Оглушительный успех сериала «Реальных пацанов» принес свои дивиденды всем, кто в нем участвовал. Наверное, это определенная плата за смелость и азарт, с которым его авторы и актеры ввязались, казалось бы, в чистой воды авантюру. Впрочем, многие из артистов попали на съемочную площадку случайно, а то и минуя «пробы».
Актриса Марина Федункив, имея режиссерское образование и безграничное актерское обаяние, сумела не только придумать свою героиню, но обеспечить ей долгую и счастливую жизнь в сериале. Мама Коляна не исчезла с экрана даже после появления на свет ее внука. Без тети Марины Реальных пацанов невозможно представить так же, как без Коляна, Вована или Базанова. И теперь фамилия выпускницы Пермского института искусства и культуры (класс В. Ильева) значится на театральных афишах, в титрах телепроектов на федеральных каналах и даже на странице «Википедии».
Возможно, секрет ее обаяния и актерского азарта кроется еще и в том, что она сумела сохранить искренность, остроумие, желание радоваться жизни и заражать своим жизнелюбием. Журналисту PRM.RU актриса рассказала о том, как попала в сериал и почему не участвует в кастингах.
— Марина, ты всегда в образе?
— Видите ли, у меня обычно по осени и по весне образ обостряется...
— А обостряется Руфима Гарифовна или мама Коляна?
— Между характерными образами всегда своя связь существует....Тем более, если созданы они одной актрисой. А вообще все от гонорара зависит (смеется). Кто больше предложит — для того и нужный образ обострится... Актерская профессия немного продажная. Пусть многие коллеги и не согласятся со мной. Но опять же — по любви можно и бесплатно... Для хорошего фильма задаром обострится образ, а для плохого — только за большие деньги...
— То есть чем хуже фильм, тем гонорар больше?
— Конечно! Это ж какая травма организму... Потом сколько мыться надо! Священника вызывать! А это тоже расходы не маленькие (смеется)...
— Ты в Перми в отпуске, или это маленький перерыв перед новыми съемками?
— Можно считать, что в отпуске. Мы закончили снимать очередной сезон. Сейчас авторская группа пишет новые серии Реальных пацанов.
— Я слышала, что их уже будут снимать в Москве. То есть Колян переезжает жить в столицу вместе с маманей?
— Ну да! Ой! А я не знаю... Может, мне это нельзя даже говорить (смеется).
— В общем, Колян, следуя примеру земляков, тоже решил испытать удачу в нерезиновой. Ну а твоя героиня ему зачем в столице?
— Ну как же... А в гости приехать к сыночке... На самом деле мама дома с Арменом живет, и все хорошо у них. Просто в Москве уже в павильоне полностью воссоздадут нашу пермскую квартирку. Правда, для этого пришлось с квартиры, в которой снимали сцены прошлых серий, снять и увезти в Москву двери. Видимо, там таких нет!
— А как же жильцы квартиры остались? Без дверей?
— Не-е-е-т! (смеется) Им другие и хорошие поставили... Хозяин квартиры грузчиком работает. Теперь в доме грузчика на зависть богам поставили роскошные дубовые двери о шестью замках! Ну и ремонт, конечно, после нашего набега ему тоже пришлось сделать. В общем, все удачно у грузчика сложилось! Повезло с квартиркой мужчине!
— Давай от темы дверей к тебе вернемся. Не обидно, что для многих ты — мама Коляна, а не актриса Марина Федункив?
— С чего-то надо же начинать... Сериал очень успешный. Рейтинги большие. Возраст не ограничен. Смотрят от детей до бабушек, которые с ними сидят. Конечно, если узнают и если людям я в этом образе показалась интересной и для них была хороша, то это признак успеха.
— Как ты попала в этот сериал? И как родился образ тети Марины?
— Мы уже давно были знакомы с продюсером Антоном Зайцевым, которого я называю папа сериала. Он со мной поделился идеей будущего фильма. Изначально Коля вообще-то должен был жить только с бабушкой. Я спросила: «Почему не с мамой?» «Нет, — говорит Антон. — Он живет один с бабушкой, сам себя воспитывает и такой вот, дескать беспризорник». На что я сказала, что беспризорником и при живых матери и отце можно быть... И не долго думая предложила ему себя на роль мамы Коляна. Он начал возражать, что вот де у вас всего-то с Колей 10 лет разницы. Даже, мол, не думай! Всем будет видно, что вы почти сверстники... Я пообещала ему, что сыграю так, что не прикопаесси... Оказалось, что у меня это получилось, если люди верят и меня воспринимают как реальную маму Наумова...
— А ты знакома с настоящей мамой Коли?
— Да, знакома. Она, конечно, от меня очень отличается. Точнее, от моего образа на экране. Она интеллигентная женщина, скромная. Со мной ничего общего нет. Ну разве окромя любви безмерной к сыну.
— Ты сама придумала свой персонаж и на роль предложила, а в дальнейшей работе над фильмом каков процент твоего участия в съемках? Или дальше уже все было отдано на откуп режиссеру и сценаристам, которые писали диалоги? Какой процент импровизации был на съемках и твоего придумывания?
— Ну, конечно, я очень много придумывала сама и на площадке. Во-первых, авторская группа — очень молодые ребята, и, естественно, они не знают многих нюансов... У них тоже мамы есть, но вряд ли такие, как тетя Марина...
— Хорошая у Коляна мама. Добрая...
— Ну я рада, что такое впечатление. Вообще она во многом похожа на пермячек. Иногда шумная и хабальная, но очень искренняя.
— Откуда ты взяла эту маму? На соседок по дому насмотрелась, на тетю или это скорее собирательный образ?
— Это собирательный образ, но в большинстве проявлений очень похожа на мою маму. Она у меня примерно такая! Хотя моя, наверное, более жестче... Но зато интеллектуально развитее! С другой стороны, мама Коляна более доверчивая, хоть и недалекая женщина... Наивная она очень в свои года.
— Марина, твоя мама смотрела сериал?
— Конечно! Поначалу посмотрела. И в свойственной для нее манере сказала ? ужас! Серость, дескать, какая и убогость! И больше не стала смотреть.
— То есть ей бы хотелось увидеть свою дочь в роли Екатерины Второй?
— В ее представлении я должна вообще-то играть какую нибудь Анну на шее...
— Мамины надежды не оправдала?
— Нет... Мать посмотрела серию, выпила валидолу и легла спать (смеется).
— В детстве ты жила на Украине. Годы твоей юности и учебы прошли в Перми. Сейчас в основном ты живешь в Москве. Какая из территорий тебе дороже? Куда ты едешь домой?
— Честно — даже не знаю, что ответить... Все три места меня наделили чем-то. Странно, но я никогда не говорю, что там-то у меня дом. А вообще, если нахожусь в Перми или Москве, то говорю, что еду не на Украину или домой, а к маме. Когда еду в Пермь, то говорю, что еду к сестре, которая у меня тут живет. А вот когда еду в Москву, то так и говорю, что еду в Москву!
— В Москву или все-таки на работу?
— (Смеется) Видимо, на работу. Вахтовым методом работаем!
— Чему тебя научила жизнь и работа в Москве? А также встреча с большой популярностью и успехом?
— Ничему особенному не научила. Мне кажется, везде надо быть естественной и искренней! Главное, чтобы на носу не появилось звездной пыли. Я удивлялась первое время, когда стала работать на съемочной площадке. Девочки художники по гриму или художники по костюму себя с артистами очень осторожно ведут. Например, я однажды заметила, как сказала очень мягко какое-то маленькое замечание по поводу костюма. Они от страха буквально побелели... Губки, смотрю, трясутся. Я понять и принять сначала не могла такой реакции. А оказалось, они научены тем, что артисты все время капризничают и звездят. Или, например, бывало захочу сама себе что-нибудь подгладить, так они с остервенением вырывают утюг. Дескать, их уволят за то, что артист сам гладит. А мне-то не сложно. Я же привыкла сама себе все делать. Это потом мне уже объяснили, что я их такой помощью могу подставить перед продюсерами. Я со всеми сотрудниками съемочных групп общалась и общаюсь до сих пор, и приветы мы друг другу передаем. От гримера с водителем до директора площадки. Я же живой человек и не понимаю, когда артисты начинают себя называть дебильным словом звезда и вести себя так же.
— В Перми тебя узнают?
— Ну не только в Перми узнают. И в Москве тоже... Тинейджеры бегают за мной по метро. А красавчики на Ярославском вокзале, которые только освободились, привечают всегда как свою... Подходят ко мне и знают, что я их пойму. Так как у меня, то есть у мамы Коляна, муж тоже сидел... А вот наши милые женщины постбальзаковского возраста особенно любят мне что-то присоветовать. Советуют, за кого из мужиков мне крепче держаться...
— Клеенку на столе другой расцветки постелить не советуют?
— Да, говорят, ты женщина — будь немного поопрятнее! А я говорю: «Зачем мне быть поопрятнее? Вы вот опрятные и одинокие, а у меня аж двое мужиков. И папа Коли и Арменка любят меня пуще всех. Не в клеенке знаете ли дело», — говорю я им... Тут просто женский везунчик поймать надо!
— Ну а как ты реагируешь, когда на улице или в каком-то кафе люди начинают себя вести по отношению к тебе фамильярно и лезут чуть ли не целоваться, как к старой знакомой?
— Бывают, конечно, такие случаи. Но это очень редко. Чаще это не фамильярность, а просто люди могут так опешить от встречи с мамой Коляна в жизни, что начинают себя вести немного неадекватно. И чаще с радостью подходят, чем с негативом. И мне, конечно, приятно, что я у кого-то вызываю вот такую безудержную радость. Обниматься не лезут. Один раз было, но тогда тот человек был нетрезв. А я бы была на его месте и нетрезвая, то кинулась не только на шею... (смеется)
— Когда ты бываешь в столице на тусовках звезд или на съемках с участием знаменитостей, то как они себя ведут по отношению к тебе? Скорее всего, делают вид, что не видели Реальных пацанов и тебя знать не знают?
— В этом году я была приглашена участвовать в новогодней программе на НТВ. Мы там участвовали втроем. Я, Голуб и Мария Аронова. У Голуб, конечно, апломб еще тот. Она и шуточки отпускала постоянно, применяя наш гыварок. Не напрямую мне, а кому-то что-то говорила, но с нашим акцентом и манерой моих героинь. Ну я в ответ выговаривала с мааааасковским акцентом. Так мы и обменялись с ней любезностями. Поняли друг друга и остались при своем!
— Это было непосредственно во время съемок программы?
— Нет, это было, конечно, за кадром!
— А Аронова как?
— О! Замечательная женщина! Душевная, приятная и простая в общении.
— Кстати, почему у тебя нет директора, как у всех звезд?
— (Смеется) Спились!
— Как Руфина Гариповна из нового проекта на СТС Валера ТВ?
— Почти.
— Страна тебя узнала в этой роли благодаря КВНу и проекту Все по-нашему!. Но тут ты играешь не только тамаду-выпивоху.
— Не только. Это и привлекло. На самом деле для меня сам съемочный процесс Валеры ТВ был гораздо интереснее, чем все, что вышло на экране. С другой стороны, мне дорог этот проект тем, что мне довелось сыграть сразу несколько персонажей... Не используя грим и накладки, как, допустим, некоторые персонажи Ардовой в Одна за всех... Хотя эти атрибуты, конечно, очень помогают актеру. А мне пришлось голышом создавать разные образы. И как актрисе это мне было очень интересно.
— В Валере ТВ ты так же, как в Все по-нашему работала в авторской группе?
— Нет! На этот раз сценарии писали другие люди. Хотя мне, конечно, удобнее, когда я сама пишу. Потому что я тогда сочиняю и примеряю на себя, понимая, что это смогу, а это очень хорошо смогу... Исполнять чужой текст, в котором нельзя ни слова переделать, не очень комфортно для меня... Кроме того, то был физически тяжелый съемочный процесс, потому что все серии снимали разом. А я живу в Подмосковье. Мы заканчиваем съемки часа в два ночи. Час мне добираться до дома. Москва уже пустынная. Приезжаю — и нужно час с собакой погулять. Два часа поспала — и за мной машина приехала и увезла обратно на площадку. Это был ужас... А еще несколько образов играть в один день... И я порой забывала, где я и кто... Тяжелый был проект.
— То есть больше ты на такое не согласишься?
— Ну только если будет очень-очень интересный проект.
— А разве можно сразу понять, что несмотря на все сложности и прочее в результат будет положительный? Ведь наверняка, когда вы начали снимать Реальные пацаны, даже у некоторых членов съемочной группы были сомнения?
— У Реальных пацанов было так ? либо это будет полный провал, либо это будет нечто такое, чего на телевидении еще никто не делал. Только так!
— Как часто во время съемок сериала приходилось делать дубли из-за того, что кто-то кололся от смеха?
— Очень часто. Первый сезон мы вообще рыдали от смеха. Это сейчас уже стало все привычней. Особенно смеялись, когда по ходу сцены начинали импровизировать и нас не останавливали. Часто именно это потом и попадало на экран. Так случилось, например, со сценой, когда мы с папой Леры и Арменкой играли в лото. А в сценарии было всего пару фраз. Мы раскрутили маленький эпизод до полного абсурда, устроив игру на раздевание, и ТНТ оставило эту сцену полностью в фильме. Мы там и текста море придумали. Ты с какого года? Я ? скорпион!
— Как и полагается звезде ситкома, ты гастролируешь по стране с антрепризой...
— Я, честно говоря, очень скучаю по сцене. Театр ? это живое общение со зрителем. Ты не работаешь только на камеру, от которой никакой особой отдачи нет. Телевизионная отдача приходит через время, после того как пройдет эфир. И при этом он должен пройти очень удачно. Тогда начинают люди узнавать, а то еще и не узнают... А театр ? это живое общение, которое не заменить ничем.
— Есть какие-то предложения сняться в фильмах и поучаствовать в проекте, где не будут эксплуатировать твой привычный актерский образ? Наверняка у тебя есть желание показать и то, что ты способна существовать так же талантливо в другом амплуа?
— Предложений пока таких нет. Это надо, наверное, чтобы совпали звезды и я встретила своего режиссера. Как в свое время встретились моя любимая Инна Чурикова и Глеб Панфилов. Что касается работы на телевидении, то там все просто. Зачем продюсерам заморачиваться на этот счет и что-то вымучивать, если есть уже популярный образ, который работает и приносит прибыль. А если говорить об экспериментальных работах в кино, то сегодня есть масса талантливых московских актеров и без меня.
— Ты ходишь на кастинги?
— Нет!
— Принципиально или некогда?
— Не успеваю. Хотя бывает, что просят выслать фотографии или видео. Практически всегда, когда отправляла, меня утверждали. И я всегда не приезжала на пробы. Потому что все одно и то же. Все однотипное. Было как-то, что мне предложили единственный раз сняться в полном метре, но опять был тот же образ бабищи. Я просто боюсь в нем погрязнуть и потеряться совсем. А мне это не надо! Я пока не вижу смысла одно и то же играть в разных проектах. Гонорары гонорарами, но мне совсем не хочется намертво свыкнуться с этим образом. Конечно, мне очень хочется чего-то нового и другого плана... Жду! И вообще, я очень соскучилась по классике и по хорошему слову.
Фото ? Наталья Катаева