Продолжаем разбирать сценарии «Разговоров о важном». Тема следующего занятия — «Твой вклад в общее дело». С ребятами побеседуют том, что они делают для своего будущего и будущего своей страны. Детям напомнят: быть взрослым — значит быть ответственным не только за себя, но и за окружающих.
Звезда «Папиных дочек» — о выборе будущего
Школьники и студенты посмотрят видеообращение юной актрисы Виталии Корниенко, снявшейся в фильмах «Лед 2» (6+), «Кукольник» (12+) и сериале «Папины дочки. Новые» (12+).
Девочка спрашивает, задумывались ли ребята о своем будущем, и вспоминает строчку из знаменитой песни — «А сегодня что для завтра сделал я?».
— Все мы — маленькие шестеренки единого механизма. Каждый человек вносит что-то свое: учится в школе, занимается спортом, усердно работает, платит налоги, конечно же, создает семью и бережно относится к тому, что имеет. И так из поколения в поколение.
Каждый день в мире появляется что-то новое. Девочка фантазирует: она думает, что скоро настанет время, когда машины будут летать без бензина, а по хозяйству будут помогать роботы. Виталия признается: на интервью ее часто спрашивают, кем она станет, и даже советуют ей, куда поступить после окончания школы. Но девочка уже все решила, в отличие от многих подростков.
— Очень сложно в 15 или 16 лет выбирать занятие на всю жизнь. К счастью, в современном мире можно не ограничиваться выбором лишь одной профессии. Сейчас столько возможностей! — восклицает Виталия. — Можно получить несколько образований, посещать интересные курсы, мастер-классы и многое другое. Знаете, многие люди даже в 40 и в 50 лет не боятся пробовать чего-то новое. Как там почтальон Печкин говорил? «Я только жить начинаю, на пенсию выхожу». Но мы с вами не на пенсию выходим, а только в школе учимся, у нас все впереди!
На занятии ребята посмотрят видеовыступление федерального спикера, но на момент написания материала ролик не опубликовали на сайте «Разговоров о важном». Также в конце классных часов детям покажут изображение мальчика, сидящего на остановке, пока на улице идет дождь. Под картинкой написано: «Пережидая ливень на остановке, Миша понял, на что пошли налоги его родителей».
1-4 классы: «Изменяя окружающий мир, мы и сами изменяемся»
Учитель объясняет: каждый из школьников — часть семьи и даже целой страны. В семье ребята дети, в школе — ученики, а в спортивной секции — участники команды. Выслушав педагога, дети рассказывают, какие обязанности они выполняют в семье и школе, отвечают, что объединяет всех жителей России.
— Когда у нас есть общие дела, в ходе которых мы помогаем друг другу, задачи выполняются быстрее, а наша жизнь становится более комфортной для всех, — резюмирует учитель. — Наши осознанные поступки и поведение влияют не только на нас самих, но и на окружающих и страну в целом.
Педагог вспоминает тему недавнего занятия «Что значит быть взрослым», на котором ребятам рассказывали об ответственности за свои поступки и напомнили, что каждый может внести вклад в развитие страны.
Затем дети играют. Им надо запомнить расположение всех картинок на экране. Учитель спрашивает школьников по одному, а потом предлагает разбиться на группы и вместе выполнить то же самое задание. Ребята должны прийти к выводу: вместе выполнить задание проще.
Мир, по словам педагога, не заканчивается порогом дома, поэтому важно понимать, что любое наше действие отражается на окружающих. Всем нам хочется гулять в убранном парке, но то, насколько он чист, зависит от многих факторов: работы дворника, организации вывоза мусора, субботников и осознанности самих людей, которые выбрасывают мусор в специальные контейнеры.
В конце классного часа ребята отвечают, какой вклад они могут внести в общее дело уже сейчас и что могут сделать в будущем для России.
— Изменяя окружающий мир, мы и сами изменяемся. Поэтому важно осознавать, что все наши действия и поступки сегодня отражаются и на нашем будущем, на том, что мы оставим после себя, чем мы сможем гордиться, — заканчивает занятие учитель. — Например, вспомните о строительстве БАМа, о работе волонтёров, которые помогают другим людям в тех или иных ситуациях. Это не просто возможность помочь окружающим, но и вклад в развитие нашей страны. Такие общие созидательные дела вызывают чувство гордости и уважения.
5-9 классы: помощь участникам СВО и уплата налогов — общие дела, вызывающие чувства гордости за страну
Ребята приводят примеры общих дел, результаты которых вызывают у них чувство гордости за народ и Россию.
— Да! Это, например, строительство Байкало-Амурской магистрали, о которой мы говорили на одном из прошлых занятий. Подготовка и проведение торжеств, посвященных национальным праздникам, например, Дню Победы; организация помощи людям, пострадавшим от стихийных бедствий; помощь военнослужащим в зоне СВО; волонтерское движение; защита животных и еще много других полезных дел, — обращается к школьникам педагог. — Это также уплата налогов, благодаря которым появляются общественные блага. Об этом мы говорили в прошлом году.
Затем ребята разглядывают картинку, на которой изображено столкновение двух самокатчиков на фоне разбросанного по газону мусора. Школьники отвечают, как виновники этого происшествия повлияли на других и какой вред причинили себе. Учителю важно донести до ребят мысль: если бы самокатчики не превысили скорость, то ДТП можно было избежать, а если бы кто-то выбросил мусор в контейнер, то окружающим не пришлось наблюдать печальную картину на газоне.
* 8 и 9-классники изучают другие картинки и делают вывод: все эти изображения иллюстрируют общее дело.
Детям напоминают: быть взрослым — значит осознавать ответственность за свои поступки. Взрослея, мы учимся заботиться не только о себе, но и об окружающих и своей стране.
Затем школьники делятся на команды. Каждая получает карточки, в которых написаны этапы строительства парка. Группам нужно расставить этапы в нужной последовательности, но сложность в том, что набор карточек у каждой команды неполный — недостающие пункты есть у других команд. Чтобы спроектировать парк, группам нужно объединиться.
По условиям следующего задания, командам нужно решить проблемную ситуацию: посетители парка жалуются на мусор и сломанные лавочки. Каждой команде надо предложить способ решения проблемы.
— Для выработки плана строительства вы скооперировались, и вам удалось его успешно составить, — подводит итоги игры учитель. — Иными словами, коллективно общее дело совершается быстрее. Для решения проблем, возникших после открытия парка, все вместе вы предложили гораздо больше вариантов, чем работая только одной командой.
В конце классного часа школьники рассуждают о своем вкладе в общее дело.
10-11 классы: голосование за объект «строительства»
Сценарий занятия для 10 и 11 классов похож на сценарии классных часов 5-9 классов. Вместо строительства парка ребята играют в другую игру: им нужно проголосовать за «строительство» шести объектов: кофейни, гостиницы, парка аттракционов, аквапарка, ТРЦ и дамбы. Голосование проходит в несколько раундов, после каждого учитель объявляет победителя и вручает ему бумажную звезду. Фишка в том, что победит тот, кто выберет объект с меньшим количеством голосов.
По итогам пяти раундов за дамбу должны проголосовать все ученики, тогда город будет защищен, а звезды останутся у ребят. Если нет, то дамбу прорвет, вода смоет город вместе со всеми зданиями, а дети лишатся своих звезд. Ребята должны понять, что каждый может внести небольшой вклад в общее дело, в развитие страны, как это было в игре.
Студенты техникумов и колледжей: «Вклад каждого идет на благо как лично человеку, так и всему обществу»
Студентов, как и школьников, педагог спрашивает про их вклад в общее дело и про то, какие дела вызывают у них чувство гордости за страну, а потом предлагает сыграть.
Учитель зачитывает студентам ситуацию и предлагает решения. Ребята делают выбор, переходят к следующей ситуации, и так несколько раз.
Например, студенты должны представить, что им предлагают участие в некоммерческом просветительском профориентационном проекте для школ, который не принесет денег. Ребята могут согласиться на участие или перейти на коммерческий проект. Другая ситуация: студентам надо решить, пойдут они на дополнительное профобучение или будут участвовать в соревнованиях. Так ребята от решения к решению должны прийти к какому-то итогу для себя. У кого-то он будет хорошим, а у кого-то плачевным.
— Принимаемые нами решения и вытекающие из них последствия часто зависят от множества факторов и требуют от нас понимания того, как своими действиями мы влияем друг на друга и на развитие государства, — говорит после окончания игры педагог. — То, чем мы наполняем нашу жизнь, напрямую отражается на ее качестве, на уровне жизни общества и страны.
В первую очередь, по словам учителя, стоит обращать внимание на что-то большое и важное, а уже потом, отталкиваясь от этого, можно «наполнить и личное».
В конце занятия педагог напоминает, что успех человека — это его заслуга, но он был бы невозможен без социальных институтов, создающих условия для развития.
— Человек может совершать осознанные поступки, которые позволяют делать окружающий нас мир и общество лучше, усердно учиться, достигать успехов в профессиональной сфере, участвовать в добровольческой деятельности, стремиться к сохранению семейных и национальных традиций, — заканчивает занятие учитель. — Все это и есть твой вклад в общее дело. Вклад каждого идет на благо как лично человеку, так и всему обществу.
Мы каждую неделю изучаем сценарии «Разговоров о важном» и публикуем пересказы в отдельном сюжете на сайте.