На этой неделе в России, конкретно — в Барнауле, произошел очередной скандал из-за фото учительницы в купальнике, которое она выложила в соцсети. Купальник был спортивный, учительница русского языка и литературы занимается моржеванием. Некоторым родителям учеников это не понравилось, они пожаловались директору. В итоге Татьяну Кувшинникову уволили. После освещения ситуации в СМИ коллеги со всей страны стали выкладывать посты в поддержку учительницы.
Не остался в стороне и молодой пермский учитель Вячеслав Посох — ранее мы писали о том, что он победил на конкурсе «Мужчина в образовании». Сам Вячеслав ведет страницу в Инстаграме, он занимается спортом и делится моментами своей жизни с подписчиками. Он тоже столкнулся с травлей — СМИ даже брали комментарий психолога о том, может ли он, судя по его Инстаграму, быть преподавателем. После ситуации с учительницей из Барнаула мы предложили Вячеславу написать колонку.
— В последнее время учителя и их социальные сети стали горячей темой во многих СМИ и мне бы хотелось поделиться своим мнением. Как у учителя, который только пришел в эту сферу деятельности, мои взгляды могут отличаться от стандартных, плюс последние пару лет я жил в другой стране и сфера моих интересов почти всегда была в плоскости иностранных языков, культур и иного образа жизни. Западный мир в данный момент столкнулся с очень явной проблемой identity politics. Один из главных результатов — если ты белый гетеросексуальный мужчина, то твой голос значит значительно меньше, так как ты являешься представителем группы агрессоров, тиранов патриархата, которые диктовали условия в прошлом. Политика, направленная на разделения людей по таким категориям, как раса, сексуальность, профессия разделила общество на враждующие лагеря, в которых часто представитель одного лагеря несет вину и ответственность за всех людей из своей профессии или расы. Что невероятно глупо. Это ведет к тому, что людей нанимают на работу не из-за профессиональных качеств, а по принадлежности к тому или иному лагерю.
Это все породило культуру страха, или культуру излишней толерантности, в которой за случайное высказывание, особенно в интернете, человек может лишиться работы. Особенно это левое движение распространено в университетах запада, которые пропагандируют политику «0% травли» (0 bully tolerance). Вы, наверное, уже подумали, зачем было это лирическое отступление? Дело в том, что администрация университетов шла на поводу молодых студентов и интернет-публики и увольняла педагогов за их лекции, выражение своего мнения, которое могло быть абсолютно верно, но не совсем приятно.
Меня очень порадовало, что в нашей ситуации критика в сторону школьных учителей в основном идёт лишь в комментариях в сети, а не из официальных источников. Родители, учителя, департамент образования не усмотрели ничего криминального во многих случаях с фотографиями учителей, а значит, сама система не пропитана завистью и ханжеством. А весь негатив, который приходит, это больше исключение, а не правило. При этом я рискну предположить, что здесь работает психологическая особенность интернет-поведения, когда человек, написав негативный комментарий, не видит человека за фотографией, которую он критикует, не понимает, что может лишить хорошего, добросовестного человека работы, сна, комфорта. Когда психолог из Перми сказал, что я профессионально непригоден исходя из моего Инстаграм профиля, я связался с психологом из Австралии и спросил «Имеет ли психолог основание и право для подобного заявления?» Мне ответили, что это крайне неэтично и нарушает многие профессиональные нормы, не говоря уже о том, что фотографии не достаточно для анализа личности человека и определения его профессионализма.
Вся волна негатива появилась лишь благодаря широкой огласке СМИ, и сам конфликт выдуман и существует исключительно в плоскости интернета и телевидения. Меня сперва задело, что люди говорят о уровне моего образования и культуры исходя из фотографий, но логическое мышление привело меня в норму. Люди всегда буду говорить то, что они хотят.
Самим преподавателям хотелось бы пожелать храбрости и уверенности, мы такие же люди и имеем потребности. Молодые преподаватели выросли с социальными сетями и это неотъемлемая часть личности, которая никак не связана с тем, что мы делаем на работе.
Главный же вопрос заключается в том, где мы проводим грань? Кто является моральным воспитателем? Если родители детей выставляют фотографии из отпуска или из бани, чем это отличается от фотографий преподавателя? Разве не большую часть времени дети проводят в семье? Ролевая модель учителя не является более популярной чем модель известных музыкантов, блогеров, актеров, личные аккаунты которых пестрят любого рода фотографиями. Не является ли это двойным стандартом? Почему нужно ожидать от учителя праведного поведения и монастыря, а от кумиров молодежи — нет? Хотелось бы верить, что учителя станут теми самыми примерами для подражания и дети будут заинтересованы знаниями, но опросы показывают, что мало людей смотрят в сторону образования, как своего будущего. Может быть, дело именно в том, что учителя не пытаются показать настоящих себя за пределами школьного класса. Если же завеса будет приоткрыта и ученики увидят учителей счастливыми людьми со своими интересами, путешествиями, друзьями, они смогут смотреть на эту профессию не через призму чудесной российской фразы, которую многие родители любят повторять: «Те, кто не могут делать, учат»? Я с этой фразой категорически не согласен, так как имею два высших образования и осознанно работаю в этой сфере за меньшие деньги, чем мог бы получать в других местах. Многие преподаватели работают себе в убыток, стараясь сделать то, что считают важным и, мне кажется, это стоит уважать. Или по крайней мере не наказывать более высокими требованиями, чем мы предъявляем людям с гораздо большим влиянием на умы молодежи.