Образование Разговоры о важном подробности «Понимать — это значит принимать, что все мы разные»: на «Разговорах о важном» расскажут о конфликтах и травле

«Понимать — это значит принимать, что все мы разные»: на «Разговорах о важном» расскажут о конфликтах и травле

Занятие посвятят Всемирному дню психического здоровья

Дети узнают, чем отличается травля от конфликта в коллективе и как можно защититься от буллинга

Следующие «Разговоры о важном» пройдут 9 октября во Всемирный день психического здоровья. Ребятам расскажут о взаимоотношениях в коллективе, разнице между конфликтом и травлей, о психологии обидчика, а еще научат детей, как вести себя в случае насилия и правильно реагировать на буллинг. Мы изучили методички и традиционно рассказываем, о чем побеседуют со школьниками и студентами.

1–4-е классы: нужно дружить с одноклассниками

Учитель объявляет тему разговора — с ребятами поговорят о том, кто они такие и как друг к другу относятся. Мотивировать школьников на разговор должен отрывок из мультфильма.

Поросенок «ради дружбы» просит слоненка встать в угол

Поросенок и слоненок встречаются на опушке леса. Поросенок говорит, что друг — это тот, кто для друга сделает всё. Сам поросенок, например, для слоненка плясал и прыгал. Выслушав поросенка, слоненок говорит, что тоже хотел бы для него что-нибудь сделать, а тот с удовольствием соглашается и предлагает слоненку спрятать его от дождя и пойти вместе в гости. Поросенок укрывается под огромным ухом слоненка, и они идут в гости с зайчику и белочке. После вопроса зайчика, кто его новый длинноносый гость, поросенок, заикаясь, объясняет: слоненок просто прятал его от дождя. «Это мой зонтик», — говорит «друг». Заяц предлагает поставить «зонтик» в угол, а поросенок «ради дружбы» просит слоненка постоять в углу, и тот соглашается.

После просмотра ролика школьники отвечают, что они могут сказать о поросенке, умеют ли он и слоненок дружить. Но это еще не конец истории — детям включат продолжение мультфильма.

Несмотря на подлость со стороны поросенка, слоненок прощает его

Слоненок хочет поиграть с поросенком, зайчиком и белочкой, но поросенок придумывает очередное прозвище другу и называет его «лейкой» — «а лейки должны поливать». Печальный слоненок уходит, а зайчик и белочка корят поросенка за обидные слова. Услышав это, поросенок понимает, что слоненок для него настоящий друг, и отправляется его искать. В финале все счастливы: зверята возобновляют дружбу.

Ребята размышляют над увиденным, а после учитель предлагает подумать, подходит ли к мультфильму фраза: «Друга ищи, а найдешь — береги». Затем детям включают обращение Ларисы Сурковой — психолога и многодетной мамы.

Лариса Суркова — психолог и мать семерых детей

Лариса Суркова говорит, что рада выступать перед ребятами, потому что она не только психолог, кандидат наук и автор книг, но еще и мама — у нее семеро детей, и эту роль она считает «самой главной». Каждому ученику начальной школы хочется, чтобы рядом был родной, «понятный» человек, с которым можно поиграть на перемене, вместе сделать домашнее задание или поделиться секретами, говорит многодетная мать.

— Сегодня вам, может быть, нравится один человек, потому что вы увидели у него книгу, которая близка по вашему характеру, а завтра вы узнали, что другой ваш одноклассник занимается интересным для вас видом спорта, — говорит женщина. — Дайте себе возможность познать ваш школьный мир максимально: общайтесь с разными людьми, может быть, даже из разных классов. Так вам будет в рамках школьных стен максимально комфортно, удобно, и у вас сложится большое количество полезных, интересных связей.

Все мы разные, но «чем более мы разные, тем интереснее нам жить». Человек, по словам психолога, может быть не похож на тебя, но это не значит, что он плохой, нужно просто попробовать его узнать. «Непохожесть» на другого — не повод для насмешек, потому что может пройти время, и этот человек станет вашим близким другом.

Педагог интересуется, почему важно знакомиться со своими одноклассниками, и добавляет: ссоры и обиды не должны стать преградой для дружбы.

Основная часть занятия начинается с обсуждения правил дружбы. Чтобы ее сохранить, нужно помогать человеку, понимать и поддерживать его.

Понимать — это значит принимать, что все мы разные, поэтому думаем и чувствуем по-разному, но при этом готовы поддерживать того, кому нужна помощь в сложной ситуации, или радоваться успехам друг друга, — говорит педагог.

Ребятам предлагают посмотреть на картинку: девочки сделали обидную подпись к фото одноклассницы и выложили фотографию в общий чат. Дети должны подумать, как бы они поступили в этой ситуации

Еще одно задание посвящено обсуждению непростых ситуаций. Вот, например, одна из них: две девочки сделали обидную подпись к фотографии одноклассницы и выложили в чате с одноклассниками. Детям нужно выбрать, как бы они поступили: предложили бы удалить эту фотографию или проигнорировали ситуацию, потому что о ней всё равно скоро забудут.

— Не всегда легко найти ответ на вопрос: «Как же мне поступить?» Но есть удивительное правило: поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе, — говорит учитель и рассказывает еще об одном правиле: если ребенку грустно, обидно или страшно, не надо оставаться с чувствами один на один, важно поговорить об этом с кем-то, кому доверяешь. Например, с родителями.

Однако такая возможность есть не всегда, тогда можно позвонить на детский телефон доверия. Подробнее о нем расскажет видео.

В «пункт приема детских страхов» (так называют офис службы поддержки) может обратиться любой ребенок

Офис, где работают психологи, диктор называет «пунктом приема детских страхов» — там хранится всё, чего раньше боялись ребята. На телефон доверия звонят ребята «и меняют страхи на улыбки». Если ребенок чего-то боится, он может позвонить по телефону 8 800 2000-122.

В конце занятия каждый школьник на бумажной ладошке пишет важное, по его мнению, качество для дружбы, а учитель собирает ладошки и размещает их по кругу. Получается солнышко дружбы.

— Смотрите. Что у нас получилось — по отдельности вы все — лучики, а вместе — солнышко дружбы, которое дарит нам радость и тепло, — заканчивает классный час учитель. — И пусть оно никогда не заходит за тучки!

5–7-е классы: психология обидчика

Ребятам постарше предстоит разобраться, что такое коллектив. Учитель объясняет: «Людей в коллектив объединяет выполнение общей задачи, достижение цели, общая совместная деятельность, общие интересы». Дети отвечают, можно ли школьный класс назвать коллективом, почему людям свойственно объединяться в группы и какие качества можно развивать в коллективе.

Затем ребятам показывают две картинки: на одной изображен дружный класс (на картинке есть приписка «Мы — команда!»), а на другой — ссорящиеся дети.

На первой картинке изображен дружный коллектив

Учитель просит школьников описать взаимоотношения в коллективе на первом и втором изображении и ответить на множество вопросов. Например, почему человек чувствует себя комфортно и безопасно в дружеской атмосфере, почему важно, когда в коллективе все помогают и поддерживают друг друга, зависит ли дружба и дружный коллектив от случая или от нас самих и могут ли в дружном коллективе происходить ссоры.

Вторая картинка иллюстрирует коллектив, в котором часто происходят ссоры

Ребята должны прийти к выводу, что команда — «это очень сплоченный коллектив», в котором люди объединены общей ответственностью за результат своей деятельности, а конфликты случаются в любом коллективе, и это естественно. Важно всегда искать компромисс, разговаривать по душам, чтобы разрешить конфликт.

Следующая часть классного часа посвящена травле, или буллингу. Дети, говорит педагог, попробуют научиться отличать травлю от конфликта, дружеские дразнилки от буллинга и понять, что делать, если ребенок столкнулся с буллингом.

Учитель показывает ученикам картинку: несколько мальчиков отняли у одного обувь и кидают ее друг другу, а одноклассник пытается ее поймать.

Мальчики издеваются над одноклассником

— Как вам кажется, они «просто играют»? По каким признакам мы можем понять игра это или травля? — спрашивает педагог и резюмирует ответы ребят. — В игре весело должно быть всем. В игру все вступают добровольно.

При травле обидчики получают удовольствие от издевательств над человеком, они знают, что причиняют ему боль, но оправдываются фразами: «Мы просто шутим», «Мы просто ее/его не любим», «Он/она нас бесит», хотят верить, что человек сам виноват в травле. Травить могут каждого, и когда человек боится, ему сложно жить — учиться, радоваться и дружить. За действиями обидчиков кроется желание заслужить внимание и уважение, а иногда человек так вымещает злость за собственные унижения.

Затем ребята учатся правильно реагировать на буллинг. Они выбирают правильные и неправильные реакции обижаемого на ситуации. Правильно, например, перевести внимание на обидчика или пожать плечами, а неверно — отвечать тем же, угрожать, плакать и жаловаться.

Иногда, по словам педагога, травля переходит в насилие. Тогда нужно немедленно обратиться ко взрослым, не боясь стать ябедой.

— Ябедничать — это жаловаться взрослым по пустякам. А если речь идет о насилии, оно должно быть прекращено, и помощь взрослых здесь необходима, — объясняет педагог и включают видео о детском телефоне доверия.

Видео для 5–7-х классов совсем короткое

В конце классного часа ребята думают, что можно сделать, чтобы остановить травлю, и составляют свод правил, которые помогают сохранять доброжелательные отношения в коллективе.

8–9-е классы: «Инициаторы травли и ее свидетели не предпринимают действий по ее прекращению»

Школьники так же, как и 5–7-е классы, узнают, что такое коллектив, и выполняют несколько заданий. Первое называется «Пазлы». Каждый ученик получает пазл с отрывком фразы. За пять минут дети должны найти одноклассника, чей пазл соединяется с их собственным. При соединения пазла получаются пословицы и цитаты про дружбу, коллектив и сотрудничество.

Второе задание выполняется в группах. Каждая группа получает набор букв, пытается составить как можно больше слов, а в конце собирает слово, в котором использованы все буквы — получается слово «коллектив».

После выполнения задания ребята отвечают на вопросы о групповой работе, например, какие навыки и качества развиваются при выполнении коллективной задачи, и о дружеских отношениях. Затем — разговор о конфликтах и травле, детям включают видео «Травли нет».

Видео должно заставить ребят задуматься над своим поведением в коллективе

На видео девочка идет по школьному коридору, ее толкают и снимают это на телефон ученики. В конце ролика две группы школьников встают друг напротив друга: одна состоит из обидчиков, другая — из людей, которых, очевидно, тоже травили, как и девочку. На экране появляются слова: «Вспомни, на чьей ты был стороне…»

Буллинг — это систематическое и намеренное психологическое или физическое насилие, сопровождающееся оскорблениями, унижениями, запугиванием специально выбранной «жертвы», — говорит педагог. — В ситуации буллинга инициаторы травли и ее свидетели не предпринимают действий по ее прекращению.

Ребята думают над тем, как можно остановить травлю, узнают о телефоне доверия и составляют свод правил взаимодействия в коллективе.

10–11-е классы: коллектив бывает не только спортивный

Сценарий урока для старшеклассников похож на сценарий для 8–9-х классов, отличается только разговор о коллективе в начале занятия. Учитель предлагает ребятам вспомнить фильмы о спорте («Легенду № 17» и «Движение вверх»), где «очень хорошо показано командное взаимодействие между спортсменами», но в то же время не все игроки обладают одинаковыми способностями.

— Почему бы тогда не играть каждому за себя? Ведь тогда проявятся лучшие качества сильнейших? — спрашивает педагог.

Коллективной деятельностью, говорит учитель, можно заниматься не только в спорте, но и в науке и искусстве. Только сообща можно решить сложные задачи.

Студенты техникумов и колледжей: психическое здоровье

В начале занятия педагог предлагает поразмышлять, может ли человек жить вне общества, и включает видео, которое поможет ответить на этот вопрос.

Наш круг общения, говорит диктор, с возрастом растет

Наш первый коллектив, говорит диктор, — это семья, в семье мы учимся взаимодействовать с людьми, получаем представление о моральных ценностях. Со временем мы вступаем в новые коллективы: сначала идем в детский сад, потом — в школу, колледж и на работу.

Отдельно взятый человек очень ограничен в своих возможностях, слаб, коллективно человек очень силен, — говорит диктор. — Чувство коллектива сложное, как и сам коллектив, в котором собраны люди, разные по возрасту, интересам, по взглядам и привычкам, культурному развитию. И в каждом коллективе люди должны быть интересны друг другу, чем-то обогащать друг друга.

Умение быть частью коллектива говорит о цивилизованности, потому что от того, насколько мы включаемся в работу коллектива, умеем помогать, «зависит общее движение вперед и развитие всего общества». Думать, что достижение отдельного человека принадлежит только ему, неправильно, потому что «мы учимся, опираясь на труды предшественников».

Коллектив — отражение каждого из нас, — говорит диктор. — И от того, насколько он слаженный и дружный, можно понять, насколько сформированы наши личностные качества, насколько его участники близки к достижению общих целей, насколько они готовы к выручке, взаимопониманию и, конечно же, к общим победам.

Дальше ребята работают в группах, которым нужно ответить на вопросы, что дает коллектив человеку и что сам человек может сделать для коллектива. Педагог должен акцентировать внимание на важности взаимоуважения, помощи, умения найти компромисс в коллективе.

В коллективе важно уважение, взаимопонимание и умение находить компромисс

Студенты размышляют над тем, какой они представляют свою учебную группу сейчас, какой они хотят, чтобы она была, и что необходимо сделать, чтобы группа могла называться коллективом.

Студенческая группа — это настоящий коллектив

Согласно методичке, педагог должен обобщить ответы студентов: «Подводит к выводу, что студенческая группа — коллектив будущих профессионалов, в котором здоровые отношения, построенные на взаимоуважении, взаимовыручке, неприемлемости деструктивного поведения, — залог успеха каждого будущего профессионала».

10 октября, говорит педагог, отмечается Всемирный день психического здоровья, учрежденный в 1992 году. Следующий блок вопросов посвящен психическому здоровью: «Почему так важно уделять внимание не только собственному эмоциональному и психологическому состоянию, но и психологическому состоянию тех людей, которые находятся рядом с нами?», «Может ли психологическое состояние одного человека оказывать влияние на весь коллектив?» и т. д. Поддержка, трудолюбие и доверие, говорит педагог, способствуют психическому здоровью, снижают уровень стресса и тревожности, повышают самооценку.

Всемирный день психического здоровья отмечают с 1992 года

— Чувство принадлежности к коллективу, участие в социальных взаимодействиях могут укреплять психическое здоровье, — добавляет учитель и предлагает выслушать мнение эксперта по этому поводу (на момент написания материала ролик с выступлением эксперта еще не опубликовали на сайте «Разговоров о важном»).

В конце занятия педагог делает вывод: «Основа хороших отношений с окружающими — честность, открытость, готовность прийти на помощь», а уважение к окружающим — «норма жизни человека».

Ребята должны понять, что уважение к другим — это норма жизни

— Здоровые отношения в учебном и профессиональном коллективе — залог не только психического здоровья его членов, но и успеха в профессии, личной и семейной жизни, — подытоживает педагог и предлагает ребятам поделиться впечатлениями от классного часа.

Ранее мы разбирали методички «Разговоров о важном», посвященные Дню учителя, а еще рассказывали, на какие темы побеседуют с детьми в октябре. Еще больше материалов, посвященных «Разговорам о важном, можно найти в специальном сюжете на сайте.

Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем