Последние в этом месяце «Разговоры о важном» пройдут 25 сентября и будут посвящены 30-летию Центральной избирательной комиссии России. Ребятам расскажут, что Россия — демократическая страна, где ценится голос каждого, а от выбора граждан зависит жизнь общества. Младшие классы выберут президента сказочной страны, а средним и старшим расскажут о демократических принципах выборов. Мы подробно разобрали методичку к занятию.
1–4-й классы: выборы президента волшебной страны
Учитель начинает занятие с разговора о едином дне голосования в России (он был 10 сентября). В этот день, говорит педагог, проходят выборы, и спрашивает ребят, зачем они нужны, кого мы можем выбирать и почему это важно.
— Выборы — это способ, с помощью которого мы решаем, кто будет принимать важные решения для нас — жителей России, — подытоживает разговор о едином дне голосования учитель и предлагает представить, что детям нужно выбрать капитана школьной команды по футболу.
Ребята размышляют, было бы справедливо назначить капитана одному человеку и как можно было бы решить этот вопрос честно. Учитель соглашается с ответами детей (они должны прийти к мысли о важности голосования). Было бы справедливо выбрать капитана всем вместе, потому что решение приняло бы большинство, а не один или несколько человек.
— Точно так же устроены выборы в нашей стране, — говорит педагог. — Мы все вместе выбираем людей, которые будут принимать важные решения для всех нас, например, какие законы нужно принять или как управлять страной. Поэтому единый день голосования — очень важный день в жизни страны, поскольку это день, когда каждый гражданин нашей страны, которому исполнилось 18 лет, имеет право и возможность повлиять на будущее нашей страны.
Затем речь заходит о Центральной избирательной комиссии России (ЦИК России). Комиссия, по словам учителя, — это большая команда, «которая следит за тем, чтобы выборы проходили честно и справедливо». Руководит этой командой председатель Центральной избирательной комиссии Элла Александровна Памфилова. Ребятам включат ее видеообращение (на момент написания материала ролик не был опубликован на сайте «Разговоров о важном»).
В своем обращении Элла Памфилова подчеркивает, «что если мы не хотим, чтобы за нас решения принимал кто-то другой, то важно не только участвовать в выборах, но и учиться делать правильный, осознанный выбор». Учитель спрашивает у детей, почему в выборах могут участвовать только совершеннолетние граждане России.
— Действительно, голосование — это большая ответственность, поэтому в выборах участвуют взрослые люди, голосующие за тех кандидатов, которые наилучшим образом будут представлять интересы страны, — говорит учитель.
А пока дети не получили избирательное право, педагог предлагает им выбрать президента волшебной страны. В списке кандидатов пять волшебных персонажей: Карабас-Барабас, Золушка, Лиса Алиса, Баба-яга и Винни Пух. Каждый претендент на пост президента представляет свою предвыборную программу.
Всемогущий Карабас-Барабас
Карабас-Барабас говорит, что может всё и ему никто не страшен. Он сравнивает жизнь с большим кукольным театром, в котором у каждой куклы есть свое место. Кандидат обещает «большую сцену» и «хорошую зарплату».
Золушка за семейные ценности
Золушка делает ставку на общий труд, который преобразит жизнь, а еще — на семейные ценности.
Лиса Алиса за азартные игры
Лиса Алиса обещает избирателям построить идеальный город с «умненькими», «благоразумненькими» и веселыми учителями. Кандидатка не скрывает: она хочет открыть поля чудес и игровые автоматы.
Опытная Баба-яга за волшебство в каждый дом
Главный принцип Бабы-яги — не совать свой нос куда не надо. Ставку Баба-яга делает на свой многолетний опыт и волшебство.
Дипломатичный Винни Пух
Винни Пух — настоящий дипломат. У него множество связей, и договориться он может со всеми, а еще каждый избиратель получит от медведя горшочек с медом и воздушный шарик.
Затем каждый школьник получает бюллетень и голосует за понравившегося кандидата. Ребята должны предположить, как бы сложилась жизнь сказочной страны без выборов, объяснить, почему они проголосовали за этого претендента, и какими качествами должен обладать президент.
В конце классного часа педагог рассказывает об истории выборов в России. Самый известный пример выборов — новгородское вече, а сейчас выборы — «это настоящая возможность принять участие в управлении государством и повлиять на то, каким будет наше общее будущее».
— Я уверена, что когда вы достигнете избирательного возраста, то не допустите, чтобы важные решения на уровне страны, региона, города, села принимались без вашего участия, — подытоживает разговор учитель.
5–11-й классы: «Российская избирательная система устроена так, чтобы мнение каждого голосующего было учтено»
Вступительная часть «Разговоров о важном» у средних и старших классов практически совпадает с методичками начальных: с ребятами говорят о едином дне голосования. Именно в этот день в России выбирают глав регионов и депутатов.
— Несмотря на то что в нашей стране принимать участие в выборах могут только те, кому исполнилось 18 лет, в большинстве российских семей существует традиция ходить на выборы всем вместе, — говорит педагог и включает ролик под названием «Выборы как традиция».
На видео — большая семья. Кадры сопровождаются рассказом о семейных традициях, которые объединяют поколения. Одна из таких традиций — ходить на выборы всей семьей.
— Традиция ходить на выборы всей семьей — то, что придает семье уверенность в будущем, — говорит диктор.
После просмотра видео ребята должны ответить на вопросы: «Почему ходить на выборы всей семьей стало доброй традицией и кто из детей вместе с семьей ходил на выборы?» Педагог напоминает о том, что выбор дети делают каждый день.
— Каждый день вы делаете выбор: что надеть, с кем и куда пойти гулять, что съесть на завтрак и т. п. А чем ваш ежедневный выбор отличается от выборов, которые проходят в единый день голосования? А в чем сходство? — задает вопрос ребятам педагог.
Учитель должен сделать акцент на ответах детей, связанных с ответственностью за повседневный выбор и государственные выборы. Затем — просмотр видеообращения Памфиловой.
Основная часть «Разговоров о важном» посвящена деловой игре «Выборы». Ребятам предлагают поиграть в избирателей и решить, какой объект инфраструктуры нужно построить в школе в следующем году: библиотеку, площадку для занятий спортом, бассейн или шахматный клуб. Учитель предлагает детям хором назвать понравившийся объект.
По ходу разговора оказывается, что это не лучший способ голосования, потому что на слух невозможно определить мнение большинства. Такой подход применялся в древности, когда выигрывал кандидат с самыми голосистыми сторонниками. В России всё происходит совсем не так.
— Российская избирательная система устроена так, чтобы мнение каждого голосующего было учтено и итоговые результаты были абсолютно точными и объективными, — говорит учитель.
После неудачной попытки голосования ребята пробуют другой подход. Учитель раздает им бюллетени, назначает двух наблюдателей и счетную комиссию из трех учеников. Наблюдатели получают карточки, на которых написаны принципы демократических выборов.
После голосования наблюдатели анализируют ход выборов и отвечают, соблюдались ли принципы, написанные на карточках.
— Ребята, в нашей стране не просто дается право каждому участвовать в выборах, но и создаются для этого все условия, — говорит педагог.
Проголосовать в России могут абсолютно все: и люди, которые не могут прийти на выборы по состоянию здоровья (избирательная комиссия приедет к ним домой), и человек, находящийся не дома (ему поможет система «Мобильный избиратель»). В выборах участвуют и моряки дальнего плавания, и ученые на полярных станциях (члены избирательной комиссии добираются к ним по воздуху, воде или суше), и даже космонавты на орбите — они заранее выбирают доверенное лицо, и в день голосования в специальной комнате во время прямой связи с МКС оглашают свой выбор, а человек опускает бюллетень в переносной ящик для голосования, который потом отправляют в территориальную избирательную комиссию.
По словам учителя, процедура выборов постоянно развивалась и совершенствовалась. В этом году ЦИК исполняется 30 лет, и «за это время объективность, прозрачность, точность результатов выборов вышла на самый высокий уровень». Например, в России начали использовать дистанционное электронное голосование. Далее — демонстрация ролика «30 лет ЦИК России».
ЦИК образована в 1993 году по указу президента, говорит диктор. Тогда голоса избирателей еще считали вручную. Через год в России создали Государственную автоматизированную систему «Выборы» (но пользоваться ей начали только в 2000 году), а еще через два года впервые использовали сканеры бюллетеней. В 2003 году создали первые комплексы обработки избирательных бюллетеней, через девять лет на выборах в России впервые применили видеонаблюдение. В 2017 году использовали систему «Мобильных избиратель», через два года избиратели смогли проголосовать дистанционно, а в 2021 году в России выборы впервые проходили несколько дней подряд.
— Цель нашей работы — сделать избирательную систему страны простой, понятной, при этом современной и надежной, — цитирует Эллу Памфилову диктор.
«Самый главный человек на выборах, — говорит педагог, — это избиратель». Только от избирателей зависит развитие городов и сел.
В заключительной части занятия с ребятами беседуют о том, как важно, чтобы свой выбор сделал каждый, иначе результаты будут неточными. Ребята продолжают игру «Выборы». Учитель внезапно откладывает в сторону большую часть бюллетеней и озвучивает результаты голосования.
— Смотрите, результаты наших выборов существенно изменились, большинство из вас хотели бы, чтобы в нашей школе появился (например, бассейн), но если бы на выборы «пришли» не все, то было бы принято решение об открытии (например, шахматного клуба), — говорит учитель.
Затем учитель включает ролик, который называется «Твой голос может быть решающим».
Ребят с 7-го по 11-й класс спрашивают, как они понимают фразу «Голосование — это не только наше право, это наша сила» и что будет, если лишить людей права выбора.
В конце классного часа педагог объясняет ребятам: «Участвовать в выборах — значит проявлять настоящую гражданскую позицию, поскольку это означает, что будущее страны и ее жителей для человека важно и ценно».
Студенты техникумов и колледжей: «сегодня выборы в нашей стране — это четкий и отлаженный механизм»
Студентам тоже говорят о выборе, который они делают каждый день, опираясь на свои знания и на ценности общества. Затем ребята отвечают на множество вопросов: какой выбор был для них простым, а какой — сложным, как сделать выбор, чтобы потом не жалеть и т. д. Учитель рассказывает о едином дне голосования и включает ролик о Центральной избирательной комиссии.
Процедура выборов, по словам диктора, появилась в России давно. Сначала это было новгородское вече — собрание, на котором выбирали правителей города. В XVI веке Иван Грозный принял новый судебник и учредил новые формы местного самоуправления — губные и земские избы. В XVII веке большое влияние получили земские соборы, а в XIX веке Александр II провел земскую реформу, которая обеспечила право выбирать всем сословиям. В 1905 году при Николае II была созвана первая Государственная дума, а после революции право выбора получили женщины.
В 1993 году появилась Центральная избирательная комиссия, которая регистрирует кандидатов и формирует избирательный бюллетень. В день выборов открываются избирательные участки и граждане делают свой выбор на тайном голосовании.
— Сегодня выборы — это четкий и отлаженный механизм, удобный для граждан страны. Поэтому Россия — демократическая страна, в которой свобода, права и благополучие граждан являются главными ценностями, — ставит жирную точку диктор.
После просмотра видео ребята размышляют над вопросом о том, почему участие в выборах — это важнейшее право и обязанность граждан.
— Итак, выборы — это реальная возможность изменить свою жизнь, жизнь всех людей, которые вам дороги, — говорит педагог. — И ваш голос очень важен.
Затем учитель включает видеообращение Эллы Памфиловой и рассказывает о дистанционном голосовании. Подробнее о нем — в видео о процедуре подачи заявления на участие в голосовании.
— Дистанционное электронное голосование — надежный и удобный способ сделать свой выбор, — говорит диктор.
Как и школьникам, студентам говорят о большой ответственности избирателей, но уточняют: «Большая ответственность лежит и на кандидатах, которые баллотируются в представительные органы власти». Студентам предстоит назвать качества кандидата, рассказать, какими принципами он должен руководствоваться, выдвигая свою кандидатуру, и ответить на другие вопросы.
В конце занятия с ребятами беседуют о гражданственности и молодежных проектах.
— Подводя итоги, можно сделать вывод: основа демократического общества — это возможность для граждан влиять на решение важных вопросов, которые касаются каждого из нас, — говорит педагог. — И мы должны пользоваться этим правом, тем более что сегодня выборы в нашей стране — это четкий и отлаженный механизм.
Предыдущие «Разговоры о важном» были посвящены Зое Космодемьянской. Ребятам рассказывали о Великой Отечественной войне, героях и патриотизме. Каждую неделю мы разбираем методички к занятиям и публикуем материалы в специальном сюжете.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.