Событийный туризм — одно из самых молодых, но очень востребованных направлений. Любое значимое культурное или спортивное событие способно привлечь огромное количество людей и дать толчок развитию туристической области. В Пермском крае уже есть свои «монстры» событийного туризма — это «Дягилевские сезоны», «Небесная ярмарка Урала» и «Камва».
— В провинции события такого уровня на самом деле мало где случаются, — заметила Наталья Степанова, заместитель директора автономной некоммерческой организации «Пермское гостеприимство» во время семинара «Событийный туризм как фактор развития территории».
— Особенность событийного туризма в том, что сам продукт создают не турфирмы. Есть уже готовый продукт, созданный кем-то другим — событие культурное, паломническое, спортивное, — рассказывает Наталья Павловна. — Везде, где происходит крупное событие, вы обязательно найдете информацию, какие услуги, помимо этого события, вам могут быть предложены: разные варианты размещения, питания. Это основной пакет. Дополнительными услугами могут быть экскурсии, посещение музеев, каких-то мероприятий, которые непосредственно не связаны с этим событием. И вот эту работу уже делают профессионалы в сфере туризма.
Иными словами везде, где происходит значимое событие, вокруг него формируется огромный бизнес. Только туристская услуга, а не абстрактные красивые пейзажи, может принести территории прибыль. Соответственно, чем больше услуг предоставят гостям, тем больше событие принесет денег. Поэтому и программа семинара включала в себя две части: собственно событие и прилагаемые к нему туристские услуги.
Международный фестиваль «Дягилевские сезоны»
Международный фестиваль «Дягилевские сезоны» — событие уникальное, поистине мирового масштаба. И, пожалуй, театралы и ценители оперного и балетного искусства возмутятся: причем тут туризм? Мероприятие-то культурное! И будут, безусловно, правы. «Дягилевские сезоны» — событие знаковое для культуры. Что не отменяет того факта, что вместе с тем оно знаковое и для туризма.
— Фестиваль включает в себя огромное количество событий. Это фестиваль мультижанровый: музыка во всех ее проявлениях (и симфоническая, и камерная), и танец во всех проявлениях (и современный, и классический балет, и экспериментальные работы), и их сочетание. Джаз встречается с оперой, опера с фламенко, творится множество невероятных вещей. Фактически весь город превращается в одну огромную сцену. А после спектаклей еще и прогулки по белым ночам в Перми, по нашей безобразной набережной, которая так восхищает зарубежных гостей.
«Дягилевские сезоны» собирают лучших из лучших — в Пермь приезжают солисты из Большого, Мариинского театра, артисты из Гранд-Опера, уникальные коллективы из Японии, Германии, Швейцарии, Америки. Да и сам театр оперы и балета обязательно готовит какое-нибудь уникальное событие. В будущем году, например, организаторы фестиваля намерены устроить в Перми ночь Венецианского карнавала...
В культурном событии (как и в любом явлении событийного туризма) важна регулярность и четкие, закрепленные за мероприятием сроки:
— Мы очень много усилий прилагаем, чтоб каждые два года собирать здесь, в мае, на «Дягилевские сезоны». Это время всегда должно быть закреплено за фестивалем. Во-первых, для того, чтобы наша постоянная публика четко знала, что каждый нечетный год, с 15 по 25 мая, нужно брать отпуск и приезжать в Пермь. Во-вторых, потому что это самое красивое время у нас, — пояснил Георгий Исаакян.
Вообще, по замечанию Исаакяна, такого рода фестивали во многих странах становятся системообразующими для туристического бизнеса. Например, Зальцбургский фестиваль или очень экзотический фестиваль в Санта-Фе, который вырос буквально на пустом месте, в пустыне... И приносят они огромные деньги. В мире событийный туризм — достаточно развитая ниша.
Георгий Исаакян подчеркивает, что цель театра оперы и балета — создать именно культурное событие, туристической составляющей должны заниматься другие люди, те, кто это умеет.
Касаемо фестивалей, основной услугой всегда является проживание в фестивальной гостинице. Для туристов это уникальная возможность жить в атмосфере фестиваля и общаться с его участниками. Фестивальной гостиницей «Дягилевских сезонов» традиционно является отель «Урал». В минимальный турпакет приехавших на фестиваль обязательно входит проживание с завтраком, а также посещение фестивальных мероприятий. Причем, как утверждают в «Урале», во время фестиваля жить в гостинице даже дешевле, чем в будни.
Фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка Урала»
«Небесная ярмарка» — прекрасный пример того, как спортивное событие может превратится в туристический праздник, приносящий прибыль, как за 7 лет из маленького праздника всего с шестью воздушными шарами можно дорасти до всероссийского чемпионата во воздухоплаванию. Кунгур в нынешнем году смог «отобрать» право проводить чемпионат у Великих Лук, поэтому и даты несколько изменились (надо подстраиваться под требования Чемпионата) — «Небесная Ярмарка» пройдет с 6 по 16 июля.
Такой ярмарки — небесной, нет больше нигде в мире. Кунгур принимает у себя романтиков неба из России и зарубежья. «Небесная ярмарка» включает в себя международный спортивно-зрелищный фестиваль воздухоплавателей, чемпионат России по воздухоплаванию, открытый кубок Пермского края и воздушные баталии над Кунгуром.
Где еще можно не только полюбоваться на завораживающее зрелище парящих в небе воздушных шаров, но и самому стать участником этого действа: на сутки стать членом экипажа, сразиться в воздушных баталиях, отправиться в свободный полет (а затем еще и удостоится графского титула!) или совершить воздушное романтическое путешествие со своей половинкой? Полетав хоть раз, будете постоянно обращать свой взор в небо — «пятый океан», который людям так давно хотелось покорить.
Светлана Поздеева, специалист по туризму администрации города Кунгура:
— Когда мы думали, как же привлечь туристов в Кунгур, какую найти «изюминку», возникла идея фестиваля воздухоплавания. И за 7 лет нам удалось добиться кое-каких результатов. Благодаря фестивалю, привлекается внимание к Кунгуру. Это влечет за собой и привлечение инвестиций. С каждым годом поток туристов на «Небесную ярмарку» увеличивается в полтора-два раза. Растут доходы, расширяется сфера услуг. Туристы сейчас не на один день приезжают, а покупают целый туристический маршрут: а это не только проживание, питание, полеты на воздушном шаре, но и экскурсии в другие места Пермского края.
Причем, затраты на проведение фестиваля с каждым годом бюджету обходятся все в меньшую сумму. Первый фестиваль полностью прошел за счет спонсоров, самым затратным был второй фестиваль, в третий городской бюджет вложил 20% от всей суммы, в четвертый — 10%, в пятый 5%, и сейчас город вкладывает всего лишь 30 тысяч по программе внутреннего и въездного туризма, в то время как на проведение фестиваля требуется 5 млн рублей. Все остальное — деньги инвесторов. При этом доходы в городской бюджет растут, а следовательно развивается и экономика города.
— Самый главный плюс, это, конечно, положительные эмоции. — отмечает Светлана Поздеева. — Фестиваль у нас ждут целый год. Очень радостно всегда наблюдать это зрелище, всегда хочется и полетать, и пообщаться с воздухоплавателями.
С каждым годом «Небесная ярмарка» набирает популярность. К каждому приезжающему у турфирмы «Кумир», представляющей фестиваль, индивидуальный подход: слишком уж разнятся у всех и желания, и финансовые возможности. Поэтому и спектр предлагаемого жилья здесь достаточно велик: от комнаты в общежитии до vip-квартиры. Да и услуги самой «ярмарки», что называется, на любой кошелек: например, катание на привязанном шаре обойдется всего в 150 рублей, в то время как за свободный полет нужно выложить 8 тысяч рублей.
Этнофутуристический фестиваль «Камва»
Этника — самое модное в мире направление туризма. Этнофутуристический фестиваль «Камва», хотя и совсем молодой и в этом году будет проходить всего в третий раз, уже крепко стоит на ногах и широко известен за пределами Пермского края. Он вошел в рейтинг пяти самых интересных фестивалей этнических культур по России. В этом году «Камва» пройдет с 31 июля по 3 августа
Наталья Шостина, директор фестиваля «Камва»:
— В основе названия «Камва» лежат два финноугорских корня: кам — человек-шаман и wa — вода. Это название нас сопровождает и приносит нам удачу. Мы одновременно и говорим о нашей географии — великой уральской реки, и попадаем в формат финно-угорских фестивалей и территорий.
Организаторы фестиваля делают акцент на культурное наследие, знакомят прикамского зрителя с разнообразной этнической культурой. «Камва» — органичное сочетание многих жанров. Здесь и аутентичный фольклор, и современная этническая музыка, и этнография — реконструированные праздники и обряды, и арт-проект «Искусство света», и документальное кино. В рамках нынешней «Камвы» будут показаны и новые форматы — этномода и этнотеатр.
В рамках фестиваля на правом берегу нашей реки состоится захватывающее зрелище «Огни на Каме». Но это совсем не будет похоже на языческий праздник. Наоборот, зрителей ждет эффектное современное шоу: огненные скульптуры, файеры и другие сюрпризы. Единение трех стихий — огня, воды, и ветра.
— Основное, на что мы обращаем внимание — это качество. Не только качество в организации, обслуживании, в отборе артистов, в составлении программ, но и качество культурного потока. «Живой поток времени» — девиз фестиваля, и мы стараемся ему соответствовать, — сказала Наталья Шостина.
«Камва» — фестиваль необычный не только в плане содержания, но и в плане предоставления туристических услуг. Так, у фестиваля два туроператора, предлагающих два разных варианта размещения. Одни гости будут жить в комфортабельной гостинице «Урал», другие, кому мила походная жизнь — в палаточном городке. Центр экологического туризма «Зеленый ветер», взявшийся за организацию этой турслуги, сделает палаточный городок вполне цивилизованным: с охраной, с нормальными туалетами, с питанием, и трансфером до фестивальных площадок.
Авторалли «Ермак»
В Чусовом набирает силу авторалли «Ермак». Можно ли создать с нуля гонку Чемпионата России, да еще и удаленную от основных этапов на тысячу километров? Можно, решили в Чусовом. И с энтузиазмом взялись за дело.
В 2004 году, когда ралли проводилось в первый раз, в гонке участвовали 17 экипажей. В 2008 их стало уже в три раза больше — 50 экипажей, а «Ермак» стал имиджевым мероприятием Пермского края. Гонка — зрелище, заражающее драйвом даже на видеозаписи, что уж говорить о живом участии — машины в прямом смысле летают по снежным заносам.
Сегодня «Ермак» — это международные соревнования высшей категории. Одно «но» — нет у него пока такой нужной ему раскрутки.
...Из всего вышесказанного следует простой вывод — само по себе культурное и спортивное событие не создает турпродукта, но оно — прекрасный повод для того, чтобы развернуть масштабную туристическую деятельность.
Татьяна Посягина