Следующие «Разговоры о важном» в школах и колледжах страны пройдут 28 октября. Их посвятят Дню народного единства, но о самом празднике скажут мало: речь в основном пойдет о традициях гостеприимства в России. Детям расскажут о национальных традициях, правилах поведения в гостях, а студентам процитируют слова Владимира Путина. Старшеклассникам покажут фрагмент передачи «Бесогон ТВ» — Никита Михалков ответит, почему в России уживаются все народы. Мы изучили сценарии занятий и публикуем краткий пересказ.
Школьники и студенты должны будут посмотреть видеоинтервью с федеральными спикерами, но на момент написания материала ролик еще не опубликовали на сайте «Разговоров о важном».
1-4 классы: традиции чаепития
Учитель спрашивает, любят ли школьники ходить в гости и принимать их, и, выслушав ответы, говорит, что люди ходят друг к другу в гости для общения с друзьями и близкими.
— Гостеприимство — это проявление доброжелательности и открытости, внимания и заботы к тем, кто пришёл к нам в дом, это всегда атмосфера тепла, радости и приятного общения, — раскрывает суть понятия педагог. — издавна в нашей стране сложились традиции гостеприимства, которые показывали уважительное отношение к гостю. И об этом пословицы разных народов.
Дети соединяют начало и конец этих пословиц, а потом разглядывают картины, посвященные семейному чаепитию. В старину за столом, на котором обязательно стоял самовар, собиралась вся семья. Хозяйка дома сама разливала чай по чашкам, и родные разговаривали о семейных делах и работе. Затем дети разглядывают картины, на которых изображены русская и татарская чайные церемонии, и отвечают, что объединяет эти традиции и чем они отличаются.
— Чайные традиции есть у многих народов России: на Алтае любят чай с талканом — мукой крупного помола из жареного ячменя или пшеницы, а в Бурятии и Калмыкии — чай с молоком и маслом. Существовали традиции чаепития и в нашей столице — Москве. — говорит учитель и включает ребятам видео «Московское чаепитие».
Диктор рассказывает, что в старой Москве несколько столетий назад была чайная эпоха — чай пили везде и повсюду.
— С московским чаепитием связано множество традиций, — сказано в видео. — Так, например, в стакан важно наливать доверху. Тогда жизнь будет полнее. Будете в столице — проверьте!
В каждом регионе России бережно хранят традиции и обычаи, отражающие историю и культурное наследие народов страны, говорит педагог. Но всех объединяет «стремление делиться своими традициями и радовать гостей и туристов».
— Гостеприимство объединяет людей, помогает нам общаться, дружить, вместе проводить свободное время. Но российский народ объединяется не только в дни праздника, когда хочется доставить друг другу радость и приятно поговорить. История нашей страны говорит о том, что наш народ объединяется и в трудные времена, когда Родине особенно нужна поддержка и помощь каждого, — говорит педагог. — Один из таких примеров — события 1612 года, когда народное ополчение освободило Москву от польских захватчиков. Объединили народ в ополчение земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.
Сценарий классного часа для 3-4 классов мало отличается от сценария занятия для 1-2-ых. Дополнительно ребятам рассказывают о пряниках, изготавливаемых в разных городах, и о пословицах народов России.
5-11 классы: национальные блюда
Учитель проводит школьникам краткий экскурс в историю появления Дня народного единства и говорит: «День народного единства — это символ единения и сплочения народов России».
— Но наш народ един не только в беде, но и в радости, когда хочется общаться, встречаться с друзьями, принимать гостей, — продолжает мысль педагог.
Затем дети работают с интерактивной картой — смотрят короткие ролики о национальных блюдах народов России. Например, в Татарстане гостей встречают запеченным гусем, а в Бурятии готовят древнее блюдо — буузы (это завернутая в тесто рубленая говядина).
После обсуждения видео школьники знакомятся с пословицами народов России, делятся на команды и составляют список критериев хорошего гостя. Например, гость должен приходить вовремя, вести себя вежливо, предлагать свою помощь хозяину и быть аккуратным в чужом доме. Учитель добавляет: когда мы приезжаем в другой регион, то становимся гостями, поэтому важно знать обычаи и традиции народов.
— Гостеприимство России — это не просто слова, а образ жизни. С давних времён у нас принято встречать гостей с хлебом-солью и с широкой искренней улыбкой, — заканчивает занятие учитель и включает небольшой ролик о гостеприимной Москве.
8 и 9-классники тоже беседуют о национальных блюдах, а потом речь заходит о «формальном гостеприимстве». Понять, что это такое, помогут три карточки с разными ситуациями. Вот пример «формального гостеприимства». Турист не смог пополнить баланс проездного и на плохом русском обратился за помощью к девушке. Та попробовала помочь, но у нее не получилось. Тогда девушка извинилась и просто ушла. Ребятам нужно предложить вариант гостеприимного, неформального поведения в ситуациях, описанных в карточках.
Вариант сценария для 10-11 классов: «Бесогон ТВ»
В дополнительных материалах к уроку есть второй вариант сценария классного часа для 10-11 классов. Учитель скажет, что в России на одной земле мирно уживаются все народы, и предложит посмотреть фрагмент передачи «Бесогон ТВ» с Никитой Михалковым, чтобы ответить, почему так получается.
— Ответ на вопрос, почему так получается, по мнению Никиты Сергеевича Михалкова, можно найти на как бы «пейзажном» уровне — на уровне художника Поленова, Левитана или Шишкина, — скажет учитель. — Земля вокруг и пейзаж, который мы видим из окна, — это генетический код народа, это характер народа. Человек, который видит из окна пустыню, — это один характер, а человек, который видит из окна речку, поле колосящееся или берёзовую рощу, — это другой характер. И очень важно понимать, что отношение к этому и создает тот самый уникальный национальный характер этого или другого народа в зависимости от того даже, какой пейзаж он наблюдает с детства.
Человек любой национальности в России, по словам Михалкова, может считать себя русским, но не по вероисповеданию и крови, «а по ощущению того, что это твоя земля». Этот вопрос Никита Михалков решил для себя в татарской деревне в Нижегородской области во время праздника Курбан-байрам. Михалков поднялся на минарет и увидел «абсолютно русский пейзаж с картин Левитана». От местных актер узнал, что мечеть построена семь лет назад, а татары живут на этой земле уже 500 лет.
— Я как бы физиологически понял, что этот пейзаж, вот этот мой, мой русский пейзаж точно такой же для тех людей, которые исповедуют ислам и ходят в эту мечеть, — рассуждает Михалков. — Другими словами, этот самый пейзаж русский, мой пейзаж, люди, которые живут в этом месте и ходят в эту мечеть, точно так же, как и я, и все остальные, будут с автоматом защищать как свою землю, как свой пейзаж. Для меня с этого момента этот вопрос был снят.
Студенты техникумов и колледжей: учитель процитирует Путина
Педагог говорит, что День народного единства напоминает о важных исторических событиях, героизме, «о необходимости объединения для защиты общих ценностей», «подчёркивает значимость солидарности и единства для процветания страны».
— Эту мысль очень точно высказал Владимир Владимирович Путин: «Мы знаем, что залог развития культур — в постоянном взаимодействии и взаимообогащении. Знаем, какая мощная созидательная сила заложена в единстве разных культур и традиций. Это единство — исток нашей национальной идентичности, таких основополагающих ценностей нашего народа, как взаимопомощь, справедливость, милосердие, историческая память и преемственность поколений, крепкая семья, патриотизм и гражданственность», — цитирует президента учитель.
Студенты смотрят ролик о традициях гостеприимства народов России. Например, на Кавказе принято ставить на стол дополнительные приборы — так хозяева показывают, что готовы в любой момент принять гостя. В Калмыкии хозяева угощают гостя молочным чаем, а хакасы — пенками вареного молока. Ребята обсуждают ролик, а потом отвечают, стоит ли сохранять эти традиции в современной жизни.
— От того, как мы ведем себя в гостях, учитываем ли нормы принятого там поведения, зависит и радушие хозяев. Посещая разные уголки нашей огромной Родины, нужно быть готовым вести себя не так, как дома. Во избежание разногласий на почве традиций между приезжими и местными в некоторых регионах разработаны памятки. Например, в Дагестане Министерство туризма выпустило подробную брошюру, рассказывающую, как правильно вести себя, особенно при посещении религиозных объектов и во время религиозных праздников.
Студенты рассматривают брошюру. Вот несколько пунктов из нее: «местными жителями не приветствуется активные проявления чувств между мужчинами и женщинами (поцелуй, объятия)», в Дагестане лучше носить скромную одежду, а в культовых религиозных местах нельзя находиться в майке и шортах (женщины должны облачиться в одежду, закрывающую руки, ноги и голову).
Затем студенты рассуждают о том, насколько важен для региона городской, гастрономический и этнотуризм, а учитель рассказывает про туризм образовательный.
— Образовательный туризм уже развит во многих городах. В некоторых, в том числе в Москве, существует туристический проект «Город открытий», который знакомит не просто с достопримечательностями, а с инновационными отраслями и профессиями, — говорит педагог ребятам. — Так, помимо музеев, в рамках проекта предлагается посетить технопарки, офисы крупных компаний, производства, лаборатории и другие площадки .
В конце занятия учитель спрашивает у студентов, куда бы они хотели поехать, какие качества нужно развивать, чтобы реализовать себя в сфере туризма и принимать гостей на родине. Затем педагог говорит о развитии и популярности интереса к истории и культуре России и обращается к ребятам: «Каждый из нас может внести вклад в сохранение, укрепление и трансляцию традиций своего народа и в то же время сплочения всей страны».
Мы каждую неделю изучаем сценарии «Разговоров о важном» и публикуем разборы в специальном сюжете на сайте.