На следующих «Разговорах о важном» ребятам расскажут, как создать крепкую семью. Дети узнают о роли мамы и папы, порассуждают о том, какими родителями они хотели бы стать, а педагог скажет, что крепкая семья — одна из традиционных духовно-нравственных ценностей России. Мы изучили методички и подготовили краткий пересказ.
1-2 классы: роль мамы и папы в семье
Учитель напоминает детям, что 2024 год в России объявили Годом семьи, и включает два ролика по мотивам стихотворения Марка Шварца. Кстати, на прошлогодних «Разговорах о важном» это же видео показывали 5,6 и 7 классам на занятии, посвященном Дню матери.
Семья — словечко странное, хотя не иностранное.
Как слово получилось, не ясно нам совсем.
Ну, «Я» — мы понимаем, а почему их семь?
Не надо думать и гадать, а надо просто сосчитать:
Два дедушки, две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
А если есть сестренка? Выходит восемь «Я»?
Нет, если есть сестренка,
Выходит Во! — семья.
Семьи бывают разные по количеству родственников, но всех их объединяет любовь, поддержка, забота и защита. Крепкая семья, по словам педагога — сплоченная и любящая. Об этом народ сложил много пословиц, с которыми и работают дети, — им нужно соединить их начало и конец.
Затем школьники смотрят фрагменты мультика «Встречайте бабушку (0+).
Первая часть мультфильма показывает семью, где каждый занят своим делом: мама разговаривает по телефону, папа смотрит хоккей, а сын стреляет из игрушечной пушки. Родственники пытаются друг друга перекричать, и дома начинается настоящий хаос.
Учитель спрашивает, как можно «объединить» эту семью и, выслушав ответы ребят, отвечает: «Конечно, для „укрепления“, объединения семьи нужны общие дела и традиции».
Во второй части мультика семья ждет приезда бабушки — никто больше не кричит. Когда бабушка появляется на пороге, мама, папа и сын крепко ее обнимают и ведут к столу.
— Сила и крепость семьи в её традициях, которые, как ниточки, связывают всех членов семьи заботой и поддержкой, — говорит детям учитель. — Любовь и уважение, взаимопомощь и забота — это основа тех взаимоотношений, которые «скрепляют» семью.
Каждый член семьи, по словам учителя, должен чувствовать понимание и поддержку. Именно поэтому в нашей стране есть семейные праздники — День матери и День отца. Последний праздник в этом году отмечается 20 октября. Затем ребята знакомятся с воспоминаниями Елены Гагариной о своём отце, Юрии Гагарине, а педагог говорит, что в их семье основой были поддержка и взаимопонимание.
— Отец — это не просто глава семьи, но и человек, который готов поддерживать, помогать и защищать. А мама — это человек, который создаёт и хранит домашний уют, дарит теплоту и заботу, — констатирует учитель.
Далее — игра. Школьники должны представить, как бы они повели себя в заданных ситуациях. Вот одна из них: «Представьте, что вы выросли и стали мамами и папами. В чём бы вы хотели обязательно быть похожими на своих родителей?».
В конце классного часа учитель говорит детям, как важно помогать родителям, и спрашивает, за что они им благодарны.
— Быть родителями — самая нужная и важная работа в жизни мужчины и женщины, — говорит педагог ребятам и напоминает, что Владимир Путин не раз говорил о крепкой семье как об основе будущего России.
Сценарий занятия для 3-4 классов очень похож на сценарий для 1-2-ых. Дети не смотрят ролик о семье, а сами читают стихи, посвященные ей, и дополнительно знакомятся с воспоминаниями писателя Виктора Драгунского о родителях.
5-7 классы: что нужно делать для укрепления семьи
Школьники выполняют упражнение «Поддержка». Они встают рядом с партами на одну ногу, вытягивают руки вперед, закрыв глаза, и, не открывая их, отводят руки в стороны и поднимают их вверх. Затем ребята встают парами, берутся за руки, поднимают одну ногу и закрывают глаза. Они должны сделать вывод: во втором случае удержать равновесие было легче благодаря поддержке одноклассников.
Поддерживать друг друга нужно и в семье, тогда она будет крепкой. Как же это делать? Вот несколько советов из методички:
Чаще улыбаться своим родным и близким;
Если человек грустит, обнять его и сказать, как сильно вы его любите.
Выполнять обязанности по дому;
Соглашаться помочь что-то сделать;
Говорить родным «Я люблю тебя» как можно чаще;
Больше времени проводить со своей семьей.
Далее — просмотр двух роликов «Тарелки». Их школьникам тоже показывали на «Разговорах о важном» в прошлом году. Мама просит сына принести бабушкин сервиз и напоминает об осторожности, но мальчик роняет тарелки, и они разбиваются. Но мама не ругается и говорит: «Хорошо, что ты не порезался».
Школьники отвечают, какое правило крепкой семьи иллюстрирует реакция мамы. Учитель подсказывает: бережное отношение друг к другу. Затем ребята представляют, что у каждого члена семьи есть суперсила. Например, у мамы это может быть способность быть рядом, когда нужна помощь.
— Если каждый член семьи будет вносить свой вклад в создание атмосферы любви, доверия и открытости, заботы и поддержки, семья будет крепкой и дружной, — говорит педагог.
В конце занятия учитель рассказывает ребятам про семейные праздники.
— Крепкая семья входит в число традиционных российских ценностей. А 2024 год объявлен в нашей стране Годом семьи, — заканчивает классный час педагог. — Всё это говорит о важности и ценности семьи не только для каждого из нас, но и для страны в целом.
8-9 классы: «Какими родителями вы хотели бы стать для своих будущих детей?»
Школьники отвечают, что делает семью крепкой и в чем секрет ее силы, а потом слушают притчу:
«В давние времена жила одна семья, и в ней царила любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: „Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь и не обижаясь друг на друга?“. Мужчина взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово…»
Ребята должны догадаться, что это за слово, но правильного ответа не существует: это может быть и уважение, и поддержка, и любовь, и доверие, и забота. Крепкие отношения в семье, по словам учителя, зависят от поведения каждого ее члена: одно неосторожное слово или действие может привести к конфликту.
Затем ребята представляют, какой будет их семья, и смотрят фрагмент короткометражного фильма «День отца» от «Движения Первых» (на момент написания материала ролик не появился на сайте «Разговоров о важном»).
— Ребята, пройдёт совсем немного лет, и вы создадите свои семьи, станете мамами и папами. Какими родителями вы хотели бы стать для своих будущих детей? — спрашивает педагог.
Занятие заканчивается так же, как у 5-7-ых классов.
10-11 классы: важно замечать чувства близких и озвучивать свои
Дети знакомятся с секретами семейного счастья и долголетия:
Любить, поддерживать друг друга;
Заботиться друг о друге;
Принимать и уважать интересы и чувства друг друга;
Понимать и прощать друг друга;
Быть ответственным друг за друга;
«Смотреть в одну сторону»;
Иметь чувство юмора.
Школьники должны ответить, какой секрет счастья самый важный и достаточно ли одной составляющей, чтобы отношения в семье были крепкими. Затем ребята вспоминают, о чем шла речь на прошлых «Разговорах о важном». Они отвечают, без каких «взрослых» качеств не стоит торопиться создавать семью и как «детские» качества помогут укрепить отношения.
Затем школьники вспоминают сказку «Лиса и Журавль»: «Каждый из них предлагал угощение в той посуде, из которой удобно и привычно было есть самому».
— Умение замечать чувства и переживания другого человека, привычка уточнять желания и потребности родных и близких людей, с одной стороны, а с другой стороны, озвучивание своих чувств, проговаривание своих переживаний — очень важные составляющие семейных отношений, — проводит параллель между сказкой и важными качествами для построения семьи педагог. — Ведь мы все очень разные, и иногда сами до конца не можем разобраться в собственных желаниях и эмоциях, а другому человеку крайне сложно угадать, что с нами происходит.
Затем ребята смотрят фильм «День отца», учитель рассказывает им о семейных праздниках и напоминает, что крепкая семья — это будущее России.
Студенты техникумов и колледжей: традиционные ценности и трудовые династии
Педагог начинает занятие с перечисления списка традиционных ценностей: это крепкая семья, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы и многое другое.
— Особую роль в укреплении семьи играют семейные традиции. Во многих семьях есть особые традиции, передающиеся из поколения в поколение, например, семейные ужины, воскресные прогулки, приготовление фирменных блюд или рукоделие, — говорит педагог и включает ролик «Семейные традиции и семейная память».
Диктор говорит, что крепкая семья — это наши предки, семейные традиции и память поколений. Мы часто храним семейные фотографии, детские поделки. Часто у этого нет материальной ценности, но именно эти вещи напоминают нам о наших корнях.
— Особенно бережно мы храним ордена и медали наших предков, прошедших Великую Отечественную войну, награды за доблестный труд. Эти реликвии связывают историю семьи с историей нашей страны, — говорит диктор.
В каждой семье есть традиции, передающиеся из поколения в поколение, например, участие в экологических акциях или игры.
— Ведь крепкая семья — это та, в которой думают о будущем и помнят о прошлом, — сказано в ролике.
Затем ребятам рассказывают о проекте «Родовые башни». Это средневековый комплекс башен в Северной Осетии. Автор проекта — Заурбек Цаллагов.
— Проект направлен на сохранение семейных традиций и культурного кода не только отдельной семьи, но и целого региона, — рассказывает детям педагог. — Традиции строить родовые башни идут из глубины веков, когда данные сооружения обеспечивали безопасность семьи. Сейчас в комплексе проходят экскурсии и мастер-классы, позволяющие окунуться в атмосферу быта семьи древней Алании.
Внутри башен выставлены старинные экспонаты и семейные артефакты, например, там хранится люлька самого автора проекта Заурбека Цаллагова, в которой качали его и его прадеда.
— Традиционно семья понимается как союз мужчины и женщины, матери и отца, — говорит учитель студентам. — Образы отца и матери — центральные во всей нашей культуре. 20 октября мы празднуем День отца, 24 ноября — День матери.
Затем студенты обсуждают цитаты известных людей о семье, материнстве и отцовстве, а после педагог говорит, что в последние годы в разных городах России появляется все больше памятников, на которых изображены семьи. Девушки отвечают, каким бы они хотели видеть своего мужа, а парни — какой хотели бы видеть жену.
— Очень часто взаимоотношения внутри семьи, личный пример родителей может лечь в основу профессионального самоопределения детей, — продолжает классный час учитель. — Так появляются трудовые династии, передающиеся из поколения в поколение опыт, ценности и традиции.
Затем ребятам включают ролик, снятый на финале конкурса «Трудовые династии». Семьи медиков, работников метрополитена и строителей объясняют, почему решили выбрать эту профессию.
В конце занятия педагог призывает студентов каждый день говорить добрые слова своим близким, а не только в День отца и День матери.
Каждую неделю редакция 59.RU изучает сценарии «Разговоров о важном» и публикует разборы в специальном сюжете на сайте.