Последние в этом месяце «Разговоры о важном» пройдут 29 января, тема занятия — «Союзники России». Ребятам расскажут, что значат слова «союзник» и «союз», почему странам важно поддерживать дипломатические отношения, в чем разница между однополярным и многополярным миром. На занятиях будут цитировать Владимира Путина и Сергея Лаврова, покажут видео из Мариуполя и подчеркнут: Россия всегда открыта для тех, кто готов поддерживать с ней дружеские отношения.
Обращение ректора МГИМО: «Кто такие союзники России?»
И школьникам, и студентам покажут видеообращение Анатолия Васильевича Торкунова — ректора МГИМО, академика РАН, Чрезвычайного и полномочного посла. На момент написания материала видео не было опубликовано на сайте, но в сценарии занятия есть речь Анатолия Васильевича.
— Кто такие союзники России? Но я полагаю, что вообще союзники России — это мы с вами, — говорит ректор. — Мы с вами единый, российский народ. И те проблемы, которые мы должны решать, мы должны решать прежде всего сами.
Конечно, у нас есть и страны-союзники, говорит спикер. Например, у России заключен договор о коллективной безопасности с бывшими республиками СССР. Договор подразумевает помощь друг другу в случае ЧС и военных действий, однако от союзников, по словам Анатолия Торкунова, надо отличать партнеров.
— Союзники — это те, с кем мы связаны соответствующими союзными обязательствами и подписанными соглашениями, а с партнерами мы сотрудничаем в решении важнейших международных проблем, торговоэкономических проблем, — объясняет ректор.
Анатолий Торкунов говорит, что в 1997 году Россия подписала договор о многополярном мире с КНР. И Россия, и Китай понимают, что надо создать мир, «где все государства будут чувствовать себя равноправными, будут принимать участие в решении судьбоносных проблем, которые касаются всех нас, всех стран, и вообще-то и каждого из нас, каждого человека».
Ректор оговаривается: союзники бывают постоянными и временными, но не бывает постоянных врагов. Россия дружит и хотела бы дружить со всеми, но иногда это не получается.
1–2-е классы: зачем нужно сотрудничать?
Учитель объясняет детям, что означает слово «союзник», а ребята отвечают, почему важно дружить и объединяться для какой-то работы. Объединяясь, мы увеличиваем возможность решить задачу. О том, есть ли союзники у России, ребятам рассказывает Анатолий Торкунов.
Учитель объясняет: укреплять и поддерживать добрососедские отношения между людьми и странами помогают совместные спортивные, культурные, образовательные мероприятия. Например, прошлым летом в молодежном лагере Движения первых «Друзья» встретились участники из России, Малайзии, Республики Беларусь, Бразилии, Кубы и т. д. Очень важно общаться с ребятами из других стран, говорит педагог, потому что это прекрасная возможность узнать об их культуре.
Сотрудничает Россия с другими странами и в области строительства, техники, экологии и культуры, науки и космических исследований. Например, наша страна вместе с Китаем строит мост через Амур, а еще Китай предоставляет зоопарку Москвы животных — в 2019 году к нам приехали панды Диндин и Жуи.
По словам педагога, дружеские отношения между странами поддерживают дипломаты. Дипломат должен говорить просто и понятно, знать иностранный язык, иметь широкий кругозор. Чтобы успешно работать, он должен много общаться с людьми и поддерживать деловые контакты.
Затем ребята выполняют задание «Речевой этикет». Им раздают карточки с описанием ситуации. Детям нужно, используя уместные речевые формулы, обратиться за помощью в поиске книги к библиотекарю или познакомить друга с родителями. В конце классного часа школьники пишут письмо сверстникам из других стран, чтобы пригласить их в Россию.
3–4-е классы: страны БРИКС
Ученики 3–4-х классов тоже смотрят видеообращение Анатолия Торкунова, узнают о совместных проектах России с Китаем, им объясняют, кто такой дипломат. Учитель обращает внимание, что Россия союзничает с Белоруссией (это «союз братских народов»).
Со школьниками беседуют о странах БРИКС. Ребятам показывают карту мира с отмеченными на ней странами союза и рассказывают о каждой.
— Россия — открытая страна, и в 2024 году Россия станет страной — председателем БРИКС, — говорит педагог ребятам. — А уже летом этого года в Татарстане пройдут Игры стран БРИКС.
5–7-е классы: очень (!) много цитат Путина и Лаврова
Ребятам объясняют, что такое «союз» и показывают видео «Международное сотрудничество. Новостная лента» и видеообращение Анатолия Торкунова. После просмотра видео педагог рассказывает, какие страны входят в БРИКС и СНГ.
— В настоящее время Республика Украина и Республика Молдова формально еще находятся в составе СНГ, но из-за вмешательства государств Запада намерены выйти из его состава и демонстрируют враждебные настроения по отношению к нашей стране, — добавляет учитель.
Затем школьников просят посмотреть на экран — на нем демонстрируют цитату Владимира Путина. Президент говорит об отношениях с Белорусией, с которой у России подписан союзный договор о поэтапном создании единого рыночного, политического, юридического, военного, культурного пространства.
По словам педагога, как в отношениях между людьми, так и в отношениях между странами важны единые взгляды и ценности по важным вопросам мироустройства и международного взаимодействия. На экране детям показывают две цитаты Владимира Путина и одну — Сергея Лаврова. И Путин, и Лавров делают акцент на принципе многополярного устройства мира, говорит учитель.
— Однополярный мир — это когда все страны подчиняются интересам одной страны и вынуждены «играть» по ее правилам, которые в любой момент могут поменяться, — объясняет педагог. — Многополярность — это система международных отношений, представляющая собой баланс интересов всех стран, основанная на принципах равенства, справедливости и международного права.
Многополярность — естественное условие мирового порядка, это как правила в командных играх. Если в мире не будет одинаковых правил, то тогда неизбежно будут возникать и войны. Этот принцип, говорит педагог, показывает отрывок из фильма «Старик Хоттабыч» (6+) — момент, когда из-за того, что Хоттабыч наколдовал каждому игроку свой мяч, начинается хаос.
— Наша страна категорически против того, чтобы какое-то одно государство или группа государств диктовало условия всему остальному мировому сообществу, Россия не разделяет принцип «дружбы государств против кого-то», — говорит учитель. — Именно поэтому Россия открыта для сотрудничества с любой страной, разделяющей принципы справедливости и многополярности.
В конце занятия ребятам рассказывают, чем занимаются дипломаты, дети учатся составлять текст дипломатического обращения и знакомятся с традициями стран.
Затем школьники знакомятся с еще одной цитатой Лаврова. По словам учителя, Лавров в ней отмечает, что для России не существует недружественных народов, наша страна открыта для всех, кто готов поддерживать дружеские отношения. Подтвердить это должен ролик: на одном из домов в Мариуполе итальянский художник из Неаполя нарисовал огромное изображение девочки в поддержку Донбасса.
В этом году Россия проводит Всемирный фестиваль молодежи в Сочи, а в Казани пройдут «Игры будущего», говорит педагог. Самое главное — не забывать, что отношения между странами выстраиваются людьми. Главный принцип взаимоотношений, написано в методичке, — «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».
— Каждый из нас может внести вклад в развитие международных отношений, даже не будучи дипломатом, — заканчивает занятие учитель. — Уважение, доверие, дружеское отношение к представителям любой страны, любого народа, уважение к их истории, традициям, культуре, религии — вот что лежит в основе народной дипломатии.
8–9-е классы: надо защищать русский язык и наши достижения от дискриминации
Материал для 8–9-х классов незначительно отличается от методичек для 5–7-х классов. Школьникам рассказывают о союзе России и Белорусии, ЕЭС, СНГ, БРИКС, ШОС, дети играют в игру, чтобы почувствовать себя дипломатами. Учитель зачитывает различные ситуации, а школьники угадывают, что в них не так. Например, ситуация, когда посол Саудовской Аравии пропускает гостя вперед, неверная. Посол должен зайти в помещение первым, потому что по древней бедуинской традиции нужно продемонстрировать, что жилье безопасно.
В конце занятия учитель говорит: Россия «стремится усилить свою роль в мировом пространстве и сформировать объективный образ нашей страны у народов других стран». Для этого нужно защищать русский язык, достижения в науке, культуре, образовании и искусстве от дискриминации, укреплять восприятие страны как привлекательной для жизни.
10–11-е классы: «Петля Примакова»
Классный час у старшеклассников идет практически по тому же плану, что и у 5–7-х и 8–9-х классов. Отдельно ребятам показывают видео «Петля Примакова».
Евгений Максимович Примаков, бывший премьер-министр России, 24 марта 1999 года направлялся с визитом в США. Пролетая над Атлантикой, он узнал, что НАТО начала бомбить Югославию. Примаков приказал развернуть правительственный борт и вернулся в Москву.
— «Петля Примакова» для Запада стала символом того, что после «лихих 90-х» с Россией вновь приходится считаться, — говорит диктор.
Примаков заложил основы современной российской дипломатии, согласно которым национальные интересы и международное право — это фундамент внешней политики нашей страны.
Студенты техникумов и колледжей: принципы внешней политики России
Студентам говорят, что взаимодействовать с другими странами важно для экономического и культурного роста. Международное сотрудничество должно предполагать взаимовыгодный обмен, конструктивное взаимодействие.
— Наша страна всегда выступает именно за такое взаимодействие с другими странами, открыта миру и готова к сотрудничеству в различных сферах, — говорит педагог.
На занятии студенты узнают о союзах между странами, о разнице между однополярным и многополярным миром и о том, каким должен быть дипломат (информация в методичках примерно такая же, как и у школьников). По словам учителя, сейчас Россия поддерживает дипломатические отношения с 191 государством, у нас аккредитованы 159 глав дипломатических представительств иностранных государств, а в Москве находятся посольства 150 стран.
— Мы видим, что Россия не стремится к изоляции, а, напротив, нацелена на открытый диалог и участие в совместных проектах с другими странами, — говорит учитель.
В конце классного часа ребятам говорят, что три главных положения, на которых строится внешняя политика России, — это открытость, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество.
На прошлых «Разговорах о важном» с детьми побеседовали о блокаде Ленинграда. Каждую неделю редакция 59.RU изучает методички классных часов и публикует планы уроков в специальном сюжете на сайте.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.