Следующие «Разговоры о важном» проведут 7 октября и посвятят их легендам о России. На классных часах вспомнят сказки, поговорят о богатырях, о попытках Запада исказить историю и создать негативный образ России. Мы изучили сценарии занятий — коротко пересказываем их в этом материале.
1-4 классы: как иностранцы видят Россию
Учитель говорит, что в каждой сказке есть скрытый смысл, который учит отличать добрые дела от злых. Произведения устного народного творчества — это фольклор, в котором хранится народная мудрость. Когда мы читаем сказки, легенды и былины, то соприкасаемся с народной памятью, получаем наставления и узнаем о героях русской земли.
Дети рассматривают картину Васнецова «Богатыри», а учитель говорит, что богатыри «любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, защищают и спасают его». Далее — просмотр фрагмента мультфильма об Илье Муромце. Дети должны ответить, какими качествами обладает богатырь.
— Русские богатыри, о которых сложено так много легенд, сказаний, былин и песен, совершали свои подвиги в труднейшие для Руси времена нашествий завоевателей, — говорит педагог. — Весть о них распространялась из уст в уста, а певцы и сказители складывали о них песни. Шло время, и такие рассказы превращались в былины, легенды, сказания, в которых народ сохранял память о благородных поступках и подвигах народных героев.
Иногда легенды о жителях нашей страны появляются и в другом государстве. Школьникам включают еще одно видео: диктор рассказывает о стране, где всегда холодно, а по улицам ходят медведи. Именно так Россию, по словам педагога, представляют некоторые иностранцы, но, когда приезжают сюда, видят другую картину: в России есть все четыре времени года, люди приветливы и гостеприимны, а медведи живут только в лесах, цирках и зоопарках.
Почему же иностранцы видят Россию такой? Дело в том, что раньше путешественники вели дневники, в которых записывали свои впечатления и увиденное в России. Их удивляла морозная зима и «поражала крепкая связь с медведем».
— Всем известно, что в старину ни одна ярмарка в России не обходилась без представления скоморохов с медведем, — объясняет ребятам учитель.
Медведь стал неофициальным символом России, достаточно вспомнить, какой символ выбрали для Олимпиады 1980 года. По словам учителя, тысячи зрителей на закрытии Олимпиады увидели доброго мишку, этот образ «затронул сердца людей и наполнил их позитивными эмоциями». Так изменилось отношение к образу России.
— И наши достижения в различных направлениях — в спорте и искусстве, науке и технике — помогают нам и сейчас бороться с негативной и ложной информацией о нашей стране, — говорит учитель и включает видеоинтервью с журналистом, правнуком Льва Николаевича Толстого Пётром Толстым (на момент написания материала ролик не появился на сайте «Разговоров о важном»).
После просмотра видео учитель напоминает, как важно критически мыслить, чтобы распознавать фейки, и делает вывод: знание — это сила.
— И знание истории страны, сохранение народной мудрости и исторической памяти важно для каждого из нас, для развития нашей сильной, открытой и дружелюбной России, — заканчивает занятие педагог.
5-7 классы: русские богатыри
Учитель тоже рассказывает детям о фольклоре и богатырях и добавляет: в образах русских богатырей предки донесли до нас пусть и обобщенные, но реальные образы героев древней истории. Богатыри — это «воплощение мужественного, трудолюбивого, честного, преданного Родине и народу человека». Они мудры, сильны, добры и справедливы, всегда защищают слабых и предпочитают решать проблемы мирным путем. Все богатыри символизируют то, что близко для всех россиян и что сейчас «олицетворяет собой Россия» — «силу, независимость, справедливость, открытость, щедрость и трудолюбие».
Затем школьники узнают легенды о России, учитель рассказывает, как они появились, и включает видеоинтервью с Петром Толстым. Про то, как Олимпиада изменила представление иностранцев о России, педагог тоже говорит и добавляет: тот же эффект был во время всемирных фестивалей молодежи, Олимпийских игр — 2014, Чемпионата мира по футболу в 2018 году и на международном сентябрьском арт-фестивале «Омск, ты просто космос!». В конце классного часа школьники смотрят ролик, записанный во время этого фестиваля.
Иностранцы, приехавшие в Россию, признаются, что думали увидеть здесь угрюмых людей, дерущихся с медведями, а познакомились с совсем другой страной. Тут прекрасная архитектура, дружелюбные и умные люди.
— Важно, чтобы мифы о России, возникшие в силу отсутствия информации или сформированные кем-то намеренно, развенчивались при посещении нашей страны, при общении с нашими людьми, — заканчивает занятие педагог. — А еще важно помнить, что знание истории страны, сохранение народной мудрости важно для каждого из нас, так как именно это способствует объективному взгляду на значение России в контексте мировой истории.
8-9 классы: Россия дружелюбна, но в то же время может дать отпор
Учитель показывает ролики с легендами о России, развенчивает мифы и рассказывает, почему Россию ассоциируют с медведем, который к тому же стал одним из любимых героев русских народных сказок. Сказочный медведь может быть разным: он сильный, хоть и простоватый, добродушный и справедливый, доверчивый и медлительный, но в то же время опасный.
— Не зря народная мудрость русских сказок гласит: не надо лезть в берлогу к медведю. О чём речь, как думаете? Какая позиция внешней политики России отражена в русском фольклоре? — спрашивает педагог у детей.
Выслушав ответы школьников, учитель объясняет: Россия дружелюбна и открыта ко всем странам и народам мира, но в то же время «всей своей мощью и силой даст отпор тому, кто посягнёт на её территориальную целостность». По словам учителя, военная доктрина России всегда была оборонительной, «русский солдат никогда не вступал в чужие столицы как завоеватель, только как защитник».
Затем учитель беседует с ребятами о богатырях, Олимпиаде 1980 года и включает им видео о впечатлениях иностранцев от России. В конце классного часа педагог рассказывает детям легенду о граде Китеже — городе, который исчез, чтобы спастись от захватчиков.
— Китеж стал символом защиты и спасения, и многие верят, что он существует и по сей день, но стал невидимым, — говорит педагог и просит ребят вспомнить легенды о своем городе.
10-11 классы: Запад искажает историю России
Занятие у старшеклассников начинается так же, как у 8-9 классов: им рассказывают о легендах о России и образе медведя. Затем — разговор о борьбе с фейками.
— Приведите примеры попыток современных западных историков и политиков навязать всему миру искаженную роль России в мировой истории, — просит педагог. — Какие попытки искажения исторической правды о Великой Отечественной войне мы наблюдаем последнее время со стороны Запада?
По словам учителя, Россию много раз пытались опорочить, представляя народы страны варварами без истории, достижений и ценностей.
— Историки Европы и Америки привыкли утверждать, что Россия угрожает завоевать другие страны и народы, — констатирует педагог. — Но все мы прекрасно знаем, что русский солдат никогда не вступал в чужие столицы как завоеватель. Приведите примеры из истории, доказывающие этот факт.
В сценарии урока есть методический комментарий для учителя. Он должен обратить внимание школьников как минимум на три исторических события:
Войну 1812 года, когда сначала Наполеон сжёг Москву, и лишь потом русская армия освободила от захватчиков Францию;
Великую Отечественную войну, когда сначала Гитлер напал на Советский Союз, а потом нашим предкам пришлось освобождать от нацизма всю Европу;
Спецоперацию: «Сначала нацистский режим Украины 8 лет подвергал обстрелам мирное население Донбасса, и Россия была вынуждена начать специальную военную операцию, встав на их защиту».
Педагог тоже напоминает старшеклассникам, что военная доктрина России всегда была оборонительной, и добавляет: выражение «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет» актуально и сейчас.
В конце занятия со школьниками говорят о богатырях, Олимпиаде и показывают им ролик с впечатлениями иностранцев от России.
Студенты техникумов и колледжей: идет информационная война
Педагог говорит: с одной стороны у России богатое культурное и историческое наследие, развитые технологии, единые духовные и нравственные ценности, устойчивая политическая система, а с другой стороны в мире существуют негативные стереотипы о нашей стране. Стереотипы, по словам учителя, появляются из-за ошибок и неточностей в художественных фильмах о России и из-за СМИ, искажающих информацию.
Речь заходит о сказках: с возрастом мы перестаем в них верить, но одно остается — нравственные установки, образ Родины и чувство единства с ней.
— Мы узнаем о том, как наши предки сражались за свободу, защищали свою землю, свои ценности и традиции, — говорит педагог. — Это помогает нам понять, что наша жизнь является продолжением их пути. История страны — это не только хронология событий, но и духовный опыт народа, его мудрость и сила воли. Важно хранить и передавать из поколения в поколение рассказы о подвигах, достижениях, о радостных и трагических событиях.
Затем — разговор об образе медведя и Олимпиаде 1980 года, которая изменила представление о нашей стране у иностранцев. Однако не все стереотипы безобидны и появились из-за ошибки. Иногда факты о России искажаются сознательно. Педагог рассказывает, зачем это делают.
Из-за политических целей. Негативный образ России используют для давления в международной политике: «это может быть частью стратегии для изоляции или ослабления страны на международной арене».
Из экономических интересов. Негативный имидж используют, чтобы объяснить этим санкции и другие экономические меры.
Из-за информационной войны.
По словам учителя, чтобы разрушить стереотипы и сформировать правильные представления о России, нужны знания истории. Педагог говорит, что молодежь — источник перемен, но в то же время именно она может сохранять и передавать историческую память. В конце классного часа ребята смотрят ролик о впечатлениях иностранцев о России.
Редакция 59.RU каждую неделю изучает сценарии «Разговоров о важном» и публикует разборы в отдельном сюжете на сайте.