Михаил Гасенегер сегодня, пожалуй, один из самых узнаваемых артистов Перми. И не только потому, что он в определенном смысле, пусть и на местном уровне, еще и телевизионная звезда. Достаточно один раз увидеть на сцене или на экране этого харизматичного и красивого человека, который всем своим существом внушает уважение и надежду на сохранение лучшего, чтобы уже не забыть никогда. Для ценителей крепкой русской театральной школы Михаил Исаевич ? предмет гордости. Для тех, кто классике предпочитает авангард, смешанный с новомодным эпатажем, он ? пример очень смелого, пластичного и современного актера. На телеэкране Гасенегер ? душевный и улыбающийся всему миру обаятельный ведущий. А какой он в кино, мы увидим скоро в сериале на одном из федеральных каналов. В свои 65 лет, несмотря на определенные сложности в жизни и карьере, Михаил Исаевич производит впечатление очень ироничного, остроумного и счастливого человека. А главное ? он не путает реальную жизнь со сценой и экраном. Возможно, в этом секрет его притягательности и искренности.
В 85-й юбилейный сезон Театра-Театра PRM.RU воспользовася возможностью поближе познакомиться с одним из самых интересных артистов труппы.
? Михаил Исаевич, вы в этом театре уже 22 года...
? Да, точно, с 1990 года. У меня в этом году юбилей какой-то такой тройной получается. 40 лет вообще работаю в театре, 22 года здесь и по жизни юбилей.
? А до этого театра вы где еще играли?
? До этого я работал в Тюмени очень долго. А начинал вообще в Екатеринбурге. Но мое первое образование ? медицинское...
? Вот оно что?!
? Правда я медицинский так и не закончил, после 4-го курса убежал. Я на скорой помощи долго работал, когда учился. Тогда и разочаровался в медицине... Получил, честно говоря, очень негативный опыт. Точнее, увидел негативную сторону человеческой жизни...
? Этот опыт пригодился в актерской профессии?
? Немного пригодился. Я практически все время учебы работал на скорой, сперва санитаром, потом медбратом. Работники скорой помощи с изнанкой человеческого бытия часто сталкиваются. Я ведь даже принимал роды прямо в машине, так что опыт в этом смысле хороший (смеется).
? Принял роды и пошел в актеры (смеются)... А на самом деле как вы пришли в профессию?
? В институте у нас в то время зарождалось увлечение КВН. То время для меня ? время стихов, романтики... все как-то так пошло...
? И привело в театр...
? Привело увлечение, да и среди друзей было много актеров!
? А что касается настоящего времени и Театра-Театра, вы, когда идете на репетицию или на спектакль, домашним говорите, что уходите на работу или все-таки в театр?
? Конечно, в театр! Работ у меня много, а театр один. Театр ? это семья!
Почему семья? Да потому что кроме спектаклей тут люди, которые всегда мне помогут и поддержат... Я никогда не забуду то, как я сюда пришел... А пришел я с очень больших ролей и хорошего положения, как у нас говорят. И здесь у меня с Иваном Тимофеевичем Бобылевым случилась проверка на вшивость. Первая роль, которую я получил, после того, как играл Астрова в Тюмени и другие крупные роли... В общем, иду смотреть распределение и думаю, что вот сейчас приду и... Читаю. А первое распределение ? Белоснежка и семь гномов, пожилой стражник.
? Ладно, что хоть не кушать подано...
? Ну это практически одно и то же было... Потом был эпизод, потом роль побольше и как-то так стал постепенно набирать. Потом, после того, как мне ногу ампутировали, именно в театре очень помогли. Подставили плечо... И у Бобылева совсем не зря в театре вторая кликуха была ? Дед. Он мне тогда как-то очень просто и без мужских сантиментов говорит: Давай вводись-ка во все спектакли обратно! Ну а я, как говорится, тут же и запрыгал. Я практически вернул весь свой репертуар...
? Это явно было непросто?
? Ну да...
? Что больше? Непросто физически или морально?
? Это было и физически очень непросто, потому что я восстанавливался достаточно долго. Это я сейчас могу чечетку бить, вон как в Горе от ума лихо танцую. И морально было сложно. Мне коллеги помогли. Они делали вид, что ничего не замечают. Вели себя как обычно. А у меня был единственный вопрос: Заметно или незаметно? А чего это вы такое лицо делаете? Все нормально (смеется). Вы с таким состраданием на меня смотрите...
? Ну, я же женщина... Я переживаю...
? (Хохочет) Не надо. Все О?кей!
? Хорошо. Не буду. Вернемся к ролям. И во времена Бобылева, и сегодня, вы занимаете в театре ведущее положение...
? (Перебивает) Нет! Не согласен я с тем, что у меня ведущее положение. Потому что ведущее положение сейчас занимает племя младое, нам знакомое и незнакомое... Я считаю, и не только я, а многие из моего поколения, что мы занимаем, ну назовем это так ? положение, соответствующее возрасту. Как это происходит в любом другом театре. Есть законы природы, с которыми не всегда хочется мириться. Но, слава богу, что у меня есть все равно какие-то роли...
? То есть все-таки хочется, чтобы больше занимали?
? Хочется.
? А как же быть с премьерой этого сезона, которая имеет оглушительный успех в Перми и, особенно у молодежи, ? спектакль Горе от ума? У вас там большая роль. Мне кажется, что как все актрисы мечтают сыграть Софью, а молодые актеры Чацкого, также и мастера ждут роль Фамусова. Вы когда-то хотели получить такую роль? И не смущает ли вас то, что играете не в классической постановке, а в ультрасовременном спектакле?
? Это смущает скорее зрителя моего поколения. Как мне сказала одна дама: Я пришла на спектакль за чувством. Этого чувства я у вас не испытала. У меня тоже сперва режиссерское решение вызывало некоторые вопросы во время репетиций, но потом абсолютно ничего не стало смущать... О том, мечтал ли я сыграть Фамусова или нет, не скажу, чтобы мечтал и грезил об этом... Как такового распределения у нас в театре сейчас нет...У нас сейчас, может быть, это и правильно, а может быть, и нет, идут кастинги. Просто режиссер подходит и говорит: Попробуй!. Кому он еще это говорит, я могу и не знать. Так и тут мы начали пробовать. Я очень долго вообще не знал, буду я это играть или нет. Сперва у меня вообще ничего не шло. Не шло, может быть, из-за того, что очень много актерской ржавчины накопилось, шлаков профессиональных, которые надо сдирать, которые надо убирать...
Сцена из спектакля «Горе от ума». Фото предоставлено пресс-службой Театра-Театра
? Это так называемые штампы?
? Ну да. Казалось, что все немножко не так. У Григорьяна (режиссер спектакля Горе от ума Филипп Григорьян. — PRM.RU) свои требования были. Я-то сам себя знаю, а режиссер впервые со мной столкнулся. Мне в работе всегда очень важно, как я говорю, взять на грудь, присвоить. И только когда все совсем уже присвоишь ? тогда уже в этом можешь кувыркаться и импровизировать, как хочешь. А режиссерам часто надо все сейчас и сразу. Ну а теперь мне, честно говоря, очень радостно играть в этом спектакле. Потому что Фамусов, на мой взгляд, ? это не сатирический персонаж. Это нормальный мужик. Он очень близок с Чацким. По многим вопросам он его понимает. Человек-конформист, который... которому не повезло по жизни...
Но он приспособился. Вообще у меня лично к Чацкому не очень хорошее отношение (смеется). Я согласен со своим героем, когда он говорит: Вот рыскают по свету, бьют баклуши, воротятся ? от них порядка жди. В принципе, если отбросить все ненужное: чувак ездил по заграницам, три года его не было, мужики ему туда отсылали денежки с имения, не учился, не работал, путешествовал, приехал на один день в Москву, навел кипишу, разрушил одну судьбу, вторую судьбу, третью судьбу, приехал к девочке вроде, так нет поеду опять по свету, а мужики мне будут опять посылать, где оскорбленному есть чувству уголок... ? и смылся... И все. Ну назвал он все вещи своими именами, которые и нормальные люди, вроде Фамусова, видят и знают.
? В последние годы у пермяков сложное отношение к театру, который прежде назывался драмой. Кому-то очень нравится то, что там происходит, кому-то ? наоборот. Безусловно, ваши многочисленные знакомые, высказывают свое мнение о нынешнем театре в разговорах с вами...
? У меня на гримерном столике есть фотография моего, как я его назвал, гуру, Евгения Михайловича Шальникова. Его супруга Валентина Иосифовна как-то пришла на спектакль уже после того, как в театре все поменялось и ее оценка была очень любопытная. Я после спектакля спрашиваю ее: Как? Она говорит: Про спектакль ничего не буду говорить. Но я вышла в фойе в антракте ? поздороваться не с кем! Понимаете ? поздороваться не с кем... Старые театралы ушли. Многие ушли... (вздыхает)
? До сих пор не вернулись?
? На какие-то спектакли возвращаются. А лично у меня неоднозначное отношение к тому, что происходит в театре... Но вообще-то не надо стараться обязательно победить в каком-то споре. Можно согласиться или не согласиться, так же, как я для себя очень четко делю наши спектакли. Что-то мое, а что-то ? не мое совсем! Понимаете, я не очень верю артистам и режиссерам, которые говорят, что им безразличен успех зрителя. Я в это не верил никогда. Не верю, когда говорят: Нам важно самовыразиться и наплевать ? будет успех или его не будет. Успеха зрительского хотят все, потому что нет зрителя ? нет театра. Поэтому я хочу, чтобы наш театр был театром для города, а не город для театра. Хочу, чтобы... театр оставался семьей, а эта семья пользовалась уважением у горожан.
? Коли вы до сих пор работаете в Театре-Театре и мы беседуем в гримерке, то вас тут точно еще что-то держит, кроме близких друзей в труппе...
? Ну конечно. Сейчас держит интерес к тому, что пришло в театр. Бесполезно жить прошлым и тем ах, как у нас было, ах, как это было, ах, вот это, ах, вот то. Все это бесполезно. Пришла новая генерация людей с новыми мозгами. Пришли люди, воспитанные в свободе. Я им сейчас очень завидую. Завидую, что мне в это время сейчас не 30. И, конечно, мне очень интересно их мышление, их взгляд на какие-то вещи. Вот, допустим, интересно было работать с Филом над Горем от ума. Потому что такие люди они очень свободные. Они могут позволить себе все. Как это прочтется, как это оцениваться будет ? их не очень волнует. Они свободны в своих изъявлениях, в своих мыслях, в своем творчестве. Естественно, мне это любопытно. Мне сейчас очень интересно жить. И здесь, конечно, хочется быть занятым в репертуаре. А что это за актер, если он не хочет быть занят... Мне сегодня тут интересно, любопытно и азартно.
? Есть спектакли, по которым вы очень скучаете? Те, что ушли из репертуара. Где вам, как актеру, было хорошо, комфортно, вы любили свою роль и сам спектакль. Потому жаль, что сняли... вроде как ? не наигрался.
? Да, у меня был спектакль Джентльмен. Я из него ушел по причине того, что началась моя больничная эпопея, с обрезаниями (смеется), как я это называю. Вот этот, пожалуй, спектакль жаль. Я не наигрался, наверное, в Островском Правда хорошо ? а счастье лучше. Любопытная у меня была роль в спектакле Мильграма Варвары. Хороший был спектакль, но в репертуаре недолго стоял. Я его совсем не наигрался.
? Вы в Перми известный, скажу больше ? популярный человек. Когда идете по улице, вас узнают больше как телеведущего или артиста из театра?
? Как телеведущего.
? Не обидно?
? Да это нормально сейчас. Потому что театралов все равно сейчас немного. И я последнее время столько и не играю, как раньше.
? Работа на телевидении что дает? Я так понимаю, вы наверняка, выражаясь современным языком, не заморачиваетесь на славу, успех и узнаваемость...
Ведущий ТК ВЕТТА. Фото с сайта vetta.tv
? Очень интересная история произошла с телевидением. Во-первых, с Веттой, где я сейчас веду эфиры. Мне вообще нравится эта телекомпания. Объясню почему. Она про жизнь, про людей и какая-то позитивная и добрая. А вообще я думал, что пойду к Нине беседовать и обязательно скажу следующее. Если бы существовал просто Добрый театр, я бы там бесплатно работал (смеется). Потому что очень не хватает добра, позитива, соучастия. А мне очень нравится в русском языке предлог со. Когда ты со-чувствуешь, со-участвуешь, со-переживаешь, со-перничаешь... И на телевидение меня этим привлекли. Когда-то на Т7 была передача Вечерний свет, она была по заказу комитета по социальной защите населения... Меня пригласили тогда Любшина Ольга Сергеевна и Малиновская Галина Николаевна, видимо, учитывая мое здоровье и знакомство с этими делами. Так вот ? была передача для социально незащищенных, говоря чиновничьим языком, для инвалидов и стариков. И я все время 5 лет заканчивал эту передачу одной фразой: Будем жить. И старики меня встречали где-то в трамвае или на улице, смотрели на меня и говорили Будем жить?. На что я отвечал: Да, обязательно будем жить! Меня это очень грело, потому что кто еще о них скажет. Потом все это дело с передачей прикрылось. И меня на Ветту пригласили, где мы с Мариной Мальцевой вели программу под названием Точка печали. Мне все это созвучно, потому что это со-участие, оно как у Пушкина... И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. Что в наш жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал. Вот, по-моему, здесь вся программа всего искусства: Добро, Милость и Свобода.
И вот в этом плане телевидение ? то, что дает этот позитив, и меня очень устраивает в этом плане политика Ветты.
? А не бывает ли у вас внутреннего сопротивления, когда в Утреннем вестнике вы читаете подводки про славные дела, например, мэра, но при этом знаете о грязи, которую власти не могут и не хотят победить или реальные проблемы реальных людей?
? Конечно, бывает. Бывает, что... Я какие-то вещи понимаю. И в то же время думаешь, а если я буду утром человеку рассказывать: Это мне не нравится, а это плохо и так далее. Тем более что в моих текстах чаще не оценочная информация, а констатация каких-то фактов. Состоялось то-то, то-то, то-то, будет то-то и то-то. А вообще утро все равно должно начинаться с позитива.
? Тогда давайте поговорим об еще одной стороне вашего творчества. О съемках в кино. Особенно о том, где вы играли милиционера...
? Слушайте, откуда у вас такая шикарная информация обо мне? (смеется)...
Да, я все прошлое лето снимался. Сейчас очень жду выхода этого фильма. Он называется Уральская кружевница. Это такое русское кино индийского разлива (смеется).
? Мелодрама?
? Скорее полусказка получилась. Я там играю сельского участкового по фамилии Уваров. Такой простоватый мужик, бабник. Мне материал очень понравился. Это фильм о слепой девушке, которая живет в очень-очень далекой провинции и владеет секретом плетения палестинских кружев. Действие происходит в Риме, в Париже, в Москве и в поселке. Мы снимали в Кыну на реке Чусовой. Природа там потрясающая.
? Это ваш первый опыт в кино?
? Нет, я снимался еще на Свердловской киностудии в нескольких фильмах, правда, ни одного так и не видел. Они сняты ? и куда-то там делись, не знаю...
? Вы очень колоритный актер. И по игре и внешне. Созданы для экрана, на мой взгляд. Никогда не было сожаления, что в Перми не развита киноиндустрия?
? А ей здесь не надо быть развитой. Сейчас к нам приезжает масса съемочных групп. Потому что в сериалах мелькают одни и те же московские физиономии. И они ищут свежие лица, они приезжают... А что касается лично меня, то я считаю, что самый большой человеческий недостаток ? это чувство собственной исключительности и полноценности...
? Но такое в театре очень часто встречается...
? Очень-очень часто. Но это ? лишнее. К себе нужно относиться с большой иронией и уметь посмеяться над собой.
? Вы довольны своей судьбой?
? Я доволен своей работой. Своей судьбой? Хотелось бы, чтобы обе ноги были все-таки местные (смеется). Были у меня разные времена и разные ситуации в жизни. Дай бог еще немножко побыть на плаву...
? Я надеюсь, что ваше жизнелюбие и доброта, которую вы отдаете, чаще все-таки возвращается...
? Ну да, хорошо бы так жить подольше. Сейчас вот внук родился. Назвали его Яном. Новая радость... Я считаю, что в любой ситуации человек все-таки должен на свои собственные силы рассчитывать. Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни Царь и ни Герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой. Поэтому только сам. Я думаю, если с театром вдруг что-то не будет получаться, а надо будет как-то существовать, то ? есть одна нога, есть голова, есть две руки, есть машина ? пойду бомбить (смеются)...
? Дороговато будет стоить поездка с таким человеком, как вы!
Беседовала Нина Соловей