Наверняка, вы в детстве тоже об этом мечтали – чтобы уборка разбросанных игрушек была автоматизированной или хотя бы не такой утомительной. Вы мечтали, а 7-летний Алеша Киров из Перми это сделал: своими руками собрал специальный конвейер, по которому все детальки Lego – мальчик очень любит конструкторы – сами отправляются в коробку.
Любовь Алеши к конструкторам – не то слово. Пару недель назад мы уже рассказывали об этом выпускнике детского сада «Легополис». Тогда мальчик собрал из Lego игрушку-головоломку, справиться с которой может не каждый взрослый. Алеша увлекается конструированием с трех лет, вместе с папой участвует в робототехнических конкурсах, а в марте занял первое место на российских соревнованиях для дошколят «ИкаРенок». Мы встретились с юным конструктором и его папой Валерием Кировым и узнали, как к семи годам воспитать ребенка-инженера.
В небольшой комнате за партами устроились мальчишки и девчонки из старшей группы детского сада. Перед ними на столах – сундучки с лего-конструкторами и ноутбуки. Педагог у доски диктует задание урока.
– Вам предстоит создать механизм, который с помощью мотора запустит бумажный самолет, – задача, которую ставит перед ребятами педагог дополнительного образования «Легополиса» Галина Крендель, больше похожа на задание для продвинутых школьников или студентов. – Пусковая установка будет работать от рычага. На рычаге – датчик наклона. Вы пишете программу для каждого положения датчика. Когда датчик носом вверх – мотор вращается. Когда горизонтально – останавливается. Сейчас за десять секунд нужно определить, кто в вашей команде руководитель, а кто – секретарь. Руководитель отвечает за поочередную сборку, а секретарь – за компьютер, мышку и написание программы.
Честно признаемся, мы пытались собрать и запрограммировать конструктор – безуспешно. А для этих ребят шести-семи лет это – как орешки щелкать. Через 15 минут первый робот уже готов – у Алеши Кирова. Спустя еще минут десять заканчивают сборку и другие дети.
– Дети очень хорошо воспринимают сложную информацию, даже когда мы разговариваем техническим языком. Быстро учат все основные термины и с первого же занятия легко ими оперируют. У кого-то это остается лишь на уровне занятий в детском саду, а у кого-то перерастает в нечто большее. Как, например, у Алеши, – говорит Галина Крендель.
Впервые Алеша Киров взял в руки конструктор в три года. Тогда родители подарили ему Lego City – комплект, с помощью которого можно создать дома собственный мегаполис.
– Я сразу же собрал полицейскую машину с фургоном. Сначала по инструкции, вместе с папой. А потом разобрал модель и заново сделал свою, которую сам придумал, – говорит Алеша. – Сделал полицейскую станцию, экскаватор, а недавно – катер с мотором.
Папа Алеши рассказывает: они действительно рано подарили сыну конструктор с мелкими деталями, потому что видели, что с ними он очень бережно обращается, ничего не ломает и не пытается съесть. Первое время папа подолгу занимался с Лешей конструированием – самому было интересно разобраться.
– Мы стараемся не зацикливаться на одном конструкторе и двигаемся во всех направлениях. Сейчас, пока он в таком возрасте все быстро схватывает, я стараюсь как можно больше ему давать, показывать. Например, мы очень часто смотрим в Youtube ролики о том, как люди используют конструктор, что из него собирают, – говорит Валерий Киров.
– Еще в последнее время он перестал смотреть мультики и увлекся познавательными программами, вроде «Разрушителей легенд». Вечером прихожу домой, а сын рассказывает, что нового узнал из передач.
Папа Алеши говорит, что несколько лет назад отметил в своем сыне редкое для ребенка качество – усидчивость.
– Я воспользовался этим и начал давать сыну много новой информации. Каждый вечер читал книги – он слушал и запоминал, сам учился читать. И в четыре года уже умел читать и писать. Сейчас учит таблицу умножения и понемногу осваивает английский язык.
59.ru: Вы консультировались с психологами, педагогами на тему того, как лучше развивать Алешу?
- Я ни с кем не консультировался. И мы с женой много спорили о том, как Лешку воспитывать. Она хотела по специальным методикам. А я положился на интуицию. Смотрел, чем интересуется ребенок, и пытался использовать это для обучения.
Алеша внимательно слушает нас и крутит в руках кубик Рубика.
59.ru: Ты уже собирал его?
– Да, и не раз. Теперь приношу его в садик, объясняю другим, как это делать. Но пока ни у кого не получается, – отвечает Алеша.
– Самое интересное, что даже в нашей семье его никто собрать не может, кроме сына, – смеется папа. – Мы вместе смотрели на Youtube видео о том, как собирать кубик Рубика. За несколько просмотров он запомнил комбинацию. А я смог собрать лишь наполовину, потому запутался.
По словам воспитателей детского сада, работа с Lego помогла Алеше раскрепоститься. Он перестал часто расстраиваться и плакать, стал более открытым и дружелюбным.
– Lego развивает в ребенке усидчивость, умение обращаться с маленькими деталями. И учит взаимодействовать с другими детьми, ведь, собирая конструктор, они работают в команде, – отмечает Галина Крендель. – Леша научился помогать другим, стал увереннее в себе. Все чаще можно слышать от него фразы «Давай я помогу», «Давай вместе!».
– Он просто повзрослел. Сейчас наговорите, зазнается ведь, – шутит папа.
– У Алеши очень хорошие родители, которые правильно его воспитывают. Папа постоянно занимается с ним, помогает. Возвращается с работы и начинает изучать новые Алешины наработки, вместе с ним доделывает их, улучшает. Он не «сюсюкается», а разговаривает, как с взрослым, – считает Галина.
Валерий Киров считает, что главное – не ограничивать ребенка в желании развиваться.
– От нас Алеша всегда чувствует поддержку. Нужно позволить ребенку эволюционировать в своем увлечении или не мешать ему переключаться с одного хобби на другое. Сейчас, например, сын меньше времени проводит за конструкторами, потому что Lego-наборы, которые у нас есть, ему наскучили. Планируем приобрести конструктор нового уровня. А пока Алеша развивает свои навыки в футболе и катании на велосипеде, – говорит Валерий. – В сентябре сын пойдет в школу №111 по прописке. Но мы продолжим ходить в садик на робототехнические курсы, чтобы готовиться к соревнованиям для детей школьного возраста.
– Хочу стать инженером и делать роботов, – задумывается Алеша. – Это будут роботы, которые защитят людей под водой, в небе и на земле.
А вдруг роботы Алеши Кирова когда-нибудь действительно спасут мир…