Все новости
Все новости

Построили для слепых детей за 2,5 месяца: история пермской школы № 22 (при ремонте там нашли удивительное)

Рассказываем о найденных вещах и истории здания (вы знали, что его часть облицована крошкой из бутылок от лимонада?)

ds

В пермской школе № 22 сейчас идет капремонт

Поделиться

В пермской школе № 22 недавно начали капитальный ремонт. Во время него сделали массу уникальных находок. Тут обнаружили старинные изразцы, сундук, лапоть, рубашку, газеты и многое другое. Мы побывали в школе и рассказываем о ее истории и вещах, которые в ней нашли.

Со стороны кажется, что здание школы № 22 состоит из двух частей — старинной и современной. Но на самом деле этих частей больше. Первую из них (центральный фрагмент здания, если смотреть на него с улицы Сибирской) построили еще в XIX веке.

— Это здание XIX века. Оно было построено, как Эйфелева башня, в 1889 году, — рассказала 59.RU учительница французского, хранительница истории школы Любовь Зарубина. — Строительство школы начали в конце XIX века, в период расцвета благотворительности. Тогда в нашем регионе было очень много болезней, которые приводили к слепоте, поэтому возник вопрос о создании училища для слепых детей.

Часть здания школы построили еще в 1889 году

Часть здания школы построили еще в 1889 году

Поделиться

По словам Любови Зарубиной, идея создания учебного заведения для слепых принадлежит врачу Евгении Серебренниковой. Она приехала в Пермь вместе с супругом Павлом Серебренниковым, тоже посвятившим себя медицине. Оба они хотели приносить пользу людям, но сначала не получали особой поддержки от властей. В первое время Евгения Павловна работала бесплатно. Благодаря её стараниям, блестящим результатам и преданности делу, в Перми было открыто первое в России офтальмологическое отделение при земской больнице.

О школе и сделанных в ней находках нам рассказала учительница французского Любовь Зарубина

О школе и сделанных в ней находках нам рассказала учительница французского Любовь Зарубина

Поделиться

— Евгения Павловна писала статьи, привлекала внимание к проблеме [слепоты и обучения, социализации людей с такой проблемой]. Люди хорошо откликнулись на эти публикации. В результате 22 июля 1889 года было открыто Пермское отделение попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых, а через 6 дней после этого, 28 июля, была произведена закладка здания училища, — поделилась собеседница. — Екатеринбургский купец Рожнов так проникся идеей создания училища, что выделил 20 тысяч на его строительство — по тем временам это бешеные деньги., — поделилась собеседница. — Екатеринбургский купец Рожнов так проникся идеей создания училища, что выделил 20 тысяч на его строительство — по тем временам это бешеные деньги.

Крыло, к которому относится знаменитый парадный вход с башней, появилось уже в <nobr class="_">XX веке</nobr>

Крыло, к которому относится знаменитый парадный вход с башней, появилось уже в XX веке

Поделиться

Для возведения училища выделили участок земли в полутора километрах от тогдашней границы Перми, напротив пересыльной тюрьмы (сейчас это здание занимает Пермский кукольный театр). Спонсировавший работы купец использовал строительство училища как повод для пиара. О ходе строительства регулярно писали в газетах, а рабочим поставили задачу — завершить объект максимально быстро. Как смогла узнать из архивных материалов Любовь Зарубина, здание с кирпичными стенами метровой толщины построили всего за 2,5 месяца.

После того как основные строительные работы завершили, купец Рожнов выделил еще 8 тысяч рублей на отделку здания. В 1890 году к именинам императора Николая II училище открыли. Сначала воспитанием и обучением слепых детей занималась учительница Екатерина Павловна Еремеева, присланная попечительством. В начале из 45 вакантных мест было занято только 7–8, но потом количество воспитанников активно росло.

Коридоры школы

Коридоры школы

Поделиться

— Попасть в училище могли только безнадежно слепые на оба глаза дети. Они зачастую были обузой для семьи, а тут они не только жили, но и получали образование, профессию. Девочек учили ткать и изготавливать ковры, вязать шали, носки, чулки, — перечислила учительница. — Мальчики носили воду, дрова, помогали на огороде, разгребали снег. Девочки помогали убирать и мыть посуду, стирать, гладить и чинить белье. Летом ребята отдыхали в лагере и заготавливали прутья, а зимой плели мебель. У них было место в гостином дворе, где они продавали свою продукцию. Воспитанники сами плели обувь — и для себя, и на продажу. При училище был хор, а способных учеников обучали игре на скрипке и фортепиано.

Этот лапоть лежал на чердаке школы. Возможно, его сделал кто-то из воспитанников училища для слепых

Этот лапоть лежал на чердаке школы. Возможно, его сделал кто-то из воспитанников училища для слепых

Поделиться

По словам Любови Зарубиной, воспитанники училища жили на то, что зарабатывали, и на то, что жертвовали им горожане. По сохранившимся свидетельствам, купцы привозили благотворительную помощь целыми мешками. Помогали и простые люди. В результате уровень жизни ребят был очень неплохим.

Временно опустевший кабинет

Временно опустевший кабинет

Поделиться

— Были такие условия, что блюда не должны повторяться более чем два раза в неделю. Была установка на то, что стол должен быть разнообразным, как у зажиточного крестьянина, — поделилась собеседница. — Но, если ученики работали плохо, их переводили в дворницкую на хлеб и воду. Им хотели показать: будешь хорошо работать — будешь хорошо питаться, хорошо жить, а не будешь хорошо работать — будешь на хлебе и воде сидеть.

Еще одна важная находка — сундук. Внутри ничего не было, но он и сам по себе представляет ценность для истории школы

Еще одна важная находка — сундук. Внутри ничего не было, но он и сам по себе представляет ценность для истории школы

Поделиться

Хранительница истории 22-й школы рассказала, что благодаря хорошему образованию и привитому трудолюбию выпускники училища жили полноценной жизнью и создавали семьи.

Эта лестница до расширения школы была единственной

Эта лестница до расширения школы была единственной

Поделиться

В 1912 году появилась возможность расширить здание училища, чтобы увеличить количество учащихся до 100 — 120 человек.

— Была перестроена и церковь — «вплоть до ограды расширена, колокольня вновь выстроена, а к ней паперть» на пожертвования прихожан и пермских купцов, братьев Павла и Дмитрия Степановичей Жирновых. Расширением здания занималось Инженерное Товарищество архитектора К.П. Икорского, — рассказала Любовь Зарубина. Колокольней она называет часть здания, находящуюся над парадным входом, выступающим в сторону улицы Сибирской.

Всякий раз строительством училища занимались известные архитекторы. Над ним в разное время работали Юлий Дютель и Василий Попатенко. Дютель создал много зданий в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В Перми по его проекту возвели только училище для слепых детей и здание на улице Петропавловской, которое сейчас занимает сельскохозяйственный университет. Попатенко, наоборот, работал в Перми. Он создал много известных зданий, например, часовню Степана Великопермского на Комсомольском проспекте, закончил работу над Театром оперы и балета, начатую Рудольфом Карвовским.

Раньше в этом помещении была церковь

Раньше в этом помещении была церковь

Поделиться

Тут есть характерные для церквей окна

Тут есть характерные для церквей окна

Поделиться

Иконостас церкви при училище для слепых детей

Иконостас церкви при училище для слепых детей

Поделиться

Одна из самых интересных находок конца XIX века — это изразец (так называют керамическую плитку для облицовки печей) с клеймом завода В.А. Аксенова. Внешне он выглядит как небольшая керамическая ванночка. Посоветовавшись с современным пермским архитектором и реставратором Геннадием Воженниковым, в школе сделали вывод о том, что такими емкостями облицовывали печные трубы, которые шли с первого этажа на второй и призваны были обогревать помещения. Предположительно, пустотелые керамические детали нужны были, чтобы стена, за которой скрывается труба, дольше сохраняла тепло.

— Облицовка печи изразцами завода Аксенова, говорит о том, что купец Рожнов денег на училище не пожалел: изделия этого завода очень ценились, — считает Любовь Зарубина. — Представленная на Всемирной выставке в 1900 году изразцовая печь завода В.А.Аксенова была удостоена специальной премии и признана лучшей печью мира.

Предположительно, в этой выемке крепили церковное кадило

Предположительно, в этой выемке крепили церковное кадило

Поделиться

Изразец обнаружили на участке стены в углу комнаты

Изразец обнаружили на участке стены в углу комнаты

Поделиться

Предположительно, такими керамическими деталями обшивали стену, в которой шла печная труба. Это было нужно для сохранения тепла

Предположительно, такими керамическими деталями обшивали стену, в которой шла печная труба. Это было нужно для сохранения тепла

Поделиться

— На изразце указана фамилия мастера — Аксенов, есть информация о медалях, которые он получал на выставках. В общем, купцы, спонсировавшие строительство училища, денег не жалели, — обратила внимание Любовь Зарубина.

Учительская в 1908 году. Именно в ней обнаружили изразец

Учительская в 1908 году. Именно в ней обнаружили изразец

Поделиться

В подвале, где во времена училища находилась столовая, обнаружили сундук, а на чердаке — лапоть, который, вполне возможно, сплел кто-то из воспитанников.

В 1919 году здание занимало училище. Потом, после Первой мировой войны, в нем организовали госпиталь. Еще позже помещения отдали под приют для беспризорников. Затем его преобразовали в школу-коммуну № 18. Дети там жили, учились и работали. Особое внимание в таких учреждениях уделяли гражданскому и трудовому воспитанию. Школа-коммуна просуществовала до 1927 года.

Комната учителя в 1908 году

Комната учителя в 1908 году

Поделиться

От этого периода в здании тоже остались следы. В трубе вентиляции нашли свернутую рубашку одного из ребят. Также среди находок — газеты и их обрывки, рисунки и записки учеников.

Фото 1925 года, найденное в школе

Фото 1925 года, найденное в школе

Поделиться

И его оборотная сторона

И его оборотная сторона

Поделиться

А это милые записочки, которые слали друг другу ученики

А это милые записочки, которые слали друг другу ученики

Поделиться

После закрытия школы-коммуны в здании на Сибирской, 80 открылась обычная школа. В 1993 году у нее появился новый пристрой (он стоит на углу улиц Полины Осипенко и 25 Октября).

В вентиляционной трубе нашли рубашку, которая принадлежала ученику школы-коммуны <nobr class="_">№ 18</nobr>

В вентиляционной трубе нашли рубашку, которая принадлежала ученику школы-коммуны № 18

Поделиться

Об этом говорит вышивка на вороте

Об этом говорит вышивка на вороте

Поделиться

— Архитектор сохранил теремной стиль. Он очень хотел, чтобы новое здание по цвету соответствовало тому, что построили ранее. Но возникла проблема: никак не могли подобрать кирпич. Говорят, что в то время у директора школы Ольги Васильевны Бушуевой в кабинете лежал 21 кирпич — экземпляры с разных заводов страны, — рассказала Любовь Зарубина. — Но архитектор всеми был недоволен. Один из образцов всё-таки выбрали, построили первый этаж. Посмотрев на него, архитектор сказал: «Это не то». Рабочие собрались в воскресенье, чтобы Ольга Васильевна не видела, и сломали этот построенный этаж. Ольга Васильевна вспоминала: «Я прихожу утром, а здания нет. Я плакала-плакала, а потом сказала: «Всё равно построим»».

Также в здании обнаружили множество старинных газет

Также в здании обнаружили множество старинных газет

Поделиться

Потом, по словам учительницы, архитектору пришла в голову мысль о том, что фасад можно отделать крошкой, которую делали из бутылок от лимонада.

Самая современная часть школы отделана крошкой из бутылок от лимонада

Самая современная часть школы отделана крошкой из бутылок от лимонада

Поделиться

— Он поехал на завод, но там прекратили выпуск крошки, потому что это оказалось нерентабельно. Остались последние мешки в подвале, которых как раз хватило на облицовку здания. Сейчас такого материала нет, поэтому при ремонте фасад только красят, — объяснила собеседница.

В школе говорят, что архитектор Олег Горюнов тогда получил премию за современную пристройку.

В 22-й надеются, что смогут показать ученикам, родителям и гостям школы все сделанные во время ремонта находки.

— Мы бережно относимся к истории школы, храним ее традиции и намерены сделать музей школы, — рассказала 59.RU директор учреждения Алла Червонных.

Школьный подвал

Школьный подвал

Поделиться

В этом помещении, вероятнее всего, находилась столовая училища для слепых детей

В этом помещении, вероятнее всего, находилась столовая училища для слепых детей

Поделиться

Архитектурные особенности фасада

Архитектурные особенности фасада

Поделиться

Эта сцена осталась от актового зала (угадаете по форме окон, что было в этом помещении до революции?)

Эта сцена осталась от актового зала (угадаете по форме окон, что было в этом помещении до революции?)

Поделиться

Ранее на археологические раскопки в центре Перми, где нашли клад, пришел потомок жившей там в XIX веке семьи.

  • ЛАЙК21
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter