Все новости
Все новости

«Мы ходим в школу, чтобы на нас кричали и унижали». Колонка мамы ребенка, протестующего против школьной системы

Про форму, дисциплину и протесты

Самое удобное — одеваться по погоде

Поделиться

Моей дочери, учащейся 10-го класса, недавно сделали замечание за неформальный вид — легинсы и байкерскую толстовку, в которых она приходит в школу. «Да у нас должна быть физра, вот и надела, так удобней». Что ж, соглашусь, но пытаюсь возражать и говорю про устав и то, что форму можно взять и с собой. «Как ты не понимаешь, что, если я последую всему тому, требуемому в школе, я прогнусь, сдамся этой уже давно прогнившей системе?» Я поняла, что ребенка прорвало, а за нежеланием носить форму всегда стоит что-то большее. Ведь раньше это была послушная ученица. Возможно, к этому привело всё то, что происходило в школе раньше.

Ниже будет много диалогов. Они — срез того, что происходит в обычном МАОУ. Дорогие учителя и директора, если вы узнали себя в этих зарисовках, задумайтесь, пожалуйста, о своем профессиональном поведении. Потому что, на мой родительский взгляд, это полный неуд.

Какая такая картина мира? Главное — рейтинг


Моя дочка учится в самой что ни на есть обычной школе. Сначала нам повезло: мы попали к отличному вдохновенному педагогу, который любит детей, но в то же время требователен к ним и учит самостоятельности.

В среднем классе наши дети и родители начали слышать новое слово — «рейтинг», о котором постоянно говорили, что его нужно поднимать. Не улучшать знания, создавать картину мира, заинтересовывать, развивать личность, а именно поднимать рейтинг. При этом уровень самих педагогов оставлял желать лучшего.

— Как прошел день? — спросила я как-то у ребят, встречая дочь после школы.

— Учительница географии поставила всем двойки. У нее было плохое настроение.

Ребята включили запись, сделанную на уроке, и дали послушать. Из диктофона закричали: «Меня за прошлую неделю уважаемые ученики так доконали! Только попробуй рот открыть! Вам не было нас жалко, вы можете приходить и говорить, как вы хотите, и думать, как вы хотите? Нет уж! Открыли страницу шесть».

— Да ничего, ребята в параллельном классе не сдали ей научную работу. Ну она по нам и проехалась. Чтобы неповадно было.

После этого ребята включили запись, сделанную на другом уроке. Этот голос не кричал, был вежлив, но почему-то призвал ребят самим открыть учебник и читать вслух главу про какой-то исторический период.

— Э-э-э... Так он же сам должен объяснить?

— У нас так.

— А как химия? — спрашиваю у одноклассника дочки.

— Классно! Сегодня первый раз не по учебнику читали!

— В смысле?

— Обычно нас просят открыть ученик и самим читать текст, — объяснил мальчик. — А тут нам всё объяснила сама учитель, да еще в конце урока спросила, есть ли вопросы, и так мило даже. Обычно нам не разрешают задавать вопросы. Мы были в шоке. А потом выяснилось, что в конце кабинета сидят люди. И мы поняли, что это был открытый урок. Всегда бы так!

Есть, конечно, отдельные учителя, которые рады рассказывать детям о своих предметах, строить с ними диалоги, делиться опытом и вести за собой. Но таких мало. Возможно, из-за скромных зарплат.

Дисциплина — главное


Как-то меня пригласили на открытый урок. Он был прекрасен, но его досконально репетировали заранее, даже вопросы и ответы. Поэтому я скорее назвала бы его спектаклем.

Я пришла пораньше и вынужденно наблюдала прогон. Ребята зашли в класс. «Так, все вышли и зашли снова. Вы слишком громкие, стучите партами!» — отчитала ребят на повышенных тонах педагог. Мне стало не по себе. Что может быть естественней шума передвигаемых стульев на уроке? Ведь это не какое-то нарушение. Ребята вышли и скорбно зашли вновь.

После урока мне хотелось спросить, зачем нужно было передвигать стулья бесшумно, но учитель была занята приемом комплиментов от восхищенной комиссии.

— Почему вы не возмутились, не спросили, за что на вас накричали, ведь это издевательство? И, возможно, учитель сама за собой не замечает такого перебора.

— Потому что боимся.

Вы скажете, что, мол, на этом держится мир — есть дисциплина, закон, система. Но ведь еще есть и творчество, свобода мнений. Ведь должна быть какая-то разумная середина.

Мое школьное детство пришлось на перестроечные времена. Учителя были с нами честны, спрашивали наше мнение и смело высказывали свое. Учитель истории, фронтовик, на первом же уроке нам честно сказал: «Вы можете закрыть учебник истории и больше его не открывать, разве чтоб посмотреть там факты и карты. Потому что там написана неправда. Я вам буду сам рассказывать историю, как всё было».

Одноклассники могли не пойти на субботник, но могли объяснить, почему они не считают это нужным. А однажды мы устроили забастовку, потому что у нас сняли любимого учителя. Нас выслушали, но педагога вернуть не смогли — она уехала в другой город.

На мой взгляд, сейчас главное во многих школах (не во всех, конечно) — вырастить послушных и дисциплинированных детей, которые будут подчиняться государственной системе и соответствовать рейтингам.

Когда дочка училась классе в седьмом, учительница высказала мне замечание за то, что у всех дети вежливые, а моя — нет. «Она вам грубит?» — «Нет. Но смотрит на меня так смело, когда я ей делаю замечание!» Шок.

Прогон в 10-й класс. Дремлет на химии


На этом эпизоде мне хотелось бы остановиться отдельно, потому что, как мне кажется, он был поворотным. При поступлении в старшие классы нас ждал сюрприз. Из-за несданной в библиотеку «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова ребенку не подписали аттестат. У дочери была личная книжечка, подписанная ее рукой, и она пыталась это доказать, но в библиотеке всё равно потребовали сдать. При этом не смогли предъявить ее подпись. Дочь держалась до конца, но ей поставили условие, что до тех пор, пока не будет сдана поэма, аттестат не подпишут. Пришлось отдать свою личную книгу.

Второй сюрприз ждал на собеседовании. Ребят, поступающих в 10-й класс, разделили на два потока. Те, кто переходил в старшие классы без троек, должны были прийти самостоятельно и подписать документы. А те, у кого были тройки, должны были прийти с родителем. Так как в аттестате дочери фигурировала тройка по химии, я пришла вместе с ней.

Формально нужно было подписать ряд документов, но неожиданно в аудитории появилась новая директор, занимавшая этот пост первый год. Она сразу начала кричать на дочку. В таком стиле торговки семечками на центральном рынке выясняют отношения с торговками орешками. Это было странное зрелище: я никогда не видела орущих директоров школ. Тем более раньше мы неоднократно беседовали, и она была тактична, но здесь человека словно подменили. Уже потом я поняла, что это, скорее всего, был психологический прием: произвести впечатление на злостных троечников, переходящих в старшие классы, и сделать всё, чтобы ребенок туда не пошел. Ведь его тройки испортят рейтинг.

Она выкрикивала: «Ты точно хорошо подумала, что хочешь туда? Ты справишься? Потому что нам не нужны там люди с плохими показателями и тройками по математике (тройка была по химии, но директор, видимо, не подготовилась). Ты понимаешь, что нельзя будет опаздывать и ходить без формы?» Она выкрикивала это с таким напором и глядя в глаза, что казалось, мы находимся на допросе и в любой момент эта женщина извлечет чемоданчик с пыточными инструментами.

Безотрывный поток гнева обрушивался на моего ребенка по нарастающей. Я видела, как сжимается дочка под этими звуками от человека, чувствующего власть.

И тогда я сказала: «Стоп! Мой ребенок имеет лишь одну тройку по химии, а не математике, она ходит в форме, что вы заметили совсем недавно, но, видимо, путаете ее с кем-то другим, и старается не опаздывать». — «Но были же случаи? На нее часто жалуются учителя, она нарушитель». Я попросила уточнить, в чём именно. Директор обратилась за помощью к сидящему рядом завучу. «Дремлет на химии», — ответила та. «Что еще?» — «Но разве этого недостаточно?»

И вот это «дремлет на химии» было самым большим преступлением в глазах директора, чтобы устраивать ребенку психологический сеанс уничижения?

Я поговорила с другими родителями троечников, приходивших в этот день. Сеанс в стиле «гестапо» был устроен и им. Родители были в шоке и подумывали, не уйти ли им действительно. Позвонила в районо, где ответили, что директор в данном случае превысил свои полномочия, а не расписываться в аттестате за несданную книгу — нарушение закона.

Ну а дальше? А дальше начались протесты против перекосов школьной системы. Я стала часто слышать: «Ненавижу школу», «Ненавижу форму», «Мы ходим туда, чтобы на нас орали и унижали?» Эти высказывания я слышала и от других ребят. Только о некоторых учителях ребята говорили, что они видят в них людей, остальные — монстры, а школа — ад. Я слышала, как ребята, говоря о школе, сами называют ее «протухшей системой», «адом».

Может, магический знак поможет от школьных козней?

Может, магический знак поможет от школьных козней?

Поделиться

Ну и про форму


Про форму начинают говорить еще до 1-го класса, продолжают в среднем. Родители решают, какого цвета выбрать ткань, фасон. Хождение в одинаковой форме продолжается у детей до среднего звена. Потом детям разрешают деловой стиль. «И чтобы никаких толстовок!» — добавляют учителя.

Как-то я спросила у нового директора, это было еще до приема в 10-й класс: «А зачем в старших классах форма? Почему обязательно черная или синяя? Почему не оранжевая, красная? Зачем эти похоронные цвета?» — «Потому что есть устав и районо требует. Я с трудом попросила разрешить добавить в устав серый оттенок, а вы чего хотите?» — ответила директор.

— Зачем форма в старших классах?

— Это поможет им в дальнейшей жизни.

— ?

— Ну они же будут юристами, чиновниками, работать в структурах и офисах. Пусть сейчас уже привыкают.

— А если они будут работать на заводах, стройках, станут инженерами, врачами, поэтами и художниками?

Пауза.

Нет, правда, представители системы образования, вы действительно думаете, что мир состоит из чиновников и тех, кто ходит в костюмах и строгих платьях — вам подобных? Откуда такая узость мышления? Я вообще не понимаю, как человек с таким кругозором, отношением к детям и представлением о мире может управлять школой. Ведь даже ее ученики гораздо шире мыслят.

Как вариант, предложила ей сделать свободный от формы день. Вроде понравилось. Но как-то не реализовалось, видимо, начальство не одобрило.

В нашей школе ситуация с формой доходит до абсурда. Зимой в некоторых кабинетах очень холодно. Как рассказывала дочь, в морозные дни даже писать слова сложно. Она видела, как у соседки выпала ручка, потому что она не могла ее сжимать замерзшими пальцами. Одна из учительниц сидела в валенках на уроке, но попросила ребят никому не говорить, потому что это не по форме.

Котельная не школьная, а принадлежит другим структурам. Но и решить этот вопрос на уровне города, видимо, не пытаются.

— Дети стали ходить в толстовках и кофтах! — заявила как-то на собрании в 7-м классе классный руководитель. — Нам же выговоры делают.

— Так ведь холодно! — говорят родители.

— У нас синяя форма, значит, нужно подобрать кофту синего цвета, — рекомендует учительница.

Идем в магазин, выбираем кофту нужного оттенка, и на другой день ребенок довольный уходит в школу, но приходит чуть ли не в слезах. «Кофта плохая?» — «В дырочках». Тут я понимаю, что классная руководитель придралась к ажурной вязке на кофте и сочла ее легкомысленной. Боже мой! Но она надевает ее поверх рубашки, и дырочки совсем маленькие. Второй раз в магазин я уже не пошла. Ребенок стал надевать обычный теплый свитер со скандинавским орнаментом, чем неоднократно выбешивал преподавателей.

Ну вот и получайте — лосины и толстовки в старших классах. «Я просто хочу надевать удобную одежду, чтобы было тепло или прохладно, — объясняет дочь свою правоту. — Считаю, что ограничивать человека в этом неблагоразумно. Это полнейший абсурд».

Недавно ее вызвали в кабинет к директору. Вместе с классным руководителем ей доходчиво объяснили, что они не заинтересованы в том, чтобы она у них училась.

И вся эта история больше даже не про форму, а про подчинение. Не так зашли в класс, не так посмотрели, кофту не с теми дырочками надели. И еще я считаю, что пора прекратить учителям необоснованно кричать на детей. Это ненормально. Дети — не враги по другую сторону баррикад, а партнеры.

Да, кстати, в нашем родительском чате нельзя обсуждать проблемы. Просто запрещено. Дисциплина. Можно только лично с учителем.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК88
  • СМЕХ16
  • УДИВЛЕНИЕ5
  • ГНЕВ28
  • ПЕЧАЛЬ10
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter