Реклама, которую крутили по телевизору лет двадцать назад, серьезно отличается от современной. Тогда в роликах не стеснялись показывать алкоголь (запрет начал действовать позднее), а для продвижения чего угодно часто использовали сексуальные образы.
Одним из производителей рекламы в Перми в то время была компания «Кама ТВ». Ее старые видео сейчас можно увидеть на одноименном YouTube-канале. Мы посмотрели их все и выбрали десять — те, что отлично характеризуют ушедшую эпоху и выглядят непривычно по современным меркам. Сразу предупреждаем, что наш материал не рекламный: многие организации того времени уже не существуют, а те, что остались, теперь продвигают свои товары и услуги иначе. Возрастное ограничение подборки: 18+.
Сегодняшней рекламе торговых центров или фирменных отделов можно противопоставить видео двадцатилетней давности об открытии рынка с теплыми и холодными местами для продавцов. Можно посмотреть, как одевались люди, что продавали, как выглядели торговые прилавки.
«Боги не так высоко, как кажутся», — сообщали в другом ролике. И приглашали на «пермский Олимп» — в микрорайон Вышка II, где гостей ждал ресторан «Зевс» с «божественной кухней».
Бессменный ведущий программы «Дежурный по городу» телеканала «Рифей» Игорь Гиндис в конце 90-х пробовал себя в качестве актера рекламы. Он демонстрировал, что финские пакеты могут выдержать большую нагрузку, при помощи бутылок пива.
— Во время съемок синхронный звук записался с браком, а аппаратура тогда не позволяла проверить всё сразу, — рассказал 59.RU владелец «Кама ТВ» Сергей Гусельников. — Обнаружили брак, только когда кассету доставили на студию. Переснимать уже времени не было. И мы записывали звук много раз так, чтоб Гоша попал в свою же артикуляцию. Очень долго монтировали — тогда всё это делалось не на компьютере, а на магнитофонах, где очень сложно попасть в артикуляцию.
Кировский завод рекламировал свои краски с помощью мультфильма: в кадре два нарисованных павлина мерились разноцветностью.
Реклама справочника «Желтые страницы» была по-настоящему заедающей: пропеваемый номер телефона застревал в памяти.
Сейчас двусмысленными фразами в рекламе никого не удивишь: мы привыкли к ним в конце нулевых и начале десятых, когда были популярны слоганы типа «Сосу за копейки» (речь о пылесосе) или «Закопай тещу в песок» (то есть отправь на море). Но в начале нулевых такие рекламы еще вызывали реакцию. Например, в ролике компьютерного магазина Froggy одна студентка делилась с другой: «У Вовки — семнадцать дюймов!»
Довольно неожиданная по современным меркам идея видео: полуобнаженные девушки с боди-артом (попросту говоря, раскрашенные) рекламируют сантехнику, призывно ее поглаживая. Сегодня это назовут китчем, а двадцать лет назад воспринималось совсем иначе.
Политическая реклама в начале двухтысячных была менее завуалированной, чем сейчас. О депутатах рассказывали «в лоб», без отвлеченных ассоциаций: «Илья Неустроев установил "лежачие полицейские" вблизи школ города — и число детей, сбитых машинами, резко сократилось» (ролик снят в 2003 году, когда его герой был депутатом регионального Заксобрания).
В одном видео легко могли показать ребенка и упомянуть пиво. Пример — реклама цветных чипсов, которые предлагали и детям, и взрослым.
И напоследок — ролик для ностальгирующих по старым добрым временам: в кадре старое здание аэропорта Большое Савино. Уже и не верится, что когда-то оно казалось вполне удобным и современным.
Ранее мы рассказывали, как выглядела Пермь в старых художественных фильмах.