Жители Перми обращаются в 59.RU с жалобами на переполненность первых классов. Они говорят, что в школах, куда они приходили с заявлениями о приеме детей, в каждом классе по 30 и более человек. Такое большое количество детей, приходящихся на одного учителя, тревожит мам и пап. Они считают, что получить качественное образование и достаточное количество внимания в таких условиях крайне сложно.
Мы поговорили о сложившейся ситуации с департаментом образования, сотрудниками муниципальных школ и представителем частной, а также психологом.
В России нет норм по количеству детей на учителя — только по метражу
Обозначим проблему на примере школы № 82 в микрорайоне Юбилейный — по поводу нее в редакцию обратилась одна из читательниц. К этой школе прикреплен дом, в котором живет ее семья. Документы будущей первоклассницы в руководстве школы принять были готовы, но, как говорит мама школьницы, с неохотой — классы и так переполнены.
— Мы попробовали обратиться в другие школы, но везде ответили, что мест нет — в классах по 30 и больше детей, — говорит Анастасия. — Но разве можно научить чему-то, уделить каждому внимание, объяснить то, что непонятно, помочь адаптироваться в школе, когда в классе столько ребят? Я считаю, что ничего хорошего в такой ситуации не получится. Мы решили отдать дочь в частную школу.
В департаменте образования 59.RU подтвердили, что в школе № 82 в этом году будет много первоклассников — открыть планируют 10 классов. На 5 августа в школу подали 303 заявления. Это значит, что в каждом классе будет примерно по 30 человек. Точных цифр о количестве новых учеников и первых классов в других школах в департаменте не дали, но не стали отрицать, что часть учреждений действительно переполнена.
— В некоторых школах города фактическое количество учеников превышает то, которое было запланировано по проекту. Такая ситуация складывается и в других городах страны, — заявили чиновники.
Тот факт, что во многих классах окажется по 30 и более человек, в департаменте образования не считают нарушением. И отмечают: в России не существует норм, которые бы регулировали, сколько детей максимально может приходиться на одного учителя. Есть требования только к площади классных помещений — согласно санитарным правилам, на одного ребенка должно быть не менее 2,5 квадратных метров на обычных уроках, а при работе в группах — не менее 3,5 метров. Площадь рассчитывают без учета места, которое занимают шкафы и тумбы.
В департаменте считают, что пермские школы способны дать качественное образование и большое количество детей в классах этому не помеха.
— Современные образовательные технологии позволяют педагогу обеспечить качественное образование для детей в соответствии с нормативами, установленными постановлением главного государственного санитарного врача РФ, — прокомментировали в ведомстве. — Департамент образования выстраивает систему, которая позволяет дать достойное начальное образование всем, кто учится в 1–4 классах. Дальше ребята будут повышать свой уровень в зависимости от того, какую школу, какой профиль они будут выбирать исходя из своих предпочтений. Для этого в городе действует проект «Я выбираю школу» (он позволяет будущим первоклассникам поступить на программы повышенного уровня в школы с углубленным изучением предметов. — Прим. автора).
«Нужно учить ребенка быть сильным»
Мы поговорили о ситуации с теми, кто непосредственно работает с детьми — учительницей начальных классов и директором одной из пермских школ. Обе давно работают в пермских школах, имеют большой опыт и согласились пообщаться с 59.RU на условиях анонимности.
По словам директора, в последние годы 30–32 человека в классе — это обычное дело. Такую наполняемость эксперт связывает с высокой рождаемостью 2010-х.
— В конце 70-х и в 80-х годах в классах было по 45 детей, в послевоенные годы — по пятьдесят. Все выучились и даже в космос полетели всей страной, — комментирует директор. — Если педагог квалифицированный, он всему научит, сколько бы детей в классе ни было. Хороший учитель при любой наполняемости класса заметит состояние каждого ребенка, поймет, кто готов к уроку, а кто нет, вовремя проявит заботу. А педагоги у нас замечательные, опытные, регулярно проходящие повышение квалификации, совершенствующие свои навыки. Я тоже преподаю и для меня вообще нет разницы — десять человек или тридцать. Я захожу в класс и всех их сразу вижу — кто чем занят, кто сделал задания, а кто нет.
По словам директора, пугаться того, что в класс набрали 30 человек, родителям не стоит.
— Главная задача, которую выполняет школа — социализация. Когда вокруг много сверстников, дети учатся искать единомышленников, отстаивать свою точку зрения, разрешать сложные ситуации, определять собственные ориентиры и исходя из этого, выбирать для себя друзей, учиться говорить «да» и «нет» на разные предложения, — объясняет собеседница. — Всё это очень пригодится во взрослой жизни. Те, кто имеет навыки коммуникации и умеет работать в команде, как правило, становятся успешными людьми даже если учились на тройки.
Эксперт говорит, что стремление отдать ребенка в частную школу часто может быть связано с гиперопекой со стороны родителей.
— Родители считают, что он еще маленький, куда ему в большой коллектив, пусть еще побудет в тепличных условиях. Этим они оказывают ребенку медвежью услугу, — уверена директор. — Подросток выпускается из школы, где учились три Ивана, где его все время целовали и гладили по голове, и думает, что его будут целовать до пенсии. Но его никто не целует. К такой резкой перемене, к выходу во взрослую жизнь многие оказываются не готовы. Нужно учить ребенка быть сильным, стойко реагировать на разные вызовы. А сейчас, к сожалению, дети в начальной школе не всегда могут самостоятельно завязать шнурки. Бывают случаи, когда мамы до 7 класса возят сыновьям лыжи в школу, потому что «ну как же, они же не справятся».
Чтобы помочь детям адаптироваться к обучению в больших классах муниципальных школ, директор советует учить их навыкам самообслуживания и работать над учебной мотивацией — вместе читать книги, ходить в музеи, обсуждать прочитанное и увиденное, говорить о возможных вариантах будущей профессии.
Учителя берут по два классных руководства — в первую и вторую смены
Педагог начальных классов с более чем двадцатилетним стажем тоже не считает большие классы фактором, который может помешать дать детям качественное образование и уделить каждому из них внимание.
— Всё получается: и спросить каждого, и поговорить по душам, и проследить, чтобы никаких травм и стычек не было. Детей хоть и много, но все равно все они в одном месте, на виду, — говорит учительница. — Детям даже интереснее в больших классах — у них больше выбор, с кем дружить. Не замечала, чтобы адаптация в больших классах проходила хуже, чем в маленьких. Для ребят привычны большие коллективы, ведь большинство из них приходят из садиков, где тоже много людей в группах. Тяжело бывает только домашним детям, которые в садик не ходили.
По словам учительницы, работать в классе, где больше 30 человек, всё-таки сложнее, чем в том, где 25: требуется больше времени на проверку тетрадей, тяжелее проследить за детьми во время экскурсий, некоторых ребят приходится сажать за последние парты.
— Школы действительно переполнены. Из-за большого количества детей у нас в этом году открыли несколько дополнительных первых классов. Классное руководство взяли наши педагоги. Теперь у них будет по два класса: один в первую смену, второй — во вторую. Если бы они не согласились на повышенную нагрузку, наверняка стали бы искать новых сотрудников. То есть нюансы, связанные с большим количеством детей, конечно, есть, но они не критичные. И наши власти знают о переполненности школ и решают эту проблему, строят новые учебные корпуса.
По данным пермского департамента образования, к началу учебного года откроется новый корпус школы № 93 на 400 учеников. Кроме того, сейчас завершают капремонт здания школы № 79. В следующем году в эксплуатацию планируют ввести новые корпуса школ «СинТез» и № 82, а также дополнительное здание для гимназии № 17.
«Нам трудно, но мы справляемся» или «Всё вышло из-под контроля»?
По мнению психолога Надежды Керовой, первый класс — это всегда сложный период для детей и родителей, сколько бы детей ни было в новом коллективе. В первый школьный год вся семья привыкает к новому формату жизни и режиму дня, адаптируется к новым социальным ролям, что бывает непросто.
— Чем меньше детей в классе, тем потенциально больше внимания может получить каждый ребенок. Но многое зависит от конкретного педагога. Многие справляются — им хватает и времени, и ресурса, чтобы поработать со всеми учениками. Но даже в таком случае нагрузка на учителя растет. Когда детей 20–25, работать легче и проще, чем когда их 30–35, — рассказывает психолог. — Некоторым педагогам тяжело с большими классами. В таком случае детям какое-то время может быть некомфортно, учебный процесс может идти не так гладко, как хотелось бы.
Надежда Керова говорит, что дети по-разному реагируют на начало учебы вообще и на большие коллективы в частности.
— Очень чувствительные дети могут страдать даже от большого количества фонового шума — звуков падающих ручек, шелестящих страниц, отодвигающихся стульев, которые неизбежно производит большой класс, — объясняет Надежда. — Для более устойчивых детей это не будет проблемой.
Надежда советует родителям быть более внимательными к первоклассникам — это поможет им успешно адаптироваться в школе при любом размере класса.
— Очень важно понимать, какова ситуация — «нам трудно, но мы справляемся» или «всё вышло из-под контроля, ситуация критическая». Если вариант второй, нужно не замыкаться в себе, внутри семьи, а искать помощь: обращаться к школьным психологам, логопедам, дефектологам или искать специалистов в поликлиниках, психологических центрах, — советует эксперт. — Иногда ребенку может потребоваться помощь невролога. Хороший эффект могут дать занятия с репетитором. Так ребенок получит опыт общения с педагогом в других, более комфортных себя условиях, поймет, что с ним все хорошо и начнет чувствовать себя более уверенно.
В некоторых особенно сложных случаях может потребоваться смена формата обучения (например, переход на индивидуальные занятия), учителя или школы. Надежда говорит, что для детей, которые из-за личных особенностей не могут комфортно учиться в больших коллективах, частная школа с маленькими классами может быть неплохим вариантом.
— Если родители могут позволить себе частную школу, а у ребенка складываются хорошие взаимоотношения с педагогом и одноклассниками, то почему бы и нет, — считает психолог.
Родители правда выбирают частные школы из-за загруженных муниципальных?
Представители пермских частных школ смотрят на ситуацию совсем не так, как сотрудники муниципальных. Например, директор частного «Лицея имени М. В. Ломоносова» Надежда Денисова говорит, что переполненность муниципальных школ — это одна из причин, по которой пермяки выбирают для своих детей негосударственные образовательные учреждения.
— Количество детей очень сильно влияет на образовательный процесс и на атмосферу в классе, — уверена директор лицея Надежда Денисова. — Когда в классе 35 человек, учитель чисто физически не может всех быстро усмирить, не имеет возможности уделить время каждому ребенку. Чтобы закрепить материал, педагог задает детям вопросы, но различить в общем гуле ответ каждого ученика он не в состоянии. В шумных многолюдных классах ребята часто не могут сконцентрироваться, не усваивают часть материала. В результате родителям приходится нанимать репетиторов или самостоятельно объяснять темы дома. Это плохо и для детей — вечером они должны отдыхать, а они продолжают учиться. Еще одна проблема — среди 30–35 человек мальчикам и девочкам трудно осознать себя как личностей. Они не чувствуют, что их слушают и слышат, а воспринимают себя частью какой-то общей массы. В небольших классах, как у нас, где всего по 12 человек, таких сложностей нет.
Ранее власти Перми рассказали о перспективах открытия школы в ЖК «Арсенал».