Если вам кажется, что в в этом мире, куда ни посмотри, всё плохо, — почитайте этот текст. В нем мы простым языком рассказываем о сложных и интересных проектах, которые разработали пермские школьники. Ребята придумали, как получить воду для поливки цветов из воздуха, утилизировать нефть и переработать пластиковые отходы. В этом им помогли наставники из кванториума «Фотоника».
Биоминеральный сорбент для очистки почвы от нефтяных загрязнений
Алёна Варлашова учится в пятом классе пермской школы № 93. В кванториуме она занимается биологией, а во Дворце детского и юношеского творчества — геологией. Тема проекта Алёны — на стыке двух этих наук. Девочка разработала биоминеральный сорбент, который способен эффективно очищать почву от нефтяных загрязнений и не оставляет после себя отходов. О проекте Алёны 59.RU рассказала ее мама Юлия Викторовна.
— Существует несколько способов утилизации нефти, — рассказывает Юлия Викторовна. — Ее можно сжигать, механически собирать и размещать на полигонах. Также существует физико-химический метод, при котором в загрязненную почву добавляют сорбент, поглощающий нефть, или добиваются химической деградации. Биологический способ предполагает использование специальных бактерий, которые поедают нефть и не оставляют после себя вредных веществ. Алена решила совместить два самых экологичных метода — физико-химический и биологический — и добавила в сорбент бактерии.
Благодаря такому ходу получился новый биоминеральный сорбент. Он быстро и качественно поглощает загрязнения (в качестве сорбента Алена выбрала монморилонит — наноглину, которая способна впитать в себя нефть, вес которой в 20 раз превышает ее собственный) и не оставляет после себя никаких отходов. Обычный сорбент после использования нужно собирать с почвы и утилизировать на полигонах. С биоминеральным ситуация иная. Благодаря наличию особых бактерий он очень скоро становится чистым и пригоден к повторному использованию.
В будущем Алёна намерена более тщательно изучить свойства разных видов бактерий, способных питаться углеводородами, чтобы определить оптимальные.
Аппарат для переработки пластиковых отходов
Группа из восьми школьников (Михаил Богданов, Данил Михеев, Андрей Люнгрин, Иван Наумов, Мария Якунцева, Олег Егоров, Никита Демидов и Артем Горбенко) занята разработкой аппарата для переработки пластиковых отходов в нить для 3D-печати. Об этом проекте нам рассказал один из ребят.
— Мы хотим решить проблему переработки пластиковых бутылок и отходов от 3D-печати, — сообщил 59.RU семиклассник Андрей Люнгрин. — Скорее всего, наш аппарат будет выполнен в двух вариантах: для промышленной переработки и для домашнего использования.
По словам Андрея, переработка будет идти в несколько этапов. Для начала нужно будет заложить отходы в накопитель, после этого они поступят в измельчитель и превратятся в небольшие пластиковые гранулы. Затем гранулы поступят в ванну с жидкостью, где очистятся от загрязнений и методом флотации разделятся на типы — каждый вид пластика окажется на разном уровне. Дальше их лучше «пускать» по отдельности, чтобы качество конечного продукта было наилучшим.
— Затем пластик нужно будет высушить. Мы предполагаем, что это будет происходить при помощи фенов, — объяснил Андрей. — Следующий этап — расплавление пластиковых гранул. Полученная масса будет выходить через тонкий носик и превращаться в тонкую пластиковую нить, а затем сматываться в катушки.
Ребята еще не до конца разработали аппарат. Например, они еще не совсем понимают, как именно будет проходить последний этап. Когда работа будет завершена, команда сделает прототип.
Прибор для полива цветов, получающий воду из воздуха
Третий проект будет интересен любителям комнатных цветов, периодически уезжающим в отпуска и командировки. Две пермские школьницы — восьмиклассница Милана Мануш и шестиклассница Диана Митекина — придумали, как решить проблему с поливом растений, не прибегая при этом к помощи соседей. Они вдохновились дождевыми облаками и создали прибор, выделяющий воду из воздуха.
— При помощи вентилятора воздух попадает в прибор. Внутри прибора установлен элемент, одна сторона которого горячая, а другая — холодная, — объяснила Милана. — В результате появляется конденсат, он скапливается в накопителе, а затем поступает к растениям. В конце использованный воздух выходит наружу благодаря еще одному вентилятору.
Школьницы еще работают над конденсатором, но уже точно знают, что он будет получать энергию от солнечных батарей. Они считают, что уезжать из дома, оставив включенным электроприбор, небезопасно.
Ранее пермские школьники завоевали золотую медаль на выставке молодых изобретателей в Индонезии.