19 мая в СССР отмечался День пионерии. Пионерское прошлое есть у каждого жителя нашей страны старше 30-ти. А сколько фильмов снималось про благородных отроков, совершающих подвиги! Мы вспомнили самые смешные из них.
Идеологически правильные пионеры - это, конечно, Тимур плюс вся его команда, нудный образцово-показательный Миша из Бронзовой птицы и Кортика и многие другие, словно по шаблону нарисованые, приличные мальчики. Однако повзрослевшие и пережившие Комсомол-перестройку- развал Союза- кризис дяди и тети вспоминают чаще самых отвязных или нестандартных героев. И фильмы хочется пересматривать смешные. Ведь они горазде интереснее! А хорошим девочкам, в том числе, и зрительницам женского пола, как водится, нравятся хулиганы.
Символами желанной свободы в советском кино стали веселые простые парни, иногда с тройками в дневнике, с синяками и кучей приключений в резюме. Или странные, как говорят, не от мира сего. Сегодня картины про неотличников или школьников вне стандарта с удовольствием смотрят и дети созревших пионеров.
Пожалуй, первый самый яркий фильм про школьников, режиссер которого попытался показать, что дети бывают разные. А не только идеологически выверенные ботаники и герои.
История создания: Советская комедия Элема Климова была снята в 1964 году. Фильм поразил зрителей юмором, специфичным для пионерских лагерей и острой социальной сатирой на хрущевскую эпоху. Смелая по тем временам концепция!
Прежде, чем картина вышла в широкий прокат, ее просматривал худсовет. Режиссер вспоминал: Весь фильм стояла гробовая тишина. Естественно, думали, что картина с треском провалилась. Лента закончилась, и в такой же гробовой тишине товарищи покинули кинозал. Фильм немедленно положили на полку, в частности, худсовет охарактеризовал финал, как издевательство над кукурузной программой, в то время активно продвигавшейся Хрущевым.Однако буквально за несколько дней до (1 Мая) кто-то сумел уговорить генсека посмотреть. И Хрущев смеялся, а потом спросил: А чего вы этот фильм держите? Смешно ведь, пускайте в прокат. Все: антихрущевский фильм разрешил сам Хрущев!
Фильм вышел на экраны страны 9 октября 1964 года, а Постановление Пленума ЦК КПСС о снятии Н. С. Хрущева - через неделю.
Герой: Пионер Костя Иночкин. По сюжету набедокурившего мальугана изгнали из рая вкусных котлет, компотов, развлечений и игр. А он, как ни в чем ни бывало, возвращаестя в лагерь и прячется в будке. О том, что Костя в лагере, знают абсолютно все... кроме директора-самодура. Скромный и простой парень, которому сочувствуют и подкармливающий горе-ребенка персонал, и ребята. Он завершает свой путь в фильме триумфатором, в самой престижной должности - в роли Царицы полей -Кукурузы на параде.
Факты: По сюжету детям показывают в кинотеатре французский фильм Фанфан-тюльпан. В советском кинопрокате он имел возрастные ограничения с 16 лет. Поэтому вожатые, собравшиеся возле киномеханика, все сомнительные сцены закрывали от школьников картонкой.
Цитаты: Фильм просто-таки разобран на крылатые выражения.
Девочка с обручем: Здесь зрители аплодируют, аплодируют, кончили аплодировать
Товарищ Дынин: Что ни день ? сто грамм, что ни день ? сто грамм
Особенно очаровательна песенка про космонавтов, бестактно сорванная товарищем Дыниным.
Ну и конечно классика: А че это вы здесь делаете? Ааа?
Приключения электроника
Этот фильм про несуществующего мальчика-робота со сверхспособностями стал хитом начала 80-х.
История создания: Картина была снята на Одесской киностудии по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова Электроник ? мальчик из чемодана и Рэсси ? неуловимый друг. Премьера фильма состоялась в 1980 году.
Планировалось, что Электроника и Сыроежкина сыграет один мальчик, но режиссер задумал снимать близнецов, и ассистенты отсмотрели больше сотни пар братьев по всей стране. Владимир и Юрий Торсуевы были по счету 368-й парой. На эти пробы ребята пришли в лютый сорокоградусным мороз, и кроме них больше никто на кастинг пришел. От исполнителей главных ролей требовалось, чтобы юные артисты умели играть на гитаре, танцевать под музыку, ездить на мопеде и хотя бы немного петь.
Герои: Два внешне абсолютно одинаковых парня отличаются по характеру, как небо и земля. Зануда перфекционист, отличник, поющий голосом Лоретти и нормальный такой хулиганистый любитель прогуливать ненавистные занятия, лодырь. Да, Сыроежкин далек от идеала. Даже дома ему тесно и поэтому он предпочитает проживать в гараже, где сам себе хозяин. Зато у него есть главное преимущество : он, в отличие от своего клона, ? человек. С обаянием, с живыми эмоцими. То есть, именно тот, кем мечтает стать Элктроник.
Факты: Цветопередача советской пленки Свема была такова, что молодым актерам приходилось накладывать плотный грим и ярко красить губы (и только розовой помадой, потому что красная на пленке имела синеватый оттенок). А еще братьям красили волосы в яркий блонд по моде тех лет.
Музыку к фильму написал композитор Евгений Крылатов. Режиссер заставлял композитора по нескольку раз переделывать мелодию. Дошло то того, что однажды Крылатов, споря с шефом, побрел в тапочках на босу ногу и без пальто до Белорусского вокзала, а на улице стояла холодная осень.
Цитаты :
Урри, где у него кнопка ?
- Руки у тебя золотые!
- Нет, только контакты платиновые.
У, чурбан железный, чтоб ты заржавел!
- Чего ты хочешь?
? Быть как вы.
? Точнее.
? Всегда поступать по-своему. И делать то, что мне нравится. В общем, быть человеком.
Приключения Петрова и Васечкина
История создания: Снятая в 1983 году картина впервые была показана год спустя. Фильм получился похожим на сериал: общего сюжета он не имел, а делился на 5 историй. Кинокомедия сразу же стала суперпопулярной среди детей и взрослых.
А вообще персонажи Петров и Васечкин впервые появились на экране в киножурнале Ералаш в 1976 , но их фамилии там даже не упоминались. Через пару лет в Ералаше вышел выпуск № 15, где был ролик Я играю на гармошке, в котором главный герой получил фамилию Васечкин (Петров там был второплановым персонажем). А вскоре уже оба парня появились в тележурнале Переменка.
Кстати, для автора - Владимира Аленикова - фильм стал автобиографическим. Образ Васечкина он создал на основе самого себя в том возрасте, а прообразом Петрова стал друг его детства Петя Брандт.
Вначале лента попала под жесткую цензуру, но в то же время с успехом прошла по зарубежным кинофестивалям. В 1983 году после отказа со стороны всех инстанций Алеников сумел пригласить на просмотр дочь первого секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова, работавшую замом главного редактора журнала Музыкальная жизнь. Ну и все решилось в пользу картины.
Герои: Два мальчика, влюбленных в свою одноклассницу, отличницу Машу, пытаются хоть как-то угнаться за прекрасным большеглазым кумиром, но постоянно попадают в нелепые ситуации. То переусердствуют в ремонте класса, так что дверной проем заклеят обоями, то испортят спектакль про Красную шапочку, то играют в рыцаря Дон Кихота, разрушая все и вся на своем пути. Гордая успешная красавица относится к ним снисходительно. Но можно только позавидовать их упорству и оптимизму.
Факты: Егора Дружинина, который в детстве сильно шепелявил, в фильме озвучивал Игорь Сорин, будущий солист группы Иванушки International (с 1995?1998). Тем не менее реальный голос исполнителя главной роли в картине все же можно услышать. В самом начале в песне О родителях есть момент, когда Васечкин произносит нараспев две реплики (Но рядом ходят взрослые ? они все знают лучше и Ах, мы бы все, поверьте, так здорово придумали). Дружинина в этом месте не переозвучивали.
За съемочный день дети-актеры получали по 5 рублей. Работа над фильмом продолжалась 2 года.
Цитаты:
Какой же это бык? У него вымя. Это корова!
"Какая хорошая девочка! Как она замечательно рисует!"
"И пилит"
Эх, Маша...Ладно, ладно...
Гостья из будущего
История создания: Детский пятисерийный телевизионный художественный фильм был снят в 1983?84 годах кинорежиссером Павлом Арсеновым по мотивам фантастической повести Кира Булычева Сто лет тому вперед (1977). И тоже стал культовым. О несомненной популярности картины свидетельствует появление в детском фольклоре анекдотов про некоторых его персонажей.
Во второй половине 1980-х фильм сделал настоящей звездой 12-летнюю московскую школьницу ? юную киноактрису Наташу Гусеву, сыгравшую роль Алисы Селезневой.
Как обычно случалось в советском кинематографе, исходный сценарий из-за цензуры изменился местами до неузнаваемости, многие вещи, написанные у Булычева, в фильм так и не вошли.
Например, пираты в исполнении Вячеслава Невинного и Михаила Кононова были любимы зрителями ничуть не меньше положительных персонажей. Высокие технологии позволяли им перевоплощаться в кого угодно, что добавляло сюжету закрученности. Однако некоторые эпизоды начальство вырезало.
Пропал и момент, где Коля ведет диалог с флиппом (по сценарию летающее такси называлось, кстати, пузырем). Коля берет управление на себя, а агрегат говорит, что мальчик превысил скорость и что игры в пиратов в воздухе запрещены.
Факты: В сцене, где отец Алисы разговаривает с ученым-Крысом на его родном языке, в качестве имитации инопланетной речи используется запущенная задом наперед фраза-скороговорка От топота копыт пыль по полю летит.
Осенью 2001 года в московском парке Дружбы близ станции метро Речной вокзал была заложена рябиновая аллея в честь Алисы, на открытие которой был приглашен Кир Булычев.
Миелофон, вокруг которого разыгрался весь сыр бор, изобразил обычный уральский сувенир, полупрозрачный, необработанный кварц.
А крокодил, которого изучала Алиса, был сделан из пенопласта и выглядел ненатурально по вине водолазов. Им не удалось его достаточно притопить.
Герои: Сама Алиса, конечно, эталон и мечта. Именно о таких школьниках грезили учителя: примерное поведение и одни пятерки. Но уж слишком нереальной она получилась! Даже страшно. А вполне земной мальчик Коля вышел слишком любопытным. Как впрочем, и весь класс, в который попадает гостья из будущего. Приключения с миелофоном им гораздо интересней, чем уроки. Зато Алису спасли.
Цитаты:
Девочки в пижамах, остановитесь!
Ну понимаете, я за кефиром пошел, а тут такие приключения!
И наконец незабвенное: Алиса, у меня МИЕЛАФОН!
Каникулы строгого режима
История создания: Кинокомедия 2009 года режиссера Игоря Зайцева, снятая по мотивам одноименного романа Андрея Кивинова и Федора Крестового.
Фильм пользовался большим зрительским успехом ? за первые две недели проката в России он собрал больше $15 млн, что является одним из самых лучших показателей за историю отечественного кинопроката. А за все время проката в нашей стране собрал $17 566 040.
Как писали критики, главное достоинство картины ? практически полное отсутствие туалетного юмора. Меж тем фильм изобилует милицейским юмором и также цитатами прошлых лет. Это и Джентльмены удачи, и Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен, и Калина красная.
Герои: Перед зрителем предстает не то что неправильный пионер, а целых два неправильных вожатых. Матерый вор-рецидивист по кличке Сумрак, беглый зек, авторитет для всех заключенных и Евгений Кольцов ? бывший милиционер, случайно убивший коллегу по работе. Герой Сергея Безрукова не стесняется в выражениях, наводя порядок в лагере, и даже не знает, кто такой Макаренко, а лох-несское чудовище называет лоховским. Но дети без ума от его изобретательности и находчивости. Ему даже удается очаровать воспитательницу.
Факты: Автор романа, по которому поставлен фильм, ? Андрей Кивинов - много лет проработал в органах, а его коллега по перу Крестовой сам девять лет провел на зоне.
Первый показ картины состоялся в Федеральной службе исполнения наказаний.
В сцене на празднике в пионерлагере звучит слегка измененная главная тема из фильма Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины
Цитатами могли бы стать все цветастые тирады на бандитском жаргоне от Сергея Безрукова:
- А весла нет?
? Какого весла?
? Виктор Сергеич ложку просит.
Я те че, бык театральный?
- Может водочки?
-А пиво есть?
-Пива нет. Здесь же дети!
? Ты че, мусор? Какой я тебе черт?
? Какой я тебе мусор? Мы не на зоне. Здесь черт ? сказочный персонаж, а петух ? птица.
Кому не доходит через голову, постучу в печень!
Фото с сайта dcp.sovserv.ru