Пермский блогер Олег Асса, автор YouTube-канала «Все работы хороши», опубликовал полуторачасовое видео, в котором рассказывает всю правду о работе учителем. Мы посмотрели его и рассказываем о том, с какими проблемами сталкиваются педагоги.
Олег Асса известен как человек, который рассказывает о работе в разных компаниях. Чтобы понять, как устроена жизнь той или иной компании, он связывается с ее сотрудниками или находит добровольца, который специально устраивается в организацию и рассказывает о ее «кухне». В случае с учителями использовать специальных агентов не пришлось — впечатлениями о работе с блогером поделились действующие сотрудники школ.
Ролик Ассы о работе учителей уже набрал более шестисот тысяч просмотров и вошел в трендовые видео YouTube. Собеседники рассказали блогеру, что для того, чтобы устроиться педагогом, совсем не обязательно иметь профильное образование.
— У меня образование высшее инженерное, я заканчивал инженерный вуз. И на момент трудоустройства и вообще в течение моей работы у меня не было никакого документа, который бы являлся основанием для того, чтобы допускать меня до работы в качестве учителя в общеобразовательной школе, — рассказал Олегу Ассе один из героев. — Мне называли ценник типа 15 тысяч рублей, три дня — и типа тебе сделают корочку о том, что ты прошел переподготовку на преподавателя.
Но главные претензии касались вовсе не процедуры приема на работу, а зарплат. Учителя признались блогеру, что не понимают, каким образом определяют размер их жалования, за что они получают те или иные надбавки.
— Нельзя никогда сказать, что вот ты учитель и на такой-то ставке на столько-то часов тебе будут платить столько-то, поскольку в разных школах это почему-то оплачивается абсолютно всё по-разному. То есть, допустим, нормальная ситуация, что у меня и у моей коллеги при одинаковом количестве часов зарплаты различаются на 10–15 тысяч в месяц, — заявила Ассе одна из учительниц.
Исходя из откликов педагогов, блогер сделал вывод о том, что зарплаты в школах разных городов очень сильно отличаются. Если верить респондентам Ассы, получается, что в школах небольших населенных пунктов зарплаты стартуют от 15–18 тысяч, а в Москве — от 70. Преподаватели признались, что в столице можно заработать 150 и даже 200 тысяч.
По словам Олега Ассы, где бы ни находилась школа, учителям в большинстве случаев приходится работать не на одну ставку, а на полторы или даже на две. Блогер говорит, что в глубинке педагоги идут на это, чтобы заработать сумму, на которую можно прожить, а в Москве на увеличении нагрузки настаивает руководство школ — это нужно, чтобы средний уровень зарплат дотягивал до целевого уровня, установленного мэром.
Часть зарплаты педагога приходится на стимулирующие выплаты. По мнению Ассы, их начисление непрозрачно, а при условии, что все учителя проявили себя хорошо, фонд, предназначенный для стимулирования, не увеличивается — чтобы поощрить всех, просто снижают «стоимость» балла (их начисляют за разные достижения). По словам Ассы, педагоги, работающие не со всем классом, а только с его половиной (например, учителя иностранных языков), зарабатывают меньше, ведь оплата зависит от количества учеников, а не от количества затраченного времени или качества занятий.
Педагоги пожаловались Ассе на огромное количество дополнительной нагрузки. За свою, часто небольшую зарплату они должны не только проводить уроки, но и проверять тетради, заполнять электронные журналы, писать массу отчетов, нести ответственность за жизнь и здоровье детей, следить за организацией питания, участвовать в длинных планерках и тратить выходные на участие в добровольно-принудительных субботниках.
Учителя рассказали блогеру, что получают наказания за любые проступки учеников — даже те, что они совершили в неучебное время или даже после окончания школы. Также педагоги сталкиваются с общественным порицанием за многие, казалось бы, обычные вещи — татуировки, выражение гражданской позиции, походы в клубы и рестораны, фото в купальниках и так далее.
По словам учителей, им часто приходится покупать канцелярию, бумагу и прочие расходные материалы, а также заправлять картриджи для принтеров за свой счет — школа на это деньги не выделяет.
Кроме того, сотрудники школ недовольны тем, что в любом конфликте между ними и родителями руководство занимает позицию мам и пап. Учителя считают, что директора и завучи поступают так, чтобы избежать жалоб в департамент образования и ухудшения рейтинга школы.
Еще одна сложность касается детей с особенностями психики — задержкой развития речи или психики, расстройствами аутистического спектра и так далее. По словам учителей, такие ребята учатся в обычных классах, а специальных сопровождающих — тьюторов — им не предоставляют из-за отсутствия средств у школ.
В своем видео Олег Асса говорит о российских школах в целом и отдельно не останавливается на ситуации в школах Перми и Пермского края. Тем не менее редакция 59.RU попросила городской департамент и региональное Министерство образования прокомментировать ролик. Мы опубликуем ответы, как только их получим.
Ранее мы подробно рассказали об Олеге Ассе и его канале, а еще разобрались в том, сколько и за что получают учителя Прикамья.