Образование Разговоры о важном подробности «В нашем единстве и дружбе народов заключены сила и мощь России»: разбираем «Разговоры о важном» (очень патриотические!)

«В нашем единстве и дружбе народов заключены сила и мощь России»: разбираем «Разговоры о важном» (очень патриотические!)

Ребятам процитируют слова Путина и напомнят об СВО

Ребята узнают, как появился праздник День народного единства

Новые «Разговоры о важном» пройдут 30 октября и будут посвящены Дню народного единства. Детям расскажут про историю праздника и отдельно отметят, что во время Смуты общество сплотила Русская православная церковь. Ребята услышат цитаты Владимира Путина, а в один ряд с Отечественной войной 1812 года и Великой Отечественной учитель поставит специальную военную операцию. Мы подробно разобрали методички и рассказываем, о чем побеседуют на патриотическом классном часе.

1–4-е классы: «Люди в нашей стране должны помогать друг другу, чтобы наша Россия становилась лучше, богаче и краше»


Учитель приветствует детей на разных языках и говорит, что ребята из Бурятии, Чечни или Якутии поняли бы его. Сейчас в России, по словам педагога, насчитывается больше 190 народностей, которые говорят на 277 языках и диалектах. О народах России на занятии поговорят в честь 4 ноября — Дня народного единства.

В России больше 190 народностей

Педагог говорит, что история праздника началась еще в 1598 году, когда умер Федор Иоаннович Рюрикович, не оставив наследника. Россия осталась без царя, «разные люди пытались взойти на престол, при этом обманывая, что они из рода Рюриковичей». Началась Смута, внутренние восстания, и это ослабило Россию. Тогда на страну напали польские интервенты (учитель поясняет: интервенты — это «те, кто вторгается на чужую территорию»), и каждое княжество стало жить по своим правилам: «Это позволило врагам проще завоевывать наши земли».

В 1598 году на Руси наступило Смутное время

Чтобы спасти страну, нужно было объединиться. Тогда Кузьма Минин обратился к нижегородцам и предложил помочь Москве. Ополчение возглавил Дмитрий Пожарский.

Учащихся 3–4-х классов учитель просит посмотреть на слайд. Минин и Пожарский изображены на картине с иконой Казанской Божьей Матери, которая стала символом победы. Патриарх Гермоген, говорит педагог, из заточения призвал всех встать на защиту Отечества, и к ополчению присоединились казанские дружины. Тогда патриарх благословил их и передал список иконы Казанской Божьей Матери, «которая стала святым символом ополчения».

Икона Казанской Божьей Матери стала символом ополчения

— 4 ноября 1612 года они прорвали оборону поляков и освободили Москву. Именно поэтому 4 ноября в России отмечается День народного единства, — объясняет педагог. — Праздник был учрежден в 2005 году. Это праздник единения, взаимопомощи, достижения общих целей многонациональными народами нашей страны.

У каждого народа, говорит педагог, есть свои национальные блюда и костюмы, и все это — культура. Учитель предлагает ребятам раскрасить трафареты национальных костюмов. Правда, школьникам на первом ряду дают только красные карандаши или фломастеры, на втором — только черные, а на третьем — только синие. Учитель должен подсказать, что для выполнения задания детям нужно объединиться и помочь друг другу.

Ребята должны раскрасить трафареты

Иллюстрации с изображением народных костюмов можно увидеть в книгах. Учитель предлагает детям вспомнить персонажей сказок и подумать, где они живут и есть ли у них Родина. Оказывается, Хозяйка Медной горы живет в Свердловской области, в Уральских горах, Снегурочка — в Костроме, Алеша Попович живет в Ростове Великом в Ярославской области, а Малыш Кулацу — в Кабардино-Балкарской Республике.

У многих сказочных персонажей есть Родина

Затем учитель спрашивает у ребят, что им помогло выполнить задание с раскрашиванием трафаретов. Очевидно, ответ — совместная работа.

— Думаю, что на таком простом примере вы еще раз убедились, как важно помогать друг другу. Как тот, кто с вами рядом, — сегодня это ваш одноклассник — помог вам выполнить задание, так и все люди в нашей стране должны помогать друг другу, чтобы наша Россия становилась лучше, богаче и краше. Для этого должны стараться все, независимо от того, какой они национальности и где живут. История учит нас: поодиночке, порознь не сделать того, что можно сделать вместе. Так и в жизни бывает. Один человек посадит дерево, а все вместе — сад! Дружба объединяет людей и народы.

5–9-е классы: «Российская Федерация объединяет народы, делая нас одной большой семьей!»


Учитель начинает классный час с чтения фрагмента стихотворения Виктора Крючкова «Россия». Дети отвечают, о ком говорит поэт, используя местоимение «мы», какие сравнения использует, чтобы показать единство народов России, и почему Москва остается «единственной опорой» многонационального народа на протяжении тысячелетней истории.

— Россия — одна из самых уникальных стран мира с богатейшими национальными культурами, — говорит педагог. — Россия складывалась и развивалась как многонациональная общность, в этом ее сила, могущество и непоколебимость. Этим единством в многообразии и жива наша держава.

Затем учитель должен подвести ребят к мысли, что разные народы на одной территории связывает общий русский язык. Далее — просмотр видео.

Диктор рассказывает про языковые группы

Диктор говорит, что Российская Федерация — самая большая страна в мире.

Российская Федерация объединяет народы, делая нас одной большой семьей! — добавляет диктор.

Сейчас в нашей стране живут более 190 народов, в России насчитывается 277 языков и диалектов. Эти языки принадлежат к 14 разным языковым семьям и более чем к 30 обособленным ветвям и группам. Большая часть населения страны разговаривает на языках индо-европейской семьи, а самая крупная группа в этой семье — славянская.

Славянская группа самая крупная в индо-европейской языковой семье

Вторая по количеству населения — алтайская семья, которая состоит из 26 народов, живущих в Поволжье, на Южном Урале и в Сибири. К тюркской группе относятся татары, башкиры, чуваши, якуты. 15 народов составляют уральско-юкагирскую семью, а к северо-кавказской семье относят более 20 народов, живущих на самом юге Европейской части России — между Черным и Каспийским морями. В Республике Дагестан тоже богатое количество языков, большая часть из них относится к нахско-дагестанской семье.


Несмотря на такое богатство языков, объединяющим и единым для всех нас является русский язык, который позволяет общаться и понимать друг друга без преград, — говорит диктор.

Все народы России объединяет русский язык

День народного единства, говорит педагог, приурочен к окончанию Смутного времени на Руси, к объединению народов для мирной жизни и выбора законного правителя. Дальше — просмотр видео о дружбе народов.

Ведущая рассказывает о Дне народного единства и дружбе народов

Ведущая на видео — девочка лет 14. Она говорит, что Россия — страна с богатейшими национальными культурами. Ее сила и могущество — в единстве и многообразии народов, а дружба народов — необходимое условие для развития нашей страны. У народов России общая история и общие памятные даты, одна из них — День народного единства. Затем девочка рассказывает об истории праздника — Смутном времени и его преодолении.

Дальше ведущая рассказывает об истории памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Сначала монумент хотели установить в 1812 году, к двухсотлетию победы над польско-литовскими интервентами, но Отечественная война помешала планам. Однако страна снова объединилась и победила. Монумент поставили после сражения. Вдохновленный Наполеоном Гитлер пришел на наши земли, но единый народ освободил мир от нацистской идеологии.

Мы — это не про национальность, мы — это про человечность, нравственность, общее представление о добре и зле, мы — это имена наших предков, которые мы несем сквозь века и чьи слова стали для нас заветом, — эмоционально говорит девочка.

Наши предки защищали Россию, чтобы жили мы, наши обычаи и традиции, единство. Наши герои защищают нас изо дня в день, потому что «мы братья» (в этот момент на экране появляется фото героя РФ, лейтенанта полиции Магомеда Нурбагандова и надпись «Работайте, братья!»)

День народного единства учит нас относиться ко всем одинаково дружелюбно несмотря на цвет кожи или одежду, в каждом видеть частичку себя, ценить друг друга и приходить на помощь, — говорит ведущая.

Затем учитель рассказывает, какую роль сыграла в ополчении икона Казанской Божьей матери, и говорит, что кроме языка народы отличаются культурой.

На Руси замужняя женщина не могла ходить без головного убора

Особенности культуры разных народов схожи, например, традиция покрывать голову — это традиция женщин восточных народов. На Руси замужняя женщина могла ходить с непокрытой головой только на женской половине дома или при муже. Перед свадьбой девушкам надевали головные уборы, полностью закрывающие волосы, а снять головной убор значило покрыть себя позором. Именно так и появилось понятие «опростоволоситься». Затем учитель включает ребятам ролик о ценности культуры народов России и ее сохранении. Ведущая — та же девочка.

Девочка рассказывает о культуре

Ведущая говорит, что культура — это все, что сделано людьми, это система духовных и материальных ценностей, подчиняющая себе жизнь людей. Есть духовные ценности (семья, дружба, стабильность, любовь), а есть материальные (дом, фонтан у дома, автомобиль). Люди организовывают свою жизнь в соответствии со своими ценностями, у каждого своя модель культуры. Ядро культуры — это традиции и обычаи, которые не меняются веками и позволяют нам идентифицировать себя как представителей того или иного народа.

— Принятие и единство духовно-нравственных ценностей лежит в основе нашей цивилизации и проявляется в фольклоре и ремеслах, в традициях в одежде, — объясняет ведущая.

Дальше девочка рассказывает о традиционных танцах. У многих народов они похожи. Например, у всех народов есть танцы у костра и хороводы, потому что в основе танца лежали магические и религиозные ритуалы.

Танцы каждого народа зародились в глубокой древности

Внешняя оболочка культуры быстрее реагирует на изменения. Например, несколько десятилетий назад дети мечтали стать врачами или балеринами, а сейчас многие хотят стать блогерами или бизнесменами.

Чем сильнее влияние массовой культуры, тем слабее становится культура народа. Например, когда ребенок просит купить ему новый телефон — это проявление массовой культуры, а когда он помогает маме донести пакет до дома — это уже проявление культуры народа и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Традиционная культура наиболее постоянна.

Материальные ценности — это физические блага

— Культура народов России — это наша главная ценность. Именно благодаря культуре мы помним, кто мы и что для нас действительно ценно, — заканчивает рассказ ведущая.

После просмотра видео ребята читают стихотворение Расула Гамзатова «О Родине». Педагог замечает, что Гамзатов «любил Родину, с безграничной любовью относился к семье, к людям, к земле, к миру», а его творчество «было примером единения народов всех национальностей». Поэт мечтал, чтобы люди жили в мире, согласии и любви.


Учитель цитирует Владимира Путина: «От стихов Расула Гамзатова замирает сердце у каждого, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. Расул Гамзатов был человек широкой души и необыкновенной мудрости, сын Дагестана и великий гражданин, патриот России».

Владимир Путин высоко ценит творчество Расула Гамзатова

Учитель напоминает, что всю страну можно назвать коллективом, а хороший коллектив строится на общении и дружбе. Именно дружбой гордятся народы России, ей посвящены памятники и скульптурные композиции.

— Мы с вами пришли к выводу, что несмотря на то, что в нашей стране живут разные народы, у нас общие ценности, общий русский язык, общая история и общие цели по развитию России, — заканчивает занятие учитель. — И День народного единства олицетворяет традиции патриотизма, взаимопомощи и единения вокруг общих целей, сохранения нашей культуры, которой по праву гордится многонациональный народ нашей страны.

10–11-е классы: «Мы всегда сообща вставали на защиту родной земли»


В начале классного часа учитель читает фрагмент стихотворения Андрея Дементьева «Россия». Учитель спрашивает, какие чувства к России выражает поэт, почему ее судьбу называет «великой» и какое значение для всех имеет многонациональная Родина. После этого школьники узнают об истории возникновении Дня народного единства и смотрят видео о дружбе народов, а педагог предлагает вспомнить моменты истории, когда страна объединялась для защиты своих земель, регионов и интересов.


— Можно подсказать обучающимся про Отечественную войну 1812 года, Великую Отечественную войну 1941–1945 годов, про специальную военную операцию, — написано в методичке.

Страна, согласно методичке, стала единой в Отечественную войну 1812 года, в Великую Отечественную и во время спецоперации

Затем ребятам рассказывают про подвиг танка «Алеша». По словам учителя, в начале июня экипаж танка под командованием старшего лейтенанта Расима Баксикова остановил 10 единиц техники колонны ВСУ. В первые минуты боя, который длился 40 минут, танкисты поразили оба танка противника Т–72Б, а в следующие полчаса еще и БТР М113 и пять американских машин MaxxPro.

«Не просто совпадение, а генетический код», — цитирует Путина педагог. Дед танкиста участвовал в Курской битве, а спустя 80 лет, именно в день победы на Курской дуге, Путин наградил внука звездой Героя России.

Наш президент всегда подчеркивает, что во все времена наши предки делали все для сохранения и развития нашей Родины, — говорит учитель и предлагает послушать речь Путина с майского заседания Совета по межнациональным отношениям.

Ребятам зачитывают цитаты Путина

«Культурное и национальное многообразие — это всепобеждающая сила России, наши предки из поколения в поколение трудились на благо родной общей Родины», — цитирует президента педагог. Путин сказал: «Наша держава создавалась вокруг ценностей многонациональной гармонии, это важнейшая основа нашей консолидации, которая только лишь крепнет перед лицом внешней агрессии и угроз».

Затем — разговор о культуре, Расуле Гамзатове и традициях. Учитель говорит, что большую роль в сохранении традиций играет семья. Важно, чтобы все семьи в России передавали традиции своего народа, но при этом не забывали про традиции, общие для всей страны. Детям включат видео — девочка-ведущая рассказывает о цивилизации.

Девочка рассказывает, что такое цивилизация

— Цивилизация — это общность людей, которая имеет общую культуру, мировоззрение и историю, таким образом, культура является частью цивилизации, — объясняет понятие девочка. — В нашей стране ее законы поддерживают и оберегают культуру каждого народа, его традиции, язык и веру, а главные государственные праздники — это праздники единства и общих побед. Вот поэтому мы — одна цивилизация.

Любая цивилизация проходит несколько стадий развития: зарождение, рост, надлом и преодоление трудностей или распад. Цивилизация может исчезнуть, если люди забудут народные традиции и духовно-нравственные ценности, перестанут идентифицировать себя как часть народа. Однако цивилизация может и возродиться благодаря общим интересам и тенденциям времени, но утраченные ценности вернуть будет уже невозможно.

Римская империя занималась колонизаторством

Например, эпоха Возрождения, на которую пришелся рассвет западноевропейской культуры — это возрождение Римской империи, которая была колониальной, говорит девочка. В эпоху Возрождения тоже были колониальные войны, но это «принято называть периодом географических открытий».

Чтобы уничтожить большую общность людей, одних убеждали бороться с другими, и если культурное единство народов было забыто, междоусобные войны заканчивались победой колонизаторов, — вкрадчиво говорит ведущая.

В эпоху Возрождения тоже были колониальные войны. По словам ведущей, это логично, ведь возрождали тогда Римскую империю

Именно поэтому идея единства народов и сохранения цивилизации лежит в основе России. Это законодательно закреплено на 135 лет раньше, чем на Западе, говорит ведущая.

История учит нас, что мы всегда сообща вставали на защиту родной земли. А в нашем единстве и дружбе народов заключены сила и мощь России, ее территориальная и общекультурная целостность. Не забывайте, что страна сильна тогда, когда она едина, — подытоживает педагог.

Студенты: «Национальная безопасность РФ — это состояние защищенности ее национальных интересов от внешних и внутренних угроз»

Россия, начинает педагог, — многонациональная страна. Каждый народ, проживающий на ее территории, вносит вклад в экономическое, научное и культурное развитие страны. Студенты должны ответить, какие научные и спортивные достижения многонационального народа они знают, как России сохраняет и обогащает свое культурное наследие и т.д. Ребята должны прийти к выводу: «богатство России создается трудом ее народов, которые вносят весомый вклад в экономическое, научное и культурное развитие страны». Затем педагог цитирует Владимира Путина.

Важно, говорит педагог, знать историю, культуру, традиции, уклад жизни, язык и религии народов России. 4 ноября страна празднует День народного единства, и педагог подчеркивает: этот день — еще и праздник Казанской иконы Божией Матери. Во время Смуты Русская православная церковь сыграла большую роль в консолидации общества. По словам педагога, с Казанской иконой Божьей Матери связывают важные в истории Отечества победы Петра I, Александра Суворова, Михаила Кутузова и Георгия Жукова.

Русская православная церковь сплотила общество

После ребята обсуждают фильм о Минине и Пожарском, а педагог произносит длинную речь о единстве народа. По словам учителя, сейчас Россия столкнулась с новыми вызовами, и мы «особенно чувствуем единение».

— Мы должны знать, что национальная безопасность Российской Федерации — это состояние защищенности ее национальных интересов от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета нашего государства, его независимости и государственной целостности, а также социально-экономическое развитие страны, — говорит педагог.

День народного единства — это день героизма и мужества

День народного единства — это день героизма и мужества народа, который отстоял свою свободу и независимость.

В целях обеспечения и защиты национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, в том числе от недружественных действий иностранных государств, необходимо повысить эффективность использования имеющихся достижений и конкурентных преимуществ России с учетом долгосрочных тенденций мирового развития, — говорит педагог.

В конце занятия учитель еще раз напоминает ребятам об уникальности российской культуры, истории и традиций, и говорит, что сила России — «в единстве многонационального народа, уважении традиций, религий, уклада жизни всех народов страны».

Каждую неделю мы изучаем методички «Разговоров о важном» и публикуем материалы в специальном сюжете на сайте.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем