на это не было сил. Утром в гимназию, днем к себе в поликлинику лечить больную спину, вечером к маме в палату. А ночью нападала бессонница часов до пяти. Утром надевала в гимназию первое, что попадется под руку. Иногда это оказывались джинсы, которые у нас были запрещены. За это мне тоже попадало от завуча. От занятий, конечно, никто не отстранял, но сложно объяснить, как может ранить уставшего подростка небрежно брошенная фраза: «Приведи себя в порядок».
Кстати, к слову о прическах и стрижках. Надежда Кочурова раньше в краевом правительстве отвечала за социалку, в том числе и за образование — асимметричная стрижка, рыже-красные волосы с белым мелированием. Ирина Ивенских — зампред правительства, сейчас курирует это направление. Цвет волос вполне консервативный — белый, но очень часто носит асимметричную стрижку — считается ли она экстравагантной, по мнению учителей гимназии?
Не очень понимаю, почему седым бабушкам можно краситься в фиолетовый, а школьникам — нет? Как вообще цвет волос и наличие формы влияет на процесс обучения? Кому это мешает? Есть какие-то научные исследования, или всё ограничивается обычным «это же всем известно»? Вечный аргумент — дети отвлекаются. Если учитель скучный, а дети не зомбированные, конечно, они отвлекаются. Если ни у кого из одноклассников нет ярких волос или смешной футболки, чтобы поглазеть, то можно отвлечься и на птичку за окном, если на уроке происходит неинтересный «тухляк».
Сейчас вот еще странные товарищи из ЛДПР предлагают запретить детям носить в школу гаджеты дороже пяти тысяч рублей. Они, видите ли, показывают социальное расслоение. То есть мы не будем ликвидировать социальные проблемы — мы запретим их демонстрировать. Божечки! Давайте уже запретим запрещать. Сразу так жить легче станет.
Я знаю, что в школах есть прекрасные люди, которые любят свою работу, любят детей, видят в них людей. Если бы эти педагоги писали требования внутреннего распорядка, то первым пунктом было бы: «Ученик должен быть в школе счастлив». Потому что это, черт возьми, десять лет нашей жизни, и проживать ее «стиснув зубы» очень сложно.
Мне кажется, учителя забывают свое предназначение — учить детей. Круто, если учитель — еще и друг или старший товарищ для школьников. Как в фильмах «Общество мертвых поэтов» или «Улыбка Моны Лизы». Почему же учителя становятся какими-то «законниками» в самом плохом смысле этого слова? «Девочки, извините, ничего личного — в школе такие требования, вон из класса».
Эх, жаль, я сейчас не школьница — покрасилась бы в розовый из чувства солидарности.