Следующие «Разговоры о важном» в школах и колледжах проведут 30 сентября и посвятят их Дню учителя. Ребятам расскажут о сложностях профессии, об учителях-героях и покажут видеоинтервью с Владимиром Мединским. В начале классного часа ребята вспомнят о референдумах в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Учитель скажет, что 30 сентября — это день их «возвращения на свою историческую Родину».
1–2-е классы: референдумы в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях (а уже потом День учителя)
Классный час начинается вовсе не с разговора о Дне учителя. Детям предлагают вспомнить о событии двухгодичной давности.
— Жители Донбасса, Запорожской и Херсонской областей практически единогласно проголосовали за вхождение в состав Российской Федерации. Этот день для всей нашей страны — символ восстановления исторической справедливости, возврата исконно русских земель, незыблемости суверенитета нашей страны, — говорит детям педагог. — Частью большой и дружной российской семьи стали миллионы людей, горячо любящих Россию, прошедшие через тяжелые испытания, но сохранившие свой родной язык, традиционные российские ценности.
Учитель говорит, что сейчас в этих областях и республиках восстанавливают и развивают инфраструктуру. В сценарии урока есть методический комментарий для учителя: ему важно подчеркнуть, что на референдуме голосовали родители, бабушки и дедушки учеников — это «осознанный выбор». Также важно сказать, что 30 сентября для ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей — «день возвращения на свою историческую Родину». Кроме того, Херсон, Запорожье, Луганск и Донецк больше 200 лет входили в состав России и только 30 лет существовали отдельно.
После экскурса в недавнюю историю России начинается разговор о Дне учителя. Детям включают ролик о том, что бы было, если бы в мире пропали учителя: вслед за ними исчезли бы и водители автобусов, и продавцы, и строители, и медики — представители всех профессий.
Ребята отвечают, как это загадочное исчезновение связано с исчезновением учителя. Педагог включает школьникам видеоинтервью с Владимиром Мединским — помощником президента и автором нового учебника по истории (на момент написания материала видео не появилось на сайте «Разговоров о важном»).
Затем дети располагают изображения школ в разное время в правильной последовательности, а педагог говорит, что во все времена главное в этой профессии — передавать знания.
— Ребята! Быть учителем в современном мире — это большая ответственность, — обращается к детям педагог. — Это и огромная честь — воспитывать и обучать вас — тех, кто будет строить будущее нашей страны.
В конце занятия учитель признается в любви школьникам и просит их поблагодарить в этот день своих родителей, потому что именно от них мы получаем первые знания о мире.
3–7-е классы: писатели-учителя
Ребята тоже вспоминают о референдумах в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, потом смотрят ролик «Мир без учителя» и выступление Ники Жуковой (на момент написания материала ролик не появился на сайте «Разговоров о важном»), после — беседа о писателях-учителях.
Затем детям нужно по стихотворениям узнать их автора, занимавшегося преподаванием. Например, Василий Жуковский был наставником будущего императора Александра II, а Александр Пушкин считал его свои учителем.
После просмотра видеообращения Мединского учитель предлагает школьникам с помощью интерактивной карты рассмотреть памятники учителю в разных городах России. Заканчивается классный час так же, как у 1–2-х классов.
8–11-е классы: «Работать учителем — счастье!»
Ребята тоже вспоминают о ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, смотрят видео с Никой Жуковой и Владимиром Мединским, а затем говорят об учителе будущего.
Педагог показывает школьникам слайды, на которых написаны сгенерированные нейросетью суперспособности учителя будущего. Например, с помощью телепатии учитель сможет передавать знания ученикам силой мысли, а с помощью умения замедлять и ускорять время педагог будет успевать делать всё запланированное и даже больше. Однако искусственный интеллект никогда не сможет научить человека любить, дружить, сопереживать, заботиться, трудиться, признавать свои ошибки и многому другому.
Затем педагог предлагает детям самим почувствовать себя учителями начальных классов. Им нужно решить, как повести себя, если у кого-то из учеников пропала ценная вещь. Детям нужно вернуть пропажу владельцу, не испортить отношения между учениками и помочь ребенку, который взял чужую вещь, понять, что так делать нельзя.
После обсуждения вариантов решений учитель включает школьникам «Притчу об учителе».
По сюжету, мужчина случайно встречается со своим бывшим учителем и говорит ему, что выбрал такую же профессию, вспомнив случай из школьного детства. Он, будучи мальчиком, своровал у одноклассника часы и не захотел возвращать, когда учитель спросил, кто это сделал. Тогда учитель попросил детей встать возле стола, закрыть глаза и выложить все вещи из карманов. Вещь вернулась владельцу, а педагог никому не сказал, кто был воришкой. Спустя время, уже став учителем, мужчина понял, зачем педагог так сделал — чтобы не унизить перед классом и сохранить его достоинство. Но учитель покачал головой и ответил бывшему ученику: «У меня тоже были закрыты глаза».
После обсуждения притчи педагог говорит о сложности профессии учителя. По его словам, если любить свою работу, она будет даваться легко и принесет удовольствие. Школьники смотрят видео об учителе, которая берет работу на дом, поздно возвращается из школы, постоянно в контакте с родителями, но всем довольна, даже тем, что ее соцсети всегда под пристальным вниманием.
В конце классного часа учитель благодарит ребят и говорит, как сильно их любит.
Студенты техникумов и колледжей: учителя-герои
В конце разговора о референдумах учитель цитирует студентам слова Владимира Путина: «За выбором миллионов жителей <…> — наша общая судьба и тысячелетняя история. Эту духовную связь люди передавали своим детям и внукам. Несмотря на все испытания, пронесли через года любовь к России. И это чувство никто не может в нас уничтожить». Педагог замечает: «Когда мы говорим об учителях, то понимаем, какой вклад они внесли в передачу исторической памяти, о которой говорил Путин».
По словам педагога, человек становится человеком благодаря многим людям: родителям, друзьям и наставникам — своим учителям. Если занятие проводят в педколледжах, то студенты должны рассказать, почему они выбрали профессию учителя и что ждут от работы.
Затем студенты знакомятся с высказываниями об учителе и смотрят интервью с Мединским.
— Гражданственность и гуманизм — ключевые принципы этической позиции учителя, — говорит студентам педагог. — Учитель — всегда гражданин своей страны, он защищает ее интересы и интересы своих учеников.
Учитель — мирная профессия, говорит педагог, но иногда именно учителям приходится спасать жизни детей. Ребятам включают видео о педагогах, героически проявивших себя в годы Великой Отечественной войны и во время теракта в Беслане.
— И сегодня наш народ продолжает бороться за правду и справедливость, — говорит диктор в ролике. — Сейчас, как и всегда, учителя посвящают свою жизнь детям. Мы гордимся учителями нашей страны, ведь вы, их ученики, трудом, мыслью и вдохновением превращаете нашу страну в великую, непобедимую державу.
В заключительной части классного часа педагог рассказывает студентам о памятниках учителям в разных городах России и просит ребят написать слова благодарности своему наставнику.
Редакция 59.RU каждую неделю заранее изучает сценарии «Разговоров о важном» и публикует разборы в отдельном сюжете на сайте.