В 2021 году три пермских вуза — ПГНИУ, ПНИПУ и кампус НИУ ВШЭ — объявили об открытии собственных школ. Они должны начать работу 1 сентября 2022-го. Но долгие годы пермяки считали, что у этих вузов уже есть свои школы: у классического университета — лицей № 2, у политехнического — лицей № 1, а у «вышки» — лицей № 10. Мы пообщались с пресс-службами вузов и департаментом образования, чтобы узнать, чем уже существующие учебные заведения отличаются от тех, что только собираются открыть.
Подробную историю появления лицеев при вузах 59.RU рассказали в ПГНИУ. Оказалось, что гимназии, лицеи и школы при университетах в России массово начали создавать еще в 1990 году. Тогда учредителями каждой из школ становились сразу две организации. В Перми учредителями были Главное управление народного образования Пермской области (сейчас его функции исполняет Министерство образования Пермского края) и вузы.
— Структура лицея изначально задумывалась близкой к структуре факультетов университета, — вспомнили историю лицея № 2 в ПГНИУ. — В результате появилось семь направлений с курированием их деканами соответствующих факультетов: математическое, физическое, биологическое, химическое, географическое, историческое и филологическое. Спустя несколько лет нормативные требования изменились: у образовательного учреждения теперь мог быть только один учредитель. С 1997 года лицей является муниципальным учреждением, его учредитель — город. Пермский университет вышел из числа учредителей лицея, но на десятилетия сохранил тесные методические и научно-образовательные связи. Реализуя идею непрерывного образования «школа-вуз», преподаватели и научные сотрудники Пермского университета выступали тьюторами при обучении лицеистов.
Лицей при ПГНИУ
Новая профильная школа, о создании которой ПГНИУ сообщил в ноябре 2021 года, станет непосредственным структурным подразделением ПГНИУ и расположится в одном из корпусов вуза, говорят в университете. Лаборатории университета, их научное оборудование, литература из библиотеки будут доступны лицеистам — это тоже станет важным отличием от лицея, существовавшего ранее.
В новом учреждении планируют вести углубленное изучение некоторых предметов и готовить победителей и призеров региональных и всероссийских олимпиад.
Известно, что в новом лицее будут только старшее звено — 10 и 11 классы. В следующем году вуз наберет три профильных класса: физико-математический, химико-биологический и историко-географический. В каждом из них будет по 25 человек.
Политехническая школа при ПНИПУ
В политехе, так же как и в ПГНИУ, сообщили, что новая школа будет их структурным подразделением — так же, как им является факультет, отдел или управление.
— Лицей № 1, наверное, относился когда-то к вузу, но сейчас мы на него никак не влияем, не определяем вектор его развития, а школой будем полностью управлять, — объяснили в пресс-службе вуза. — Хотя сотрудничество между университетом и лицеем, безусловно, сохраняется.
В школе при ПНИПУ также будут учиться только старшеклассники. Там откроют два специализированных направления: физико-математическое и инженерное.
Лицей при пермском кампусе НИУ ВШЭ
— Известно, что лицей № 10 долгие годы позиционировался как лицей Высшей школы экономики, хотя юридически не имел отношения к университету, — прокомментировали в пресс-службе вуза. — Пермский кампус НИУ ВШЭ принимал активное участие в его организации, становлении и развитии. В числе педагогов лицея есть профессора и преподаватели «Вышки». В 2022 году лицей № 10 продолжит свою работу в составе учебных организаций города. «Вышка» и дальше будет поддерживать с ним партнерские отношения, организовывать совместные мероприятия и вовлекать лицеистов в свое образовательное пространство.
В лицее, который откроют непосредственно при НИУ ВШЭ, будет три направления профильной подготовки: технологическое (математика и информатика), гуманитарное и социально-экономическое (экономика и математика).
— В первые три года мы планируем набирать по три десятых класса, по 25 учеников в каждом. До 2025 года обучение лицеистов будет проходить на территории НИУ ВШЭ — Пермь в корпусе на бульваре Гагарина, 37. По планам, в 2025 году лицей переедет в новое здание, — рассказали в пресс-службе вуза. — С 2025 года прием в лицей может быть расширен: предполагается набирать 100 обучающихся в девятые классы, а также увеличить прием в десятые классы — с 75 до 200 человек. Таким образом, к 2026 году в лицее будет 500 учеников.
Чтобы попасть в лицей при НИУ ВШЭ, нужно будет пройти конкурс. Вуз уже определил ключевые требования к поступающим:
• успешное прохождение вступительных испытаний и тестирования по профильному предмету;
• высокий уровень грамотности, математических знаний, владения иностранным языком (английским, немецким, французским), подтвержденный результатами тестирования;
• стремление к продолжению обучения в НИУ ВШЭ, демонстрируемое в мотивационном эссе.
Если показатели окажутся равны, НИУ ВШЭ примет во внимание результаты ОГЭ.
В «Вышке» говорят, что ученики их лицея освоят выбранные программы обучения, выполнят исследовательские проекты по выбранному предмету, подготовятся к успешной сдаче ЕГЭ, примут участие в олимпиадах различного уровня, познакомятся с разными направлениями обучения в бакалавриате и смогут сделать осознанный выбор.
Что говорят в Департаменте образования
Чиновники также обратили внимание, что лицеи № 1, 2 и 10 — это отдельные общеобразовательные учреждения, не являющиеся структурными подразделениями высших учебных заведений.
— Исторически лицеи и вузы выстраивали свои отношения на принципе сотрудничества в создании единого образовательного пространства, единой системы качества образования, единой корпоративной культуры студентов и лицеистов, преподавателей, администрации и родительского сообщества, — рассказали 59.RU в департаменте. — Образовательный процесс в этих учреждениях отличается от других школ. Организация учебного процесса там максимально приближена к вузовской: лекции, семинары, подготовка и защита исследовательских проектов. Например, в лицее № 10 используется рейтинговая оценка знаний, как и в НИУ ВШЭ. Отличается и кадровый состав: профильные предметы и элективные курсы ведут преподаватели вузов, они же являются руководителями индивидуальных исследовательских проектов обучающихся. Высшие учебные заведения являются ресурсными центрами для лицеев: ребята имеют возможность заниматься в лабораториях, пользоваться библиотечным фондом, принимать участие в летних студенческих практиках.
От рекомендаций о том, какие лицеи выбирать старшеклассникам их родителям — новые или уже существующие — в департаменте образования воздержались.
Ранее мы разобрались, почему пермскую школу № 21 закрывают на капитальный ремонт посреди учебного года.