Образование Разговоры о важном «Будущее страны и ее граждан — в руках учителя»: разбираем новые «Разговоры о важном»

«Будущее страны и ее граждан — в руках учителя»: разбираем новые «Разговоры о важном»

Ребятам расскажут об учителях и советниках директоров во воспитанию

В одном из видео, которое покажут детям, Михаил Галустян поздравит свою учительницу

Первые в октябре «Разговоры о важном» пройдут 2 октября, занятия посвятят Дню учителя. С ребятами побеседуют об учителях, наставниках и советниках директоров по воспитанию. Дети попробуют себя в роли учителя, а в колледжах и техникумах вспомнят слова Владимира Путина о Годе педагоге и наставника.

Советники директоров по воспитанию появились в школах в 2021 году, правда только в десяти пилотных регионах России, а в 2023 году должность должна появиться во всех школах страны. В Минобре Пермского края нас заверили, что советники директоров по воспитанию — это не школьные политруки, хотя они в том числе занимаются и патриотическим воспитанием. Советники должны рассказывать детям о конкурсах и школьных мероприятиях, их будут привлекать к работе педагогических, методических советов, подготовке и проведению родительских собраний.

1–4-е классы: «Школа — это еще и территория возможностей»

Учитель объявляет тему занятия и предлагает ребятам послушать стихотворение Вероники Тушновой «Если б не было учителя». Дети должны продолжить фразу «Если б не было учителя», то что бы произошло или не произошло.

Занятие должно научить ребят социальному служению

— У каждого взрослого есть учитель, имя которого ему особенно дорого, — говорит педагог и рассказывает ребятам о своем учителе и наставнике.

Многие в детстве мечтают быть учителем, и кто-то из вас, когда вырастет, исполнит свою мечту и придет работать в школу, — добавляет педагог и включает детям отрывок из фильма «Приключения Буратино» (0+).

На кадрах — сцена учебы Буратино. Мальвина пытается провести урок математики, а после неудачной попытки проверяет способности Буратино в русском языке. Ученик макает длинный нос в чернила, ставит большую кляксу на лист бумаги и отправляется в чулан по приказу учительницы с голубыми волосами.

Буратино оказывается никудышным учеником

После просмотра ролика ребята отвечают на вопросы о сложности профессии учителя и важных для педагога качествах. Чтобы попробовать себя в роли учителя, дети делятся на две группы. Первая — «тот, кто учит», вторая — «тот, кто учится». «Учителя» получают листы с изображением цветов и объясняют ученикам, как нарисовать тот или иной цветок. Затем ребята делятся впечатлениями от процесса: рассказывают педагогу, было ли им легко, когда ученик ошибался, приходилось ли им объяснять что-то по несколько раз и т. д.

Чтобы разговор зашел о советниках директоров по воспитанию, учитель предлагает ребятам сыграть в игру: по изображению дети угадывают, об учителе какого предмета идет речь. Например, в картинке с изображением нот зашифрован учитель музыки, а цифры говорят о профессии учителя математики.

Так выглядит эмблема советников директоров по воспитанию

Последнее изображение может завести детей в тупик: на картинке нарисован загадочный самолетик. Учитель объясняет: это эмблема советников директоров по воспитанию — должности, которая появилась в школах совсем недавно. Затем дети смотрят видеоролик о советниках (на момент написания материала ролик не опубликовали на сайте «Разговоров о важном»).

— Ребята, действительно, школа — это не только место, где вы получаете знания. Школа — это еще и территория возможностей — возможность поучаствовать в интересных проектах, попробовать себя в роли волонтера, фотографа, артиста, возможность лучше узнать свой край, отправившись в поход, возможность найти друзей по интересам и много другое, — резюмирует просмотренное учитель. — Советники по воспитанию как раз и занимаются тем, чтобы сделать жизнь в школе интересной и насыщенной, они помогают ребятам найти дело по душе.

Самолетик символизирует рост и развитие детей, «их взлет в мире знаний и возможностей», говорит педагог. Когда бабушки и дедушки ребят учились в школе, у них тоже был специальный педагог, который организовывал «разные интересные дела», но назывался он по-другому. Название должности учитель держит в секрете, потому что ребята должны расспросить об этом своих бабушек и дедушек.

В заключительной части классного часа ребята смотрят ролик «Говорите учителям спасибо». Видео рассказывает, как актер и юморист Михаил Галустян пришел к своей любимой школьной учительнице Людмиле Петровне, чтобы подарить ей букет цветов и сказать спасибо.

— Дети, Берегите Людмилу Петровну и не забывайте благодарить ее, — говорит ученикам Людмилы Петровны Михаил Галустян.

Михаил Галустян просит учеников почаще благодарить учительницу

Педагог спрашивает, какие чувства испытала учительница Михаила Галустяна, с каким чувством Михаил Галустян зашел в класс к своей учительнице и какие эмоции он испытывал в этот момент.

В вашей жизни будет много разных учителей и каждый из них внесет свой вклад в ваше будущее, важно помнить и быть благодарным за это, — говорит учитель. — В день учителя вы можете вместе с родителями навестить их учителей и сказать им спасибо за их труд, доброту и знания, которые они дарили вашим папам и мамам, когда они были такими же маленькими, как вы.

5–7-е классы: советник директора по воспитанию — это «навигатор»

Профессия учитель появилась давно, в Древнем Египте, говорит педагог, но о сих пор, спустя столетия, дети идут в школу, где их ждет учитель. Как и начальные классы, ребята должны продолжить фразу «Если б не было учителя».

Учитель акцентирует внимание на тех ответах, в которых дети говорят о том, что школа, учителя играют ключевую роль в формировании будущего поколения, передают знания, ценности и навыки, необходимые для успешной самореализации детей, тем самым от них во многом зависит будущее страны, ее процветание, — написано в методичке.

Затем учитель предлагает ребятам поиграть. Он называет какой-то факт о педагоге школы, например «бегал в юности стометровку за 12 секунд» или «умеет с закрытыми глазами приготовить яичницу», а ребята отгадывают, у каком учителе идет речь.

После игры ребята дискутируют на тему «Учитель или искусственный интеллект». Они отвечают, могут ли учителя в будущем заменить роботы, какие навыки и качества невозможно передать искусственному интеллекту, а какие вполне реально, как может измениться школа с учетом развития искусственного интеллекта и т. д.

Некоторые школьные предметы, по словам учителя, остаются неизменными: математика, русский язык, литература, физика. Их изучали еще бабушки и дедушки школьников. «А какие предметы, на ваш взгляд, необходимо добавить в современное школьное расписание?» — спрашивает учитель и загадывает ребятам загадку.

Такой педагог совсем недавно появился в большинстве российских школ (а со временем появится абсолютно во всех), его еще называют «навигатор» и отличить его можно по эмблеме бумажного самолетика, — говорит учитель.

Речь идет о советнике директора по воспитанию. Подробнее о его работе ребята узнают из видео (на момент написания материала оно еще не появилось на сайте).

После просмотра ролика, если в школе есть советник по воспитанию, детей либо знакомят с ним лично, либо называют номер его кабинета, чтобы ребята смогли зайти к советнику и побеседовать с ним.

В конце занятия ребятам педагог включает ролик «Говорите учителям спасибо».

8–11-е классы: какими будут учителя будущего

Методические материалы для 8–11-х классов очень похожи на методички для 5–7-х классов. В начале классного часа с ребятами беседуют об актуальности профессии учителя, дети играют в игру (по факту из жизни педагога школы угадывают его Ф. И. О.), смотрят видео о советниках директоров по воспитанию, обсуждают ролик, знакомятся с советником.

Затем ребята становятся «учителями» и «учениками». «Учителя» получают карточки с названием предмета, им нужно объяснить «ученикам», как нарисовать этот предмет, не произнося вслух его название.

Следующий блок занятия посвящен учителю будущего. На экране появляется название профессии, учитель просит детей предположить, чем будет заниматься этот человек.

После ответов детей педагог демонстрирует видео с описанием функционала этой профессии.

Ребятам предлагают угадать, чем будет заниматься игромастер. Ответ — в видео

Например, игромастер будет разрабатывать и организовывать обучающие игры, а ментор стартапов курировать команды новых стартаперов.

Угадали бы без подсказки, чем занимается ментор стартаперов?

В конце занятия ребята беседуют об учителе и искусственном интеллекте и смотрят ролик «Спасибо вам, учителя!» На видео представители различных профессий читают стихотворение о благодарности учителям.

Строитель, стюардесса, пилот, балерина, врач, боксер и другие благодарят своих учителей

Студенты колледжей и техникумов: «Советники по воспитанию — это специалисты, которые говорят на одном языке со студентами»

В начале занятия педагог напоминает, что 2023 год объявлен Владимиров Путиным Годом педагога и наставника, и цитирует слова президента: «Именно в вашу честь, в честь ваших коллег из всех регионов нашей большой страны, сотен тысяч замечательных, преданных своему делу людей, причем разных поколений, 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. И прежде всего это замечательный повод сказать вам спасибо».

Цитату выводят на экран

Затем ребята отвечают на многочисленные вопросы о Дне учителя: «Можно ли утверждать, что этот праздник касается всех, независимо от профессии?», «Какую роль играет учитель в жизни каждого человека?», «В жизни всего общества?» Педагог резюмирует сказанное студентами.

Образование — это один из главных ресурсов развития страны, обеспечения ее будущего и будущего каждого из вас, то есть будущее страны и ее граждан — в руках учителя, — говорит педагог.

Затем — беседа о учителях, повлиявших на студентов. Педагог отмечает: «Учитель — это не просто профессия, мы учимся у тех, кого уважаем, кого ценим за душевные качества, профессионализм, жизненный опыт», с учителем можно поговорить о жизни, планах и своих проблемах. После этого ребятам включают ролик о Дне учителя.

Ребятам проводят краткий экскурс в историю профессии

Слово «учитель» появилось недавно, говорит диктор, но самое понятие «учитель» «такое же древнее, как история всего человечества». Учитель «стоит у истоков прогресса всей цивилизации», «готовит следующие поколения к жизни, делам, открытиям и достижениям, движению вперед». Без учителя остановится развитие общества, он не только передает навыки, но и наставляет нравственно и духовно. Профессиональное образование в России появилось в X–XI веках, в XV веке открылись первые ремесленные школы. На новый уровень профессиональные учебные заведения вывел Петр I, «который не видел развитие державы без сильных специалистов».

Сегодня профильное образование в стране неустанно развивается, открывая новые возможности, а педагоги среднего профессионального образования способствуют победам, помогают личностному и профессиональному росту, являясь настоящими наставниками, — сказано в видео. — Педагоги среднего профессионального образования — это профессионалы, которые достигли высокого уровня мастерства в своем деле и готовы делитmся им с вами.

Дело учителя, как бы ни менялась система образования, остается самым главным в истории человечества.

После просмотра ребята думают, почему профессия педагога — это социальное служение, какие качества нужны, чтобы стать наставником, а после разговор заходит о советниках директоров по воспитанию.

Советник директора по воспитанию, по словам педагога, говорит со студентами на одном языке

— Советники по воспитанию — это специалисты, которые говорят на одном языке со студентами, готовы всегда поддержать ваши инициативы и помочь их реализовать, — говорит педагог.

Учитель включает ребятам видео (на момент написания материала ролик не опубликовали на сайте).

В конце занятия педагог вспоминает слова Владимира Путина о благодарности учителям и рассказывает об акции «Спасибо учителю». Объявляя об акции, министр просвещения России Сергей Кравцов сказал: «Мы специально организовали акцию "Спасибо учителю", чтобы каждый смог позвонить, написать и сказать спасибо своему учителю за любовь и заботу».

— Министр, — говорит педагог, — стал одним из первых участников акции и позвонил своей учительнице английского языка. Учитель предлагает студентам присоединиться к акции и поблагодарить своего наставника.

На прошлых «Разговорах о важном» детей научили правильно голосовать. Младшие классы выбрали президента сказочной страны, а средние и старшие узнали о демократических принципах выборов. Каждую неделю мы заранее разбираем методички «Разговоров о важном» и публикуем материалы в специальном сюжете.

Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем