Для семейного микропутешествия в субботу рассматривались два варианта: Успенка или Белая гора. Решили ехать в Успенку. Аргументы: всего 80 километров от Перми, дорога хорошая, а если в субботу утром, еще и пустая, храм на ремонте, то есть туристов минимум. Совсем рядом Казанская женская пустынь или Красная горка – настоящая крепостица, новодел, правда, но все же. Получается два одном.
Еще мне показалось, что истории о Чусовских городках для пятилетнего ребенка будут интересней, чем о Белогорье. Все-таки Успенка – это и православный храм, и Строгановы, и Ермак... Решено: едем искать клады Ермака. С собой, понятно, детская лопатка для снега. Снег белый, игра в «археологию» у нас тоже «белая», понарошку.
За что Строгановы выгнали Трифона?
Часть исторической справки, в переложении на детский, такая. Давным-давно очень богатый дядька Строганов добывал здесь соль. Чтобы разбойники соль не воровали, построил там городок. Он из-за своей соли много городков построил. Это место стали называть Нижний Чусовской городок. Отсюда отправился в свое опасное путешествие в Сибирь дядька-атаман Ермак. Его специально для этого Строганов позвал. Ермак собрал маленькое, но храброе войско и ушел через Уральские горы завоевывать новые земли. По пути встречал разбойников, отбирал у них золото и, чтобы с собой тяжести не тащить, сразу зарывал его в землю.
Через много лет Нижний Чусовской городок ушел под воду. От него теперь только остров на реке Чусовой остался. На острове, в память о Ермаке и его дружине, стоит маленький памятник.
История о Трифоне и монастыре уже для взрослых. Чуть раньше Ермака на реку Чусовую пришел преподобный Трифон, архимандрит Вятский да еще и чудотворец.
На правом берегу реки, на почти отвесной горе высотой около 100 саженей, напротив городка (впоследствии превратившегося в село Нижне-Чусовские Городки) он поставил себе хижину.
Своей активной деятельностью на пермской земле Трифон отдаленно напоминает галериста Марата Гельмана. Пришелец, чудотворец, активно продвигающий свои позиции, изгоняющий бесов и топчущий привычную местному населению языческую веру. Часть народа потянулась к пришельцу, часть оттолкнула.
Первым делом Трифон выгнал со своей горы злого беса. К Трифону шли люди с Чусовой, с Сылвы и из иных мест ради молитвы, благословения, ради святого поучения. Скоро стало ясно, что имеют место явные чудеса исцелений. Со временем вокруг него сплотилась и дружная монашеская община.
Все бы хорошо, но однажды православный герой устроил пожар, корчуя лес под пашню. По технологии он сжигал пни и деревья на будущем огороде. Налетевшая буря разнесла искры, и у соляных варниц сгорели запасы дров. За эту провинность Григорий Строганов со словами: «Отче святый, благоволи отьити от моея вотчины» попросил Трифона покинуть чусовские земли.
Весенняя Успенка
По пути суть да дело. Погружаемся в тему. Дорога пролетела незаметно. Жаль, подвела погода. Вместо обещанных слякотных, но солнечных плюс шести твердый и скользкий минус. И небольшая метель...
«На высоком правом берегу Чусовского залива раскинулось село Успенка», пафосно сообщают туристические путеводители. На деле, свернув с трассы по указателю, пару километров приходится ехать по покрытому толстым льдом проселку. Сразу видно – весна.
Село Успенка раскинулось так, что здесь по переписи 2002 года проживает аж 300 человек. Дома улицы Центральной тонут в сугробах. Особенно Дом культуры.
Храм в Успенке имеет статус скита Пермского Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря. Во дворе несколько построек и гора дров. Здесь нет водопровода и газа. Колоть и складывать поленницу помогают добрые люди.
Служителей у храма всего двое. Настоятель отец Гурий и иеродьякон Никон. Церковь на ремонте. Перед входом – тающий рождественский вертеп.
Внутри все как обычно во время ремонта. Штабелем лежат доски, стены почищены и заново отштукатурены. В одном углу на стеллажах спрятаны присыпанные пылью запасы святой воды. В другом – коробки с восковыми свечами. Ремонт идет по благословению и скоро завершится.
«Газ нам обещают уже давно, но, глядишь, до морковкиного заговенья проведут», – шутит настоятель храма Отец Гурий. Он ушел в служение Богу в 1999 году, поговаривают, из-за несчастной любви. В Успенке батюшка работает с 2010 года. В ремонте участвует сам, поэтому одет просто.
«На Крещенье было много людей. Всю ночь жгли свечи, так что закоптились свежеотштукатеренные стены. Сейчас перерыв, туристов мало, успеваем ремонтировать, – продолжает собеседник. – К Успению купол установим. Он будет золотой, ну, вы знаете, сейчас нитрит титана напыляют, и выглядит, как золото. Я хочу деревянный кремль вокруг храма построить, чтобы людям сказка была. Место ведь здесь интересное».
Колокольня у храма снесена. Ее тоже планируют восстанавливать. Рядом построена временная звонница. В гараже, что рядом с трапезной, временно живет лошадь Зайка.
В сугробе утонул в очередной раз поломавшийся китайский трактор. На его капоте надпись «Ненавижу китайскую промышленность». Это дело рук иеродьякона Никона. В его жизни было много тракторов, и этот не самый лучший. Все болтается, отпадывает и ломается.
По крутому склону речного берега вьется тропа к купели со святым источником. Вдоль нее стоят осветительные столбы с выключателями. Хозяева умеют экономить. С тропы виден остров – все, что осталось от Нижне-Чусовского городка. Черной точкой на снегу едва виден памятник Ермаку.
Купели прячутся в каменистой складке берега. Все чисто и аккуратно. Купелей две, они укрыты деревянным срубом. Чуть ниже бьет источник. Замерзшие брызги образовали маленькую ледяную сказку. Рядом, на крутом обрыве, видны свежие следы лисицы. Рыжая явно за кем-то охотилась, иначе какой смысл ей было лазить по такой круче. Хрестоматийная картинка лисьего следа – в любом пособии для охотника можно встретить.
Когда ходили к купели, пытались найти клад. Лопата сломалась. Клад остался местной тайной. Отец Гурий трудился внутри храма, отвлекать его от работы больше не хотелось. Проводила нас местная собака – хромая, добродушная дворняга.
На Красную горку времени уже почти не оставалось. Поэтому заглянули в экспресс-режиме. На вершине горы – пронизывающий ветер и кладбищенские кресты. Крепость весьма живописна. Подробнее обязательно стоит познакомиться в следующем путешествии, когда дни станут немного потеплее, а грязь на дорогах высохнет.
Если есть желание посетить Успенку и Красную горку, на поездку следует запланировать не менее восьми–десяти часов. На посещение церкви и купели в Успенке хватит пяти часов. Маленькие дети не успеют устать. Взрослым не успеет надоесть. Летом можно просто свернуть по пути с трассы и для бодрости окунуться в купель.
При написании текста использована информация с сайта Svyato.info.