Пермский край один из немногих, чье имя носят целые разделы в науке и искусстве. Достаточно вспомнить, что именно пермским назван последний период палеозоя, в галерее собрана уникальная коллекция пермской деревянной скульптуры, в afisha.prm.ru/catalogue/where_go?place_id=2295">краевом музее представлен пермский звериный стиль. Именно на нем мы и остановим внимание сегодня. Еще эти фигурки называют Шаманские изображения, Чудские образки, Культовое литье. В коллекции представлено 500 предметов.
Расцвет искусства металлического литья с образами животных, приходится на вторую половину I тыс. н.э., а его истоки уходят в каменный век, когда человек впервые попытался отразить окружающий его мир.
Костяные и роговые гребни оформлены фигурками птиц, животных. Чаще всего в сюжетах пермского звериного стиля можно встретить изображения лося, медведя, коня и других представителей местной фауны. В эпоху раннего железного века расширяется не только круг предметов, на которых изображаются животные, ? на бронзовых булавках, браслетах, подвесках гривнах можно увидеть изображения новых животных.
Поскольку древнейшей формой почитания животных был тотемизм (вера в родство определенных групп людей с теми или иными животными), то уже в ранних произведениях искусства присутствуют образы животных. Возможно, эти предметы служили не только амулетами, но и символами принадлежности человека к определенному роду.
Некоторые образы древние мастера Прикамья заимствовали у своих соседей: скифо-сарматов, народов Алтая и Сибири. Это изображения грифона, крылатого пса, всадника, горного козла и т. д.
В миропонимании древних людей существовало три яруса мироздания, которые скрепляло между собой по вертикали мировое древо. Верхний мир символизировали птицы, средний был связан с людьми и животными, а нижний олицетворялся змеями, ящерами и собаками. Именно своеобразное мировосприятие позволило пермскому звериному стилю обрести черты, свойственные только ему.
Такой особенностью являются бляхи со сложными многофигурными композициями, заключенными в орнаментальную рамку. Их сюжеты как раз и выражали идею о мировом древе. Не менее часто встречаются фантастические изображения существ, сочетающих черты людей и животных, полулюдей, самым популярным из которых был человеко-лось.
Также все предметы пермского звериного стиля имели культовое назначение. Часть из них, в первую очередь большие пластины с трехъярусными композициями, использовали при проведении религиозных церемоний. Остальные предметы ? поясные застежки, браслеты, подвески и т.п. служили украшениями и защищали их владельцев от злых духов.
Например, один из самых могучих и красивых обитателей тайги, лось издревле почитался на Урале. В эпоху расцвета пермского звериного стиля изображения лосей чаще встречаются на многофигурных бляхах в виде человеколосей. В большинстве сюжетов их обращенные друг к другу лосиные головы образуют свод в верхних частях композиций. На более поздних предметах небесный свод символизируют одни лосиные морды. В мифах сибирских угров лоси олицетворяли не только верхний мир. Эти мощные и умные лесные звери в то же время соотносились и со средним ? миром людей, а, уходя в старости жить под землю и меняя облик, становились мамонтами ? воплощением нижнего мира.
Другим любимым мотивом пермского звериного стиля являлся образ могучего медведя. Он изображался на полукруглых или прямоугольных бляхах, всегда в жертвенной позе: голова с выразительными глазами и рельефными ушами лежит между передними лапами. Еще в XIX в. у зауральских племен, ведущих традиционный образ жизни, сохранялся праздник поклонения медведю, шкура которого вместе с головой и лапами (в точно такой позе как на бляхах!) помещалась на особом помосте, вокруг которого и совершался медвежий праздник.
Из всех мотивов пермского звериного стиля, связанных с домашними животными, излюбленным был и мотив, связанный с лошадьми. Ранние изображения коня представлены плоскими подвесками и цельнолитыми объемными уплощенными пронизками, иногда сдвоенными, с повернутыми в разные стороны головами. Позднее появились и полые пронизки ? гладкие или украшенные ложновитым орнаментом или насечкой. Коньковые шумящие подвески появляются в конце VII в. и до XII в являются одним из наиболее характерных и популярных типов украшений в Прикамье.
Поскольку охота на пушных зверей играла важную роль в жизни древних обитателей Прикамья, в пермском зверином стиле широко использовалось изображение соболя. Пушнина была основным и самым дорогим товаром, идущим на внешние рынки. Видимо, это и обусловило почитание пушных зверей. Согласно верованиям народов коми существовали духи-хозяева разных видов лесных зверей. Чтобы заслужить их расположение, считалось необходимым делать им приношения перед началом промысла. Фигурки этих зверьков могут быть изображениями таких таежных духов.
Наконец, многофигурные бляхи ? сложные композиции, состоящие из фигур людей, животных, птиц и фантастических существ ? человеколосей, ящеров. Считается, что основная часть сложных композиций, особенно с человеколосями, отражала представления древних финно-угров об устройстве Вселенной. В этом случае лосиные головы обычно рассматриваются как небесный свод ? верхний мир, а фигуры ящеров, всегда расположенные внизу многофигурных композиций, являются символами нижнего, подземного мира. Наиболее выразительная коллекция многофигурных бляшек находится в Чердынском краеведческом музее им. А.С. Пушкина.
Увидеть коллекцию можно в Доме Мешкова по вторникам-воскресеньям с 10.00 до 18.00, понедельник — выходной день.
Благодарим за помощь в создании материала
сотрудников Пермского краевого музея