Развлечения Куда поехать туристу в Прикамье репортаж К смотровым площадкам — по пояс в снегу: проверяем туристическую инфраструктуру Ветлана

К смотровым площадкам — по пояс в снегу: проверяем туристическую инфраструктуру Ветлана

Он оказался самым неприспособленным для туристов объектом из тех, что мы инспектировали

Высота Ветлана — около 100 метров | Источник: Юрий ЛысковВысота Ветлана — около 100 метров | Источник: Юрий Лысков
Высота Ветлана — около 100 метров
Источник:
Юрий Лысков

Сегодня мы завершаем серию материалов, в которых журналисты 59.RU проверяют на себе туристическую доступность природных достопримечательностей Пермского края. Мы уже побывали в Каменном городе и на Усьвинских столбах. Сегодня мы приехали на север нашего края, в Красновишерский городской округ, чтобы взобраться на камень Ветлан.

Источник:
Сергей Федосеев

Что такое Ветлан


Ветлан — это отвесная скала, расположившаяся на левом берегу реки Вишеры. Ее высота относительно реки достигает 100 метров, а если считать высоту над уровнем моря, то 263 метра. Каменная стена с множеством утесов простирается вдоль Вишеры на полтора километра.

Ветлан простирается вдоль берега Вишеры на полтора километра | Источник: Юрий ЛысковВетлан простирается вдоль берега Вишеры на полтора километра | Источник: Юрий Лысков
Ветлан простирается вдоль берега Вишеры на полтора километра
Источник:
Юрий Лысков

С вершины Ветлана видно вторую достопримечательность Красновишерского округа — камень Полюд. Он находится на другом берегу Вишеры. За один день (а тем более зимний, когда темнеет уже в 17 часов) взобраться на обе вершины вы точно не успеете, поэтому лучше всего приезжать на выходные.

Вершина Полюда | Источник: Сергей ФедосеевВершина Полюда | Источник: Сергей Федосеев
Вершина Полюда
Источник:
Сергей Федосеев

Также с Ветлана вы можете увидеть небольшие искусственные островки в центре Вишеры. Это так называемые ряжи — уникальные для России объекты, которые в 20–30-е годы прошлого века строили заключенные Вишлага. Они представляют собой небольшие деревянные срубы, доверху заполненные камнями. Он них к берегу натягивали тросы и таким образом ловили и сортировали деревья, которые в те времена сплавляли по Вишере для нужд местного комбината.

Сейчас ряжи заметены снегом, но разглядеть их всё равно можно | Источник: Юрий ЛысковСейчас ряжи заметены снегом, но разглядеть их всё равно можно | Источник: Юрий Лысков
Сейчас ряжи заметены снегом, но разглядеть их всё равно можно
Источник:
Юрий Лысков

Как сюда добраться


Доедут до Ветлана только отъявленные путешественники. Камень находится более чем в 300 километрах от Перми. Это чуть больше пяти часов езды на машине, а затем подъем на сам камень. Если поедете зимой, советуем выезжать из Перми часов в пять утра, а лучше даже раньше, ведь световой день очень короткий. Нам едва хватило времени, чтобы всё осмотреть до того, как начало темнеть.

Река Вишера | Источник: Юрий ЛысковРека Вишера | Источник: Юрий Лысков
Река Вишера
Источник:
Юрий Лысков

Добраться до Ветлана можно как на машине, так и на общественном транспорте (но тогда будьте готовы пройтись лишние пару километров).

Дорога на машине

Сначала вам нужно добраться до Красновишерска. По дороге вы будете проезжать Березники и Соликамск, так что если будет время, можете заскочить и туда. Дорога до Красновишерска займет около пяти часов. После этого вам нужно проехать еще около 5 километров до поселка Набережный. Местные называют его «Экспедиция».

Указатели на остановке в поселке Набережный | Источник: Сергей ФедосеевУказатели на остановке в поселке Набережный | Источник: Сергей Федосеев
Указатели на остановке в поселке Набережный
Источник:
Сергей Федосеев

Там вас встретит информационный стенд и указатель. Забавно, кстати, что на указателе есть QR-коды. Они ведут на сайт местной администрации, в раздел «Туристическая навигация». По задумке, видимо, там должна быть какая-то полезная информация, но там пустая страница.

Вот так выглядит страница, куда ведут QR-коды | Источник: Сергей ФедосеевВот так выглядит страница, куда ведут QR-коды | Источник: Сергей Федосеев
Вот так выглядит страница, куда ведут QR-коды
Источник:
Сергей Федосеев

На сам Ветлан существует две дороги — верхняя (через лес) и нижняя (вдоль реки). Летом по нижней дороге можно подъехать к самому подножью. Но сейчас, по словам местных, дорога и тропа наверх заметены и по ним никто не ходит, поэтому ничего не остается, как идти по верху. Да, именно идти, так как машина по лесной тропинке не проедет.

Невероятные виды | Источник: Юрий ЛысковНевероятные виды | Источник: Юрий Лысков
Невероятные виды
Источник:
Юрий Лысков

От Набережного вам нужно доехать до туристической базы «Родники». С парковкой здесь проблема. Оборудованных расчищенных площадок в округе нет. Нам пришлось договариваться с сотрудником базы и платить за стоянку на ее территории 100 рублей.

Ветлан сверху | Источник: Юрий ЛысковВетлан сверху | Источник: Юрий Лысков
Ветлан сверху
Источник:
Юрий Лысков

Дорога на автобусе

Если у вас нет личного авто и даже друзей с машинами, которые готовы поехать на Ветлан с вами, то отправляйтесь на автовокзал. Оттуда до Красновишерска можно уехать на прямом автобусе № 752. Актуальное расписание смотрите непосредственно перед поездкой.

Красновишерский автовокзал | Источник: Сергей ФедосеевКрасновишерский автовокзал | Источник: Сергей Федосеев
Красновишерский автовокзал
Источник:
Сергей Федосеев

Автобус останавливается рядом с красновишерским автовокзалом, но там вам делать нечего. Здание больше напоминает заброшку. Когда мы зашли, внутри не было ни пассажиров, ни сотрудников. Касса не работала.

Касса на автовокзале не работала | Источник: Сергей ФедосеевКасса на автовокзале не работала | Источник: Сергей Федосеев
Касса на автовокзале не работала
Источник:
Сергей Федосеев

От автовокзала вам нужно пройти несколько сотен метров в сторону Ветлана до ближайшей остановки. Там садитесь на автобус № 2. Он довезет вас до поселка Набережный.

По второму маршруту курсируют старенькие пазики | Источник: Сергей ФедосеевПо второму маршруту курсируют старенькие пазики | Источник: Сергей Федосеев
По второму маршруту курсируют старенькие пазики
Источник:
Сергей Федосеев

От остановки нужно будет пройти пешком несколько километров до базы «Родники».

База «Родники». Слева от нее тропа на Ветлан | Источник: Сергей ФедосеевБаза «Родники». Слева от нее тропа на Ветлан | Источник: Сергей Федосеев
База «Родники». Слева от нее тропа на Ветлан
Источник:
Сергей Федосеев

Дальше для всех туристов путь один — вверх по дороге (она рядом с базой одна, так что не ошибетесь). Пройти нужно будет около трех километров. Если идти не хочется, на остановке можно договориться с местными и за определенную плату доехать до вершины Ветлана на снегоходе.

Тропа на Ветлан выглядит так | Источник: Сергей ФедосеевТропа на Ветлан выглядит так | Источник: Сергей Федосеев
Тропа на Ветлан выглядит так
Источник:
Сергей Федосеев

Как только мы ступили на тропу, сразу стало понятно — туристов здесь в разы меньше, чем на тех же Усьвинских столбах: человеческих следов нет вообще. Если на Усьве тропинка была хорошо протоптана и идти по ней было вполне комфортно, то здесь пришлось довольствоваться следом от снегохода.

Инфраструктура

Путь наверх занял у нас полтора часа. Идти было сложновато, так как ноги постоянно проваливались и быстро уставали, поэтому раз пять мы останавливались, чтобы передохну́ть. Других троп и перекрестков нам на пути не встретилось, поэтому заблудиться было невозможно.

Ветлан — это отвесная скала | Источник: Юрий ЛысковВетлан — это отвесная скала | Источник: Юрий Лысков
Ветлан — это отвесная скала
Источник:
Юрий Лысков

Мы добрались до вершины, и, казалось бы, самая трудная часть пути позади, но всё веселье было еще впереди. Табличка с надписью «Ветлан» указывала в другую от дороги сторону, где никакой тропы не прослеживалось. Мы подумали, что это какая-то ошибка, и решили продолжить идти по следу снегохода в надежде найти какую-нибудь тропинку на смотровые площадки.

Красавец Полюд | Источник: Юрий ЛысковКрасавец Полюд | Источник: Юрий Лысков
Красавец Полюд
Источник:
Юрий Лысков

Пройдя еще метров 500, мы поняли, что смотровые площадки остались позади, а след снегохода не заканчивается (местные добираются по этой дороге в соседнюю деревню). Мы решили немного вернуться и всё же нашли нечто напоминающее тропу — это были уже практически заметенные снегом следы в сугробах, оставшиеся от предыдущих туристов.

Идти по «тропе» было очень сложно | Источник: Сергей ФедосеевИдти по «тропе» было очень сложно | Источник: Сергей Федосеев
Идти по «тропе» было очень сложно
Источник:
Сергей Федосеев

Уезжать ни с чем мы были не готовы (вспомните пятичасовую дорогу на машине и полуторачасовой подъем), поэтому решили пробираться по сугробам. Идти пришлось почти по пояс в снегу.

В самом начале дороги (хотя дорогой это назвать язык не повернется) под толщей снега виден подъем с нижней тропы, которую обычно используют летом. До 2016 года по нему можно было подниматься и в зимнее время — там была лестница. Однако ее расчисткой и удалением льда никто особо не занимался, и пять лет назад с нее упала 58-летняя туристка. Женщина поскользнулась и полетела вниз. Она сильно ударилась головой и от полученных травм скончалась на месте. После этого лестницу демонтировали, и теперь зимой подъем здесь невозможен.

Подъем с нижней тропы довольно крутой | Источник: Юрий ЛысковПодъем с нижней тропы довольно крутой | Источник: Юрий Лысков
Подъем с нижней тропы довольно крутой
Источник:
Юрий Лысков

Проходим чуть дальше, и следы, которые указывали нам дорогу, заканчиваются. В нескольких метрах от нас ущелье. Идти по совсем глухому снегу опасно — непонятно, где заканчивается дорога. Поэтому возвращаемся на след снегохода и решаем пройти немного подальше в надежде найти какой-то другой путь.

По краю установлены предупреждающие об опасности таблички | Источник: Сергей ФедосеевПо краю установлены предупреждающие об опасности таблички | Источник: Сергей Федосеев
По краю установлены предупреждающие об опасности таблички
Источник:
Сергей Федосеев

Пройдя несколько десятков метров, мы всё же нашли место, где следы возобновляются, и продолжили пробираться к смотровым площадкам. В некоторых местах путь преграждали поваленные деревья, и нам приходилось перелазить через низ или проползать под ними. Никаких указателей на пути больше не встречалось. Зато по краям ущелья были таблички с предупреждением об опасности. Больше из туристической инфраструктуры мы не заметили ничего.

Отдыхать приходилось постоянно | Источник: Сергей ФедосеевОтдыхать приходилось постоянно | Источник: Сергей Федосеев
Отдыхать приходилось постоянно
Источник:
Сергей Федосеев

Может быть, летом того, что есть, и достаточно, но в зимнее время Ветлан абсолютно неприспособлен для большого потока туристов. Поехать сюда всей семьей с детьми и пожилыми родителями будет не очень хорошей идеей. По крайней мере пока.

Изменится ли что-то?

В Министерстве природных ресурсов Пермского края 59.RU пояснили, что сейчас уже заключены контракты и ведется проектирование комплексного обустройства Ветлана: обещают построить лестницу, оборудовать две смотровые площадки, беседку на 30 человек и входную зону.

Источник: Сергей ФедосеевИсточник: Сергей Федосеев
Источник:
Сергей Федосеев

— Это обезопасит и упорядочит туристический поток на природный объект, а также сохранит среду обитания видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Пермского края. Строительные работы планируется начать в следующем году. За содержание объектов будет отвечать ГБУ «Дирекция ООПТ Пермского края», — рассказали в ведомстве.

Видите здесь тропу? | Источник: Сергей ФедосеевВидите здесь тропу? | Источник: Сергей Федосеев
Видите здесь тропу?
Источник:
Сергей Федосеев

Недавно власти предложили сделать платным посещение популярных природных достопримечательностей. Если инициатива будет принята, отдыхающим придется платить около 65 рублей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления