Все новости
Все новости

«Раздражает позиция дилетантов по поводу качества экзамена»: учительница из Прикамья — о «жертвах ЕГЭ»

Специалист рассказала о плюсах и минусах этой формы аттестации

На систему сдачи ЕГЭ начали переходить с 2002 года, сегодня его сдают все школьники

Поделиться

В конце мая одиннадцатиклассники по всей России начали сдавать ЕГЭ — обязательные выпускные экзамены, по результатам которых можно поступить в вуз. Первые эксперименты по введению ЕГЭ провели в 2001 году в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. В 2002 году эксперимент прошел в 16 регионах России, в 2004-м — в 65 регионах страны. В 2009 году ЕГЭ стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. По всей стране при проведении экзаменов используют однотипные задания и оценивают результаты по единым критериям. С момента введения этой формы аттестации споры вокруг ЕГЭ не утихают. Появилось выражение «жертва ЕГЭ» — неграмотный человек, сдавший ЕГЭ и выпустившийся из школы без знаний. Что думают о ЕГЭ учителя, которые готовят школьников к сдаче экзамена? Мы поговорили с учительницей из Прикамья. Она уверена, что ЕГЭ — это объективная форма аттестации выпускников. Читайте мнение учителя в этой колонке.


— Дети мои сдали ЕГЭ по русскому — отпустило, выдохнула, «забег» этого года закончен. На вопрос о том, трудно ли было, 11-й класс хором ответил, что всё ерунда, и пошел готовиться к математике. О результате давно не волнуюсь: я свое дело сделала, а дальше — карма, сансара, Божья воля и кто во что верит.

Теперь главный тезис, за который меня, возможно, закидают тапками, но я к этому так привыкла, что кидайтесь на здоровье: ЕГЭ — это объективная современная и соответствующая российским реалиям форма аттестации выпускников. Недостатки есть, но они не столь глобальны, чтобы отказываться от ЕГЭ. Выдохнули? Идем дальше.

Для меня с 2002 года (Пермский край тогда присоединился к эксперименту по проведению экзамена в новой форме. — Прим. ред.) ЕГЭ по русскому языку — это будни. Для родителей — проблема из проблем и главный объект их праведного гнева. Причем ежегодно. Одними и теми же словами, будто заучили: «Зачем это надо? Мучить детей. Никаких знаний ЕГЭ не проверяет. Всё для галочки. Угадайка. Вузы против. Профессора говорят, что наши дети — жертвы ЕГЭ. Отменить!!!» На родительском собрании я задаю один и тот же вопрос: «Какую альтернативу вы предлагаете?» Дальше с минимальными отклонениями от образца развивается следующий диалог:

— Что предлагаете в качестве альтернативы ЕГЭ?

— Вернуть, как раньше было.

— Когда именно?

— До ЕГЭ.

— А вы в каком году школу заканчивали?

— В 2005-м (допустим, если родитель молодой).

— Тогда откуда вы знаете, как было раньше?

— Я в 199… году.

— То есть в вуз вы поступали по вступительным экзаменам?

— Нет, я туда не поступала.

— Тогда откуда вы знаете, что раньше поступать в вуз было легче?

Далее рассказываю родителям прописные истины о причинах введения ЕГЭ. Истины прописные, но подавляющее большинство родителей о них никогда не задумывалось и продолжает верить, что ЕГЭ введен какими-то очень глупыми людьми, а бабушки, которые изредка в школу тоже захаживают, обычно вспоминают про «тлетворное влияние Запада». Удивляет, что ЕГЭ сдаем уже 20 лет (вся страна — с 2009 года), а вопросы о причинах всё еще возникают. Ну ладно, объясняю еще раз — работа такая…

Причины — три.

Во-первых, доступность вузов. Помнится, чтобы поступить в престижный университет, училась на подготовительных курсах в чужом и страшном городе (я девочка из маленького периферийного поселка), потом сдавала четыре экзамена не менее страшным профессорам, которые смотрели на меня, как на экзотическое насекомое, потом еще несколько недель ждала зачисления, проживая в этом же страшном городе последние деньги родителей (на дорогу туда-сюда денег ушло бы больше). Общежитие абитуре, конечно, давали, но вы бы видели это общежитие… Сегодня и ехать никуда не надо, и деньги целее. Для детей из сельских школ, особенно из удаленных от центра районов, ЕГЭ реально решает много проблем с поступлением. Не знаю статистику, но в начале 90-х на моем филологическом курсе из 75 студентов только 22 человека были с периферии, а остальные — горожане (цифру помню, потому что она в нашем КВН фигурировала). Сегодня, потрудитесь проверить, большая часть — студенты с периферии (знаю по вузу своего ребенка).

Во-вторых, снижение нагрузки на детей. Раньше дети сдавали два комплекта экзаменов: в школе — выпускные и в вузе — вступительные. Сегодня ЕГЭ совмещает в себе и выпуск, и поступление — один раз напрягся и свободен. С учетом низкой стрессоустойчивости современных детей (что, на мой взгляд, порождено концепцией «яжмать, за свое дитятко всех порву!») это очень важное обстоятельство. Они сегодня в 9-м классе за 15 минут устного собеседования по русскому языку успевают истерику закатить на нервной почве — разве они сдадут устный теоретический экзамен, да боже упаси!

В-третьих, коррупция в вузах. Истории про то, как профессора протаскивали к себе на факультеты «особых» детей, я помню еще с подросткового возраста, из 80-х годов, когда меня вообще начала интересовать эта сторона жизни. Система ЕГЭ с абсолютной прозрачностью информации делает это «протаскивание» довольно затруднительным. Все дети сдают один стандартный экзамен — все в равных условиях, без «предпочтений» и «личной неприязни».

А теперь, дорогие родители, давайте представим, что всего этого (то есть ЕГЭ) нет: ваши дети сдают экзамены в школе учителям, с которыми они, возможно, в дурных отношениях и у которых предвзятое мнение о ваших детях (или вы сами, чего греха таить, с этими учителями много раз поругались), потом дети окунаются в круговорот «очного поступления» и их подвигают с заветного бюджетного места какие-нибудь «блатные» проплаченные детки, что доказать вы, разумеется, не можете, но очень злитесь: ваш-то ведь ребеночек был объективно лучше, но не поступил. В целом альтернатива ЕГЭ так себе.

Самая неправильная позиция в отношении к ЕГЭ — это позиция «раньше было лучше», потому что в вузы попадали только реально достойные и умные, от чего качество высшего образования было выше. Возражу. Многие реально достойные и умные до вуза даже не доезжали, потому что жили у черта на куличках и денег на проезд у них не было. У многих реально достойных не было профильных специалистов в их малокомплектных школах или не было денег на репетитора. Только не говорите, что раньше поступали без репетиторов, потому что учителя в школах после уроков занимались. Были репетиторы — и довольно дорогие (ими были те же самые учителя после уроков). Можете предложить что-то еще, кроме «вернуть, как раньше»? Когда сможете — рассмотрим. А пока сдаем ЕГЭ.

Меня как специалиста больше всего раздражает позиция дилетантов по поводу качества ЕГЭ, мол, «игра в угадайку» знаний не показывает. Когда-то, лет еще 5–7 назад, ЕГЭ по русскому (о других предметах пусть говорят другие предметники) был слегка «угадайкой», но только слегка: выбор одного ответа из нескольких данных — в этом есть легкая степень везения. Сегодня в 1-й части экзамена угадать правильный ответ не получится: от 1 до 5 цифр из пяти возможных — включите комбинаторику, сколько это вариантов ответа? Я бы еще усложнила: не все нужные темы вошли в экзамен. А сочинение — это всегда показатель зрелости выпускника, плюс 12 критериев его оценки совсем не детские. Претензии к тому, что сочинение не творческое — из-за критериев муза не прилетает, — справедливы, но вузы по своему желанию сами устраивают дополнительные творческие испытания (творческий конкурс на журфаке, например). «Натаскивание на ЕГЭ» имеет место. А на каком экзамене и когда этого натаскивания не было? Всегда было — и «раньше» тоже (в моей школе в конце 80-х натаскивали — только в путь!)

Не всё так радужно, конечно. У меня, например, возникают вопросы к работе комиссий по проверке ЕГЭ: я не понимаю, за что именно снижены баллы по тому или иному критерию у моих детей (они мне присылают в сетях свои сочинения после опубликования их на специальном сайте). Если бы на сайте были пояснения, это исключило бы множество апелляций. Вопросы возникают к апелляционным комиссиям: несколько раз апелляции по литературе вообще не дошли до стадии рассмотрения, а потом стало уже всё равно, потому что дети поступили. Но к самому факту ЕГЭ у меня вопросов нет.

Повторю мысль: если кто-то придумает что-то взамен, но без возврата к старым формам — это будет замечательно. Прогресс всегда приветствуется. Надеюсь, у Министерства просвещения хватит ума не вводить реакционную политику в образовании: главное — не забывать, что 21-й век на дворе. А своим выпускникам желаю поступить в вузы их мечты — у вас всё получится!

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.

По теме

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК14
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter