Что такое фейки и как их обнаружить? Если вы не в курсе, читайте наш традиционный материал, в котором мы рассказываем, о чем будут беседовать с ребятами на «Разговорах о важном». Дети узнают, зачем нужны новости и как находить в информационном потоке правду. Классный час 9 сентября посвятят 120-летию со дня создания агентства ТАСС.
1-2 классы: благодаря ТАСС мы получаем достоверную информацию
Учитель говорит, что новость — «это информация о событии, которое произошло недавно, происходит сейчас или состоится в ближайшее время». Но детям нужно понять, для чего нужны новости и как «не потеряться» в них. Педагог приводит пример: утром мы смотрим прогноз погоды, чтобы потом, если обещают дождь, взять с собой зонт и теплее одеться. То есть информация помогает нам в жизни.
Затем детям включают ролик, рассказывающий, как люди узнавали новости в древности.
Диктор говорит, что раньше новости передавали с голубями. Например, греки так узнавали имена победителей Олимпиады. В 1146 году в Египте основали первую в мире голубиную почту, а к концу XIX века станции голубиной почты работали уже во всему миру.
— Голуби сыграли важную роль в истории. Им присваивались воинские звания и оказывались почести наравне с действующими военнослужащими, — говорит диктор. — Сейчас большинство служб голубиной почты расформированы, однако в некоторых странах до сих пор используют крылатую почту. Например, в Индии и Швейцарии к пернатым обращаются для доставки экстренных сообщений в труднодоступные районы.
Сегодня же информацию мы получаем благодаря журналистам и цифровым технологиям. Учитель включает ребятам видео с генеральным директором ТАСС Андреем Кондрашовым (на момент написания материала ролик еще не появился на сайте). По словам педагога, ТАСС — это главное государственное информагентство, оно «доносит достоверную информацию о нашей стране и мире». Кондрашов рассказывает о работе журналистов и источниках информации, которым нельзя доверять.
После этого школьники сами должны определить, какие сообщения недостоверны. Перед ними три сообщения: SMS о выигрыше 100 тысяч рублей, приглашение на день рождения и цитата из разговора друзей — девочка передает подружке слухи о бесплатной раздаче мороженого. Дети должны объяснить, какой информации можно верить, а какой нет.
Чтобы проверить информацию, нужно выполнить простые действия: прочитать новость целиком, проверить автора публикации и информацию в нескольких источниках и убедиться, что это не розыгрыш.
— Помните: знание — это сила, особенно в наш век информации, где умение разбираться в потоках новостей — важный навык, — заканчивает классный час учитель. — И именно благодаря таким информационным агентствам, как ТАСС, мы можем быть уверены, что получаем проверенную и достоверную информацию!
2-4 классы: проверять информацию — это важно
Занятие почти не отличается от классного часа для 1-2 классов. В начале беседы учитель предлагает школьникам поиграть. Из класса выбирают несколько человек, которые закрывают уши и глаза. Остальные в это время читают новость на экране. После этого экран закрывают, а школьники, читавшие новость, пересказывают ее тому, кто ее не видел. Тот запоминает и передает новость следующему ученику. В конце игры дети сравнивают исходную информацию с тем, что услышал последний ребенок в цепочке.
После этого школьники узнают про ТАСС и работу журналистов и смотрят мультик про Черепаху. Черепаха жила в лесу и от всякой опасности пряталась в панцирь, не боялась она даже Лисы. Однажды Лиса пообещала Черепахе деньги, если та снимет панцирь, но она отказалась. Позже в лесу повесили телевизоры, Черепашка услышала новость о летающих черепахах без панцирей и подумала снять свой. Но перед этим попросила совет у ребят. Что ей сделать? Посоветоваться с другими черепахами, узнать подробности у других летающих черепах или попытаться найти другие источники информации в лесу и проверить все еще раз? Школьники подсказывают Черепахе, что лучший способ — последний.
— Да, важно не поддаваться на красивые обещания и всегда проверять, что стоит за ними. Действительно, проверка информации — важный навык в современном мире, — говорит педагог, выслушав ответы детей.
5-7 классы: Александр Пушной — о том, как проверять новости
Дети смотрят на три картинки: на одной изображена голубиная почта, на второй — гонец, на третьей — разносчик газет. Учитель объясняет: изображения отличаются друг от друга тем, с какой скоростью передавалась информация и насколько она была доступна.
По словам педагога, сейчас источников информации у нас много, но самые надежные — это крупные информационные агентства, например, ТАСС. Дети рассуждают, насколько сложно быть журналистом, что он должен уметь и несет ли ответственность за информацию, которую передает. Затем школьникам включают видео с Андреем Кондрашовым и ролик об архиве ТАСС.
После просмотра и обсуждения видео учитель рассказывает ребятам о правилах проверки информации и включает ролик с Александром Пушным. Он рассказывает о фактоиде — сомнительной информации, принимаемой за правду. Пушной делится правилами проверки новостей, советует проверять источник, автора и документы, на которые ссылаются СМИ.
8-11 классы и студенты: что такое фейки?
Ребята узнают про ТАСС, а потом учатся определять фейки. Подробнее о способах отличать ложь от правды им тоже рассказывает Александр Пушной.
— Что такое фейк? — спрашивает Пушной. — Это действие или заявление, направленное на введение в заблуждение, преднамеренная или непреднамеренная ложь. Короче: новость, которая включает в себя дезинформацию.
Фейк может появиться из-за недоразумения, например, если кто-то неверно процитировал реальную новость. Но часто фейки, по словам Пушного, создаются, чтобы заработать деньги или клики на веб-сайтах.
— А фейки придумывают для очернения какой-то определенной точки зрения, — объясняет Пушной. — Классический пример, конечно, все, что связано с ковидом-19. И наконец фейки рождаются из-за неправильно понятой шутки или пародийного поста, который в итоге принимают как факт.
Блогеры распространяют фейки, чтобы набрать подписчиков, СМИ — чтобы увеличить цитируемость, а политики — чтобы испортить имидж конкурентов. Фейк всегда рассказывает простые и крайне удивительные истории, «там всегда все сенсационно», а эмоция в новости идет перед основной информацией.
Студентам тоже рассказывают о ТАСС и задают множество наводящих вопросов. Спрашивают, какую роль играют новости для россиян, какие новости им интересны, как можно сохранить историю, проверить информацию и зачем распространяют фейки. В конце классного часа педагог еще раз хвалит ТАСС за профессионализм и стремление идти в ногу со временем.
Ранее мы рассказывали, о чем беседовали с ребятами на первых в этом учебном году «Разговорах о важном».