Образование Разговоры о важном На «Разговорах о важном» с детьми поговорят об экологии и раздельном сборе мусора

На «Разговорах о важном» с детьми поговорят об экологии и раздельном сборе мусора

В этот раз классный час снова обойдется без политики

На «Разговорах о важном» ребятам расскажут о том, как уменьшить количество мусора на планете

«Разговоры о важном» — классные часы, которые начали вести в школах и колледжах России с сентября прошлого года. Занятия проходят по понедельникам, тогда же в школах поднимают флаг и включают гимн. На классных часах ребятам рассказывают о патриотизме, государственных праздниках и известных личностях. Мы уже разбирали «Разговоры о важном» про Год педагога и наставника, традиционные семейные ценности и присоединение Крыма. Разборы методичек опубликованы в этом сюжете.

В следующий понедельник, 3 апреля, с ребятами поговорят об экологии. Классный час назывыается «День Земли» (праздник будет отмечаться 22 апреля). Это занятие снова обойдется без политики — в прошлый раз с ребятами поговорили о театре.

1–4-е классы: Крыса-репортер и раздельный сбор мусора

В начале классного часа учитель достает «посылку» — коробку, в которой под бумагой и полиэтиленом спрятан хрупкий предмет. Педагог начинает распаковывать «посылку»: чтобы достать предмет, приходится выбросить бумагу и полиэтилен. Именно так происходит, когда мы что-то себе заказываем — выбрасываем все ненужное, чтобы распаковать товар. Мы мусорим каждый день и загрязняем планету.

— Если не контролировать процесс переработки, выбрасывать мусор, не соблюдая правила, то наша Земля просто задохнется под грудами мусора, — объясняет учитель. — И тогда жить на нашей планете станет просто невозможно.

Затем ребята смотрят ролик, главный герой которого — мистер Крыса. Крыса ведет репортаж из космоса и видит гигантское пятно — это Тихоокеанское мусорное пятно, остров посреди океана.

Знакомьтесь — мистер Крыса. Он ведет репортаж из космоса и рассказывает ребятам о мусорном пятне

— Такое мусорное пятно мешает солнечным лучам проникать в воду. Морские обитатели, которые живут под ним, не могут понять: день сейчас или ночь, — вещает мистер Крыса из космоса. — Зато солнце светит на пластик, который лежит в этой огромной мусорной куче, от этого он начинает разрушаться и разлагаться на микропластик. И самые вредные вещества попадают прямо в воду. Рыбки, черепашки, дельфины и остальные обитатели океана даже не подозревают, какую страшную отраву едят.

Учитель обращает внимание ребят, что природа — это богатство нашей страны. Ребята должны в этом убедиться, посмотрев короткое видео, — кадры Камчатки, Байкала, Красноярских Столбов, Эльбруса, Волги, лесов Коми и других природных объектов.

Каждый, даже самый маленький житель Земли, может помочь планете. Об этом ребятам снова расскажет мистер Крыса в репортаже с мусорного полигона.

Мистер Крыса рассказывает о том, что пластик и стекло разагаются много сотен лет

— Вот пластиковая бутылка, спектральный анализ показал, что ее возраст… да шучу, никакого анализа. Тут на этикетке написано: ее сделали 10 лет назад. Не очень много. Но, когда мой внук придет сюда, чтобы вести репортаж, она всё еще будет здесь. И если его внук окажется на этом полигоне, бутылка всё еще будет на месте, — ужасается мистер Крыса. — Так 400 лет, но это не рекорд. Вот стеклянная бутылка, тут их полно. И они долгожители даже на фоне пластика. Такая бутылка разлагается больше тысячи лет.

Чтобы не загрязнять планету, надо по совету мистера Крысы сортировать мусор, который потом отравят на переработку. Учитель объясняет ребятам: есть мусор, а есть отходы. Мусор больше никогда не пригодится, а отходы можно переработать и превратить в новые вещи. Отходы бывают органические (например, кожура от банана) и неорганические (например, пластиковые бутылки). Чтобы отходы можно было переработать, их нужно выбрасывать в разные контейнеры.

После объяснения дети выполняют интерактивное задание — определяют по картинкам, какие отходы органические, а какие нет. Второе задание — тест. Дети отвечают, почему нельзя мусорить, куда отправляется мусор, который нельзя переработать и т. д.

Дети должны будут отделить вторсырье от смешанных отходов

— Природа Земли — нежна и ранима. Ее нужно беречь от пожаров, от мусора, от безжалостного отношения людей — говорит учитель и предлагает ребятам посмотреть видео об ученом Владимире Ивановиче Вернадском.

В работах Вернадского, по словам диктора, есть важная мысль о том, что человек — часть природы, и его деятельность влияет на окружающий мир.

— Поэтому важно не только использовать ресурсы, но и восполнять их, беречь и охранять окружающий мир, природу Земли, — рассказывает диктор. — Владимир Иванович создал современное учение о живой оболочке Земли — о биосфере. Много занимался проблемами экологии и стремился к тому, чтобы обеспечить потребности общества, сохраняя природу и ресурсы.

В конце классного часа детям рассказывают об акции по сбору макулатуры «Миллион — Родине!».

У 3–4-х классов классный час практически такой же. Добавляются два видеоролика. Первый — о семье Ивановых, которая за год выбрасывает 664 пластиковые бутылки. А если бы семья сортировала отходы, то из бутылок получился бы 21 рюкзак для сына, 11 пар кроссовок для дочки, 73 футболки для папы и 70 платьев для мамы. Еще одно видео — репортаж мистера Крысы с завода по переработке отходов, где пачки от соков превращают в ручки и блокноты.

Мистер Крыса посещает завод по переработке отходов

5–7-е классы: в год человек выносит 468 кг мусора (это как вырастить одного белого медведя)

В начале занятия ребятам рассказывают о науке экологии и включают видео о Владимире Ивановиче Вернадском, а затем учитель задает детям неожиданный вопрос: «Что это за медведь, которого мы выращиваем дома целый год?» Ответ можно найти в видео под названием «Мусорный медведь».

Ведущий рассказывает, что в год человек в среднем выносит 156 мешков мусора — то есть где-то 468 килограммов. Столько же весит взрослый белый медведь. В Москве живет 12 миллионов человек, то есть каждый выращивает по одному белому токсичному медведю в год.

Каждый год мы выбрасываем 468 килограммов мусора. Столько же весит взрослый белый медведь

— Это что ж получается, только из столицы ежегодно на свалки отправляются 6 миллионов токсичных медведей? — поражается ведущий. — Это в 240 раз больше, чем количество реальных медведей, живущих на планете Земля. А в вашем городе сколько мусорных гигантов? Петербург — почти 3 миллиона. Екатеринбург — миллион. А все вместе, ребята, это настоящая катастрофа, ведь нас на планете почти 8 миллиардов.

После видео — обсуждение. Вот примерные вопросы, на которые должны ответить ребята:

  1. Как количество мусора, которое каждый из нас выбрасывает, связано с экологией?

  2. Как оно влияет на состояние нашей планеты?

  3. Какие последствия имеет для животного и растительного мира?

  4. Почему проблема мусора становится для человечества с каждым годом всё острее?

  5. Чем опасны одноразовые пластиковые стаканчики, пакеты, бутылки и т. д.?

Затем — разговор о разделении мусора. Ребятам показывают обращение генерального директора компании «Российский экологический оператор» Дениса Петровича Буцаева.

Денис Буцаев, генеральный директор компании «Российский экологический оператор», просит ребят сортировать мусор

Денис Буцаев говорит, что его работа — уменьшить количество мусора в России, а самое главное — придумать, как сортировать его так, чтобы сделать как можно больше полезных вещей.


— Переработка — самый безопасный способ. Когда отходы превращаются в многоразовые изделия, вероятность загрязнения огромных территорий от полигонов становится меньше, — объясняет Денис Буцаев. — В борьбе с мусором есть успехи. К 2030 году должны построить или обновить 868 мусорных заводов. За последние четыре года мы открыли уже 211 предприятий.


В конце видео гендиректор задает ребятам вопрос: почему в России перерабатывается только 12% мусора? Ребята должны ответить, что мусор сортируют далеко не все. А вот, например, в Швейцарии его разделяют и перерабатывают. Об этом рассказывает уже знакомый нам мистер Крыса. Всего 40 лет назад в Швейцарии рядом с альпийскими горами росли горы мусора.

— Полигоны были переполнены, а на новые в стране просто не было места. И знаете, что всё изменило? Раздельный сбор мусора! У швейцарцев это вошло в привычку. И они уже вряд ли вспомнят, как это — выкидывать всё в одну кучу, — подытоживает репортер.

Рядом с Альпийскими горами в Швейцарии высились горы мусора, рассказывает мистер Крыса

После ребята выполняют интерактивные задания. Одно из них — про сокращение количества мусора. Ребята должны заменить одни предметы, неэкологичные, на экологичные. Например, пакет — на сумку-шоппер.

В конце классного часа — разговор об акции «Миллион — Родине!», проекте «На связи с природой» от «Движения первых» и выполнение задания об экологических профессиях. Дети должны соединить название профессии с тем, чем занимается специалист. Например, рециклинг (ресайклинг) — технолог разрабатывает способы переработки и вторичного использования разных материалов.

8–11-е классы и студенты: даже букет цветов может навредить природе

В начале занятия ребятам рассказывают об экологии и Владимире Ивановиче Вернадском. С небольшой речью к ученикам обращается вице-президент Российской академии наук Степан Калмыков (видео на сайте еще не появилось, но текст уже опубликован в методичках). Он говорит: Вернадский считал, что «богатство России связано с ее ресурсами — лесами, полями, реками, полезными ископаемыми» и нужно грамотно их использовать. Ребята должны ответить, почему задачи, связанные с экологией, о которых говорил Вернадский, актуальны и сейчас.

В основной части занятия дети решают четыре кейса заданий. Первый связан с переработкой отходов. Здесь ребятам рассказывают о мусорном медведе и показывают обращение гендиректора компании «Российский экологический оператор». Тут же школьники обсуждают вопросы, связанные с экологией (как у 5–7-х классов). Во втором кейсе речь пойдет о замене одноразовых вещей на многоразовые.

Большинство россиян готовы отказаться от одноразовой пластиковой посуды

Ребятам на видео расскажут о том, что даже безобидный букет цветов, который мы покупаем на праздники, может навредить природе. Когда цветы растут, их удобряют химикатами и поливают огромным количеством воды, затем их везут в самолетах, хранят в холодильниках и продают в неперерабатываемой упаковке. Постояв неделю, цветы отправляются на свалку — там они, разлагаясь, выделают углекислый газ и усиливают глобальное потепление.


— Вообще 90% цветов Россия импортирует из Голландии и Южной Америки, — говорит ведущий. — Чтобы попасть на прилавок, розы, хризантемы, герберы преодолевают тысячи километров, тратится топливо, расходуется энергия.

Учитель поясняет: нужно всегда рассматривать весь цикл производства, а не только предмет. Вместо срезанных цветов можно подарить цветы в горшках или съедобные букеты.

Оказывается, даже букет цветов может навредить природе

В третьем блоке с ребятами поговорят об опасных отходах. К ним относятся, например, старые сотовые телефоны, планшеты, батарейки, ртутные градусники. Учитель спрашивает детей, как они избавляются от старых сотовых телефонов. Правильных вариантов много, но ни в коем случае нельзя выбрасывать мобильник. Можно, например, отдать телефон в добрые руки или сдать в пункт приема или магазин бытовой техники и электроники.

Если вы не знаете, куда деть старый телефон, вот вам варианты

Четвертый бок посвящен «Зеленому квадрату». Это солнечные, ветряные, атомные и гидроэлектростанции — самые безопасные источники энергии. В конце занятия ученики узнают об экологических профессиях.

Ранее мы рассказывали, что на учительницу из Прикамья возбудили административное дело. Педагог из Сылвы назвала школьника «ублюдком» за то, что тот опоздал на концерт в честь 23 Февраля.

Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем