Учительница химии из пермской школы «Петролеум+» Елена Щукина вошла в 15 лучших на российском конкурсе «Учитель года». Мы встретились с Еленой, чтобы обсудить самые важные темы, связанные с образованием. В этом тексте — несколько искренних монологов о мотивации детей к учебе и об отношении родителей, учительских зарплатах и переполненности классов, о трудных учениках и о том, как школа и родители могут им помочь.
О конкурсе
Когда вокруг тебя 85 лучших учителей со всей России, то, несомненно, можно посмотреть на все лучшие методики преподавания. Каждый конкурсант уникален. Познакомиться со всеми открытыми уроками конкурсантов пока не получилось, я планирую сделать это на каникулах. Начну с первой пятерки или с топ-15, а потом перейду к остальным. Буду анализировать, что-то брать для себя, потому что конкурс — это прямо кладезь методической мысли. Конкурс - это, прежде всего, люди. Сейчас для меня карта России - это имена.
Успех на конкурсе — не только мой. Со мной работала команда. На мой взгляд, даже больший взгляд внесли коллеги: Красносельских Валентина Леонидовна, Агафонова Наталья Владимировна, Панькова Ксения Викторовна, Баскевич Ирина Александровна, Трушина Наталья Рахматуллаевна, методическая служба города: Малинина Светлана Валерьевна и Хлебникова Марина Анатольевна; школьные завучи Иванова Светлана Николаевна и Полуянова Людмила Егоровна. Ничего бы не получилось без поддержки директора Исакова Артема Валерьевича. Довольно много людей вложились в то, чтобы мы были в пятнадцати лучших. Мы шли к этому не один год.
О химии и о том, почему она нужна всем
Тема моего открытого урока — химическая организация живой и неживой природы. У нас была химия высокого полета. Химия высокого полета — это метафора, показывающая, что химия важна каждому ребенку, независимо от того, кем он хочет стать. Нет гуманитариев и технарей — нужно просто найти подход к ребенку и показать в своем предмете то, что интересно именно ему. Надо показать ученикам, что они сталкиваются с химией каждый день.
Мы с ребятами говорили, что химия есть везде. Когда они общаются между собой — это химия, ведь выработка гормонов — это химический процесс. Чистка зубов — это тоже физико-химический процесс. В связи с этим можно поговорить о мифах, которые связаны с этой темой, чтобы ребята слепо не верили рекламе. Например, о том, что якобы нужно обязательно покупать зубную пасту с фтором. Это не так. На самом деле зубная эмаль мало что пропускает. Тут можно рассказать про процесс встраивания, усваивания кальция в зубы.
Даже приготовление борща — это химия. В процессе варки происходит эмульсификация жиров, денатурация, то есть расщепление четвертичных структур, белка мяса, из-за которого оно из красного становится темным. Когда мы едим, расщепление пищи начинается в нашей ротовой полости под действием фермента пепсина.
С точки зрения химии можно поговорить и о диетах, например, бессолевой. Когда мы не едим соль, мы не худеем, просто вода не задерживается в нашем организме, и из-за этого мы видим на весах меньшую цифру, чем обычно.
Куда бы мы ни посмотрели, какой аспект жизни человека ни взяли, в любом случае везде будет химия. Когда ты понимаешь процессы, которые происходят внутри и вокруг тебя, тебе легче управлять своей жизнью, выстраивать причинно-следственные связи. Через три-четыре года дети вспомнят ту же пресловутую периодическую систему элементов, но они будут знать и понимать те процессы, которые протекают в их жизни.
О выборе профессии и стиля преподавания
Я сама потихонечку пришла к такому стилю преподавания. Я не педагог по образованию, окончила химический факультет классического университета. Методика преподавания у меня была не в том объеме, в котором ее дают в педагогических вузах. Когда я пришла к ребятам, я увидела, что они не понимают, о чем я с ними говорю, и начала задумываться, как дать им материал более просто, интересно, но сохраняя научность подхода. Я начала искать то, что им близко, и объяснять на повседневных вещах.
Когда защищала диплом, поняла, что хочу преподавать в школе. Начала с работы в вечерней школе. Сложно объяснить, как это получилось. Сыграло роль какое-то внутреннее ощущение от общения с детьми. Это непередаваемо — видеть, как они получают удовольствие от учебы. Это какой-то особый вид наркотика, наверное.
О трудных детях и о том, как найти к ним подход
Еще мой классный руководитель сказала очень правильную вещь: «Нет плохих детей — есть плохие учителя». На мой взгляд, во всех школах и во все времена дети всегда одинаковые. Другое дело, как ты к ним относишься, с каким посылом к ним идешь. Если ты к ним развернешься лицом, то и они к тебе развернутся лицом. Ну а если ты к ним затылком, то и от них будут затылки.
Прежде всего важно увидеть в ребенке человека, личность. Дети имеют право на собственное мнение, даже если оно отличается от твоего. Ребята могут выражать свою точку зрения. Их нужно научить правильно и корректно это делать. Здесь очень важна личность учителя. Если ты уважаешь их мнение, слышишь их, считаешься с ними и в корректной форме высказываешь свое согласие или несогласие, рано или поздно ребята начинают вести себя точно так же.
Когда учитель сверху — это неправильная позиция. Ты должен быть наравне с детьми, потому что они такие же люди, как и ты, ничем не отличаются. Просто они младше, вот и всё. У тебя только жизненного опыта больше, и поэтому ты мудрее. А так ребенок — это точно такой же человек со своими ценностями, со своими устоями, со своей картиной мира, со своим мироощущением. С этим нужно считаться.
О современном образовании
У современной системы образования есть как плюсы, так и минусы. Возьмем единый государственный экзамен. Его несомненный плюс в том, что он позволяет поступать в ведущие вузы даже ребятам из удаленных уголков страны. Для этого им не нужно никуда ехать — достаточно только онлайн подать документы и предоставить результаты ЕГЭ. Раньше, когда были внутренние экзамены, такой возможности не было. Да, может быть, тест не отражает всей полноты, но есть часть С, которая позволяет дать развернутый вариант ответа.
Наша система образования не плоха и не хороша — она просто есть. И это одна из лучших систем образования в мире. Поэтому нужно научиться видеть в ней плюсы. Мир меняется, и встраиваться в новые условия — это тоже своего рода развитие.
О переполненных школах
Сложности с переполненностью действительно есть. Они вполне обоснованы. Влияет в том числе уровень рождаемости, который то падает, то растет. Понятно, что школа не резиновая и не может менять размер вслед за всеми демографическими процессами.
Минус в том, что мы учимся в две смены. Хотелось бы в одну, а вторую часть посвятить внеурочным курсам, какой-то дополнительной занятости. Но при должном руководстве школой все недостатки нивелируются. Для второй смены можно организовать внеурочную занятость в первую смену, для первой смены — во вторую.
У нас в школе есть спортклуб, профессиональные пробы и практики — очень много возможностей для самореализации ребенка.
О работе психологов и тестах, которые старшеклассники проходили после стрельбы в университете
Социально-психологическое тестирование (СПТ) ввели не недавно, его проводят не первый год. У меня ребята (Елена — классный руководитель в десятом классе. — Прим. ред.) без всяких протестов прошли СПТ, потому что они понимают, с какой целью всё это делается, знают, что такие тесты — в их интересах.
У нас должны быть инструменты выявления различного рода сложностей у ребенка. Взгляд может замылиться — где-то замотались, где-то не увидели. А тестирование позволяет проверить, какое состояние у ученика.
Конечно, тестирование не идеально, но кого-то с помощью него мы можем увидеть и помочь. Поэтому почему бы не воспользоваться этим инструментом? Плохо от него никому не будет.
Бояться тестирования не стоит — результаты нигде не оглашают. Если родитель желает, он может индивидуально пообщаться с психологом на тему результатов своего ребенка, увидеть сложности и над ними поработать.
В случае с университетом ведь тоже есть свои причины — ребенка вовремя не услышали. То, что он сделал, это вопиющее «услышьте меня, заметьте меня, я хочу быть увиденным, мне тяжело, мне плохо». Это всё вылилось в ситуацию, когда пострадали люди.
Я не готова судить о работе психологических служб всего города, я знаю только о том, как работает та, что относится к нашей школе. В нашей школе каждого ребенка и слышат, и видят. И у классного руководителя, и у учеников, и у их родителей есть возможность обратиться к психологу и получить его консультацию.
Мы нацелены на индивидуальную работу с детьми, поэтому каких-то массовых мероприятий от психологов не так много. Рассказать, как именно проходит общение психолога и детей, я не могу. Во-первых, это не в моей компетенции, а во-вторых, это очень личное. Но главной задачей всегда является налаживание взаимодействия между школой, родителями и детьми таким образом, чтобы каждому ребенку было максимально комфортно.
Я бы не стала винить школу в том, что случилось в университете. Нужно оценивать очень много факторов, в том числе изучать, какая обстановка была в семье подростка.
О мотивации детей к учебе
Надо услышать, что хочет ребенок, что ему интересно, чем он любит заниматься. Понять, чем бы он хотел заниматься в течение жизни. Потому что приносить доход будет только то, что нравится.
Не бывает, чтобы было просто неинтересно учиться. Всегда есть причина. Возможно, ребенку нравится математика, но он не понимает, как решать уравнения, и поэтому снижается его мотивация. Надо понять, в чем причина, и эту причину ликвидировать.
Иногда сложности возникают из-за негативных эмоций, связанных с одноклассниками или педагогом. Это тоже решаемо. Нужно помочь принять, что мы в течение жизни общаемся не только с людьми, которые нам нравятся. Так не бывает. Мы должны научить ребенка справляться с чувствами, которые возникают при общении с людьми, не вызывающими его симпатию.
О зарплатах учителей
Да, я не могу назвать зарплаты высокими, но и нищенскими они не являются. Да, на ставку, наверное, жить трудно. Но мы можем ныть, а можем что-то делать. В школе заработать можно, нужно искать такие возможности.
Об оценке качества работы
Есть формальные показатели — например, результат сдачи ЕГЭ. Но для меня более ценно, когда дети, в том числе и те, что давно выпустились из школы, приходят и говорят: «Спасибо вам, ваши уроки нам пригодились».
Советы педагогам и родителям
К родителям у меня только один совет — ребенка надо любить. Когда вы будете его любить, слышать, когда между вами будут доверительные отношения, тогда всё получится. Другого рецепта нет.
Педагогам нужно любить то, что они делают. Если ты в школу идешь с радостью, получаешь удовольствие от того, что ты делаешь, — тогда да, всё будет хорошо. В школу нельзя приходить просто так. Нельзя приходить в школу только для зарабатывания денег, потому что это особый живой организм и дети чувствуют твое отношение.
Ранее мэр Перми рассказал об итогах проверки безопасности школ, которую начали после стрельбы в университете.