«Разговоры о важном» 8 апреля посвятили Дню космонавтики. Ребята вспомнили о первом полете в космос, узнали факты об МКС, а еще с детьми побеседовали о достижениях российской космонавтики. Мы разобрали сценарии уроков и рассказываем, о чем побеседовали со школьниками и студентами.
«Самое главное, что космонавтика — это точно будущее человечества»: интервью с космонавтом
Школьники и студенты посмотрели интервью с Сергеем Николаевичем Рязанским — космонавтом и первым в мире ученым, командующим космическим кораблем.
Для Сергея Николаевича космонавтика — это всегда открытие, а еще это отрасль, которая может сделать лучше жизнь человека на Земле.
— А почему люди стремятся туда? Потому что людям всегда хочется идти в неизведанное, открывать неоткрытое, познавать непознанное, — ответил Сергей Рязанский.
Когда космонавт смотрел на Землю из космоса, он думал о словах Гагарина о том, какая Земля маленькая, красивая и хрупкая.
— И вдруг для себя я понял, что я абсолютно не согласен. Да, наша Земля очень красивая, огромная, мощная. Прямо берет гордость за нее. Огромная красивая планета. И ты видишь материки, города, океаны, вулканы, полярное сияние. Это безумно красиво, — поделился эмоциями Сергей Николаевич. — Всё свободное время, которого немного, к сожалению, у космонавтов, я старался проводить у иллюминатора, делал фотографии и снимал маленькие короткие видео для того, чтобы поделиться теми эмоциями, которые меня переполняли. Показать всем тем, кто остался на Земле, какая у нас прекрасная, красивая планета.
В космической науке очень много направлений, отметил Сергей Рязанский. Это и создание новых материалов, и выращивание биологических трехмерных объектов в невесомости, и исследования влияния невесомости на организм человека.
— Космонавтика — уникальная отрасль. Там нужны все. Там нужны пилоты, которые будут пилотировать наши космические корабли, там нужны инженеры, которые будут их конструировать, собирать, придумывать новые станции автоматические, которые полетят туда, куда никогда не долетит человек, — привел примеры космонавт.
12 апреля для космонавтов — особенный праздник, правда, они его почти никогда не отмечают из-за занятости, признался Сергей Рязанский. На МКС в российском модуле висят фотографии Гагарина, Циолковского и Королёва.
— Так что мы всегда помним о том, где находится наш фундамент, наши корни, и кто вообще сделал нас в космосе первыми, — признался космонавт.
Сергей Рязанский уверен: космонавтика в ближайшие 100 лет будет расти и развиваться.
— Будет развиваться космический туризм, будет возможность полететь на выходные или на недельку в космос, посмотреть на нашу Землю, понять, что она точно круглая и очень красивая, и увидеть всё это своими глазами. Будут появляться отдельные, может быть, редко посещаемые научные лаборатории, когда группа космонавтов прилетела, запустила серию научных экспериментов, улетела, через полгода вернется, — сказал Сергей Николаевич. — Будут развиваться международные партнерства, потому что, когда ты оказываешься в космосе, ты понимаешь, что мы должны начать думать уже как человечество, а не как представители отдельных стран. Самое главное, что космонавтика — это точно будущее человечества. И каким оно будет — решать вам.
1–4-е классы: «полет космонавтов — это всегда исследование»
Дети вспомнили, что первым увидел землю из космоса Юрий Гагарин. 9 марта мы отметили 90 лет со дня его рождения. Гагарин родился в селе Клушино Смоленской области, сказал учитель, у него была большая семья. Четверо детей помогали родителям по хозяйству.
— Любовь к своим родителям будущий герой пронес через всю жизнь и писал о своих родителях так: «В нашей семье авторитет отца был непререкаем, строгий, но справедливый наш отец преподал нам, детям, первые уроки дисциплины, уважения к старшим, любовь к труду», а о своей маме Гагарин вспоминал: «Очень я люблю свою маму и всем, чего достиг, я обязан ей!», — рассказал о Гагарине педагог.
Затем учитель рассказал ребятам историю, говорящую о характере Юрия Гагарина. В летном училище до полетов допускали курсантов, учившихся на хорошо и отлично. Гагарин же за один экзамен получил тройку. Тогда он договорился о пересдаче и получил «отлично».
Дети посмотрели фрагмент хроники полета Юрия Гагарина, а потом с помощью интерактивного задания вспомнили события, связанные с исследованиями космоса.
— Профессия космонавта предполагает постоянные нагрузки на организм и экстремальные проверки на прочность и выносливость, — сказал педагог. — Всё это и еще многое другое становится частью подготовки космонавтов. Большая команда специалистов обеспечивает подготовку космонавта. А еще полет космонавтов — это всегда исследование, проведение различных научных экспериментов.
Например, Гагарину нужно было протестировать на орбите, сможет ли человек пить и есть в космосе, писать карандашом. В конце классного часа ребятам показали короткометражный фильм от «Движения Первых».
На выставке школьник Дима из «Движения Первых», мечтающий стать космонавтом, услышал от экскурсовода важные слова: «Все достижения в космосе стали возможными благодаря мечтам разных людей». Так он понял, что мечты сбываются. Экскурсовод познакомила ребят с режиссером Климом Шипенко, который снял в открытом космосе фильм «Вызов» (12+). Дети начали задавать вопросы режиссеру. Он рассказал им, что в космосе нестрашно, очень светло и шумно. К полету космонавтов готовят тысячи человек — «космическая индустрия включает в себя огромное количество разных специальностей».
Вместе с Климом Шипенко школьники поехали в Звездный городок. Режиссер провел детям экскурсию по Музею Космонавтики и сказал еще очень важную для Димы вещь: если сильно захотеть, то можно осуществить мечту. Это и доказал Юрий Гагарин, на портрет которого завороженно смотрел Дима. Мальчику стало интересно, каким был в детстве Юрий Гагарин: «вдруг похожим на меня?» — задался вопросом Дима.
— Если бы я встретил Гагарина, что бы я ему сказал? «Здравствуйте!» А он мне: «Привет, Митя! Поехали!» А я ему: «Поехали!» А Гагарин бы спросил: «Не боишься?» А я бы ответил: «Конечно, нет!» И началось бы большое приключение, — мечтает парень. — Мы бы делали всё вместе, и Гагарин был бы не один в космосе. Наверное, мои родители бы очень волновались, но и гордились бы мной. Ну на их месте я бы гордился.
В конце экскурсии Дима попробовал себя в роли космонавта — конечно, на тренажере, но мальчику показалось, что всё было как в реальности.
— Ну что, теперь в космос? — спросил Клим Шипенко Диму, и тот кивнул.
Дима спросил, всегда ли Шипенко хотел стать режиссером. Оказалось, он мечтал стать космонавтом. Тогда Дима понял, что нет ничего невозможного.
— Человечеству предстоит ответить еще на множество вопросов, связанных с космосом, — сказал в конце занятия учитель. — Кто знает, возможно, ответы на эти вопросы найдет кто-то из вас. Мечтайте, изучайте, исследуйте и, возможно, и вы станете творцами новых открытий, которые помогут человечеству познавать бесконечные тайны Вселенной!
5–7-е классы: что такое МКС и чем там занимаются космонавты
Занятие началось с видеозагадки. Детям надо было определить, фрагменты какого объекта они видят на экране. Оказалось, это фотографии Земли.
Затем школьники посмотрели фрагмент хроники полета Гагарина в космос и вспомнили события, связанные с освоением космоса Россией. Полет Юрия Гагарина, сказал педагог, длился 108 минут, но сейчас человек находится в космосе намного дольше.
— Длительное пребывание человека в космосе стало возможным благодаря совместному проекту России и США по строительству Международной космической станции, — сказал ребятам педагог.
МКС вращается вокруг Земли на расстоянии 430 километров, а размером она с футбольное поле, сказал учитель. При этом толщина оболочки станции всего 1,5–3 миллиметра. На МКС, по словам педагога, живут и работают космонавты разных стран, поэтому там есть российский, американский, европейский и японский сегменты.
— МКС — это платформа международного сотрудничества в области космоса, поэтому там нет границ и можно свободно перемещаться, — узнали ребята от педагога.
На МКС используется два международных языка — русский и английский. Все российские космонавты сдают английский язык, англичане — русский, а европейцы и японцы — оба языка. Кроме языка, сказал педагог, космонавту важно знать физику, химию, биологию и математику, а еще ему нужно сдать экзамены и пройти испытания.
О том, как проходит подготовка к полету, дети узнали, посмотрев интервью с космонавтом Еленой Серовой, которая провела на МКС 167 дней.
Космонавты, говорит Елена Серова, проходят множество испытаний. Например, учатся выживать в лесу или пустыне. Еще космонавты не просто прыгают с парашютом, они в полете решают логическую задачу и в полете же надиктовывают ответ в микрофон, размещенный в шлемофоне.
Следующая часть занятия вариативная. 5–6-е классы посмотрели фильм от «Движения Первых», а 7-е классы — вторую часть интервью с Еленой Серовой.
Время космонавтов, говорит Елена Серова, расписано по секундам, им составляют расписание даже на выходные дни. На МКС работы очень много: космонавты следят за состоянием оборудования, меняют его, занимаются спортом. В субботу они делают на МКС уборку, иногда в выходные смотрят видеоконференции, общаются с семьей и читают книги.
В конце занятия школьники выполнили задание «Факты о космосе. Правда или ложь».
8–11-е классы: «возможно, и вы станете творцами новых открытий»
Ребята разгадали фотозагадки: им демонстрировали фотографии российских городов, снятых из космоса космонавтом-испытателем Сергеем Рязанским. Каждый город как-то связан с космонавтикой. Например, в Астрахани находится космодром Капустин Яр. С него в июле 1951 года в космос отправились первые советские космонавты — собаки Дезик и Цыган.
Затем школьники посмотрели фрагмент видео полета Гагарина в космос, узнали факты об МКС, о том, чем занимаются космонавты и как космонавтика помогает развитию экономики России. Благодаря освоению космоса, сказал педагог, появилось множество профессий: специалист в области космической медицины, космобиолог, инженер-конструктор космических аппаратов и другие.
Детям показали видео под названием «Научный стендап». Студент Московского авиационного института рассказал о проектах, которые развивает Россия вместе с другими странами.
В конце занятия, написано в сценарии урока, педагог должен был привести ребят к выводу: «стремление в космос связано не только с решением конкретных прикладных задач (например, обеспечением спутниковой связи, прогнозированием погоды и т. п.), но и открытием нового, исследованием, стремлением к неизвестному».
Человечеству предстоит ответить на множество вопросов о космосе, сказал учитель, и, может быть, это сделает кто-нибудь из сегодняшних школьников.
— Может, вам предстоит если не побывать в космосе, то присоединиться к сообществу его исследователей, — сказал учитель. — Ведь для того, чтобы это делать, не обязательно отправляться на орбиту. Астрономы, физики, инженеры и люди множества других профессий исследуют космос, оставаясь на Земле. Изучайте, исследуйте и, возможно, и вы станете творцами новых открытий, которые помогут человечеству познавать бесконечные тайны Вселенной!
10–11-м классам тоже показывают «Научный стендап», но выступает уже другой человек — младший научный сотрудник отдела современных биоматериалов Института регенеративной медицины Сеченовского университета Артем Антошин.
Студенты техникумов и колледжей: Россия занимает важное место в мировой космонавтике
Занятие началось с просмотра видео о первом полете Юрия Гагарина в космос.
Студенты узнали о Гагарине, ответили на вопросы об истории космонавтики, вспомнили, какой вклад внес Константин Циолковский в развитие космонавтики, и посмотрели ролик о семье Юрия Гагарина, ее судьбе во время войны и о том, как Гагарин стал космонавтом и полетел в космос.
— Важно отметить, что Россия по сегодняшний день занимает важное место в мировой космонавтике, продолжая разрабатывать новые технологии, участвовать в международных космических проектах и вдохновлять молодое поколение наследовать великое дело исследования космоса, — сказал педагог. — Всё это благодаря серьезной работе организаций, связанных с космической отраслью, качественной деятельности российских ученых и специалистов.
Россия, по словам педагога, планирует построить Российскую орбитальную станцию, до 2028 года участвует в проекте МКС и многое другое. Всё это «свидетельствуют о стремлении России к новым вершинам в космическом освоении». Сейчас развиваются науки на стыке с космической отраслью. Так появляются космический туризм, астробиология, альтернативная биохимия и космобиология.
Затем ребята поговорили о пользе изучения космоса для человечества (например, появились спутниковое ТВ, интернет, навигаторы) и ответили, какие достижения в космической области они считают наиболее значимыми для жизни. Отдельно со студентами побеседовали о том, как их будущая профессия может быть связана с космической сферой. Педагог отметил: «в космической области могут быть применимы многие специальности: повар, технолог, строитель, ветеринар, парикмахер, электроник».
В прошлый раз на «Разговорах о важном» с ребятами поговорили о здоровом образе жизни и влиянии на него фейковых новостей. Мы заранее изучаем методички занятий и публикуем планы уроков в специальном сюжете на сайте.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.