Сегодня мы завершаем серию материалов, в которых журналисты 59.RU проверяют на себе туристическую доступность природных достопримечательностей Пермского края. Мы уже побывали в Каменном городе и на Усьвинских столбах. Сегодня мы приехали на север нашего края, в Красновишерский городской округ, чтобы взобраться на камень Ветлан.
Что такое Ветлан
Ветлан — это отвесная скала, расположившаяся на левом берегу реки Вишеры. Ее высота относительно реки достигает 100 метров, а если считать высоту над уровнем моря, то 263 метра. Каменная стена с множеством утесов простирается вдоль Вишеры на полтора километра.
С вершины Ветлана видно вторую достопримечательность Красновишерского округа — камень Полюд. Он находится на другом берегу Вишеры. За один день (а тем более зимний, когда темнеет уже в 17 часов) взобраться на обе вершины вы точно не успеете, поэтому лучше всего приезжать на выходные.
Также с Ветлана вы можете увидеть небольшие искусственные островки в центре Вишеры. Это так называемые ряжи — уникальные для России объекты, которые в 20–30-е годы прошлого века строили заключенные Вишлага. Они представляют собой небольшие деревянные срубы, доверху заполненные камнями. Он них к берегу натягивали тросы и таким образом ловили и сортировали деревья, которые в те времена сплавляли по Вишере для нужд местного комбината.
Как сюда добраться
Доедут до Ветлана только отъявленные путешественники. Камень находится более чем в 300 километрах от Перми. Это чуть больше пяти часов езды на машине, а затем подъем на сам камень. Если поедете зимой, советуем выезжать из Перми часов в пять утра, а лучше даже раньше, ведь световой день очень короткий. Нам едва хватило времени, чтобы всё осмотреть до того, как начало темнеть.
Добраться до Ветлана можно как на машине, так и на общественном транспорте (но тогда будьте готовы пройтись лишние пару километров).
Дорога на машине
Сначала вам нужно добраться до Красновишерска. По дороге вы будете проезжать Березники и Соликамск, так что если будет время, можете заскочить и туда. Дорога до Красновишерска займет около пяти часов. После этого вам нужно проехать еще около 5 километров до поселка Набережный. Местные называют его «Экспедиция».
Там вас встретит информационный стенд и указатель. Забавно, кстати, что на указателе есть QR-коды. Они ведут на сайт местной администрации, в раздел «Туристическая навигация». По задумке, видимо, там должна быть какая-то полезная информация, но там пустая страница.
На сам Ветлан существует две дороги — верхняя (через лес) и нижняя (вдоль реки). Летом по нижней дороге можно подъехать к самому подножью. Но сейчас, по словам местных, дорога и тропа наверх заметены и по ним никто не ходит, поэтому ничего не остается, как идти по верху. Да, именно идти, так как машина по лесной тропинке не проедет.
От Набережного вам нужно доехать до туристической базы «Родники». С парковкой здесь проблема. Оборудованных расчищенных площадок в округе нет. Нам пришлось договариваться с сотрудником базы и платить за стоянку на ее территории 100 рублей.
Дорога на автобусе
Если у вас нет личного авто и даже друзей с машинами, которые готовы поехать на Ветлан с вами, то отправляйтесь на автовокзал. Оттуда до Красновишерска можно уехать на прямом автобусе № 752. Актуальное расписание смотрите непосредственно перед поездкой.
Автобус останавливается рядом с красновишерским автовокзалом, но там вам делать нечего. Здание больше напоминает заброшку. Когда мы зашли, внутри не было ни пассажиров, ни сотрудников. Касса не работала.
От автовокзала вам нужно пройти несколько сотен метров в сторону Ветлана до ближайшей остановки. Там садитесь на автобус № 2. Он довезет вас до поселка Набережный.
От остановки нужно будет пройти пешком несколько километров до базы «Родники».
Дальше для всех туристов путь один — вверх по дороге (она рядом с базой одна, так что не ошибетесь). Пройти нужно будет около трех километров. Если идти не хочется, на остановке можно договориться с местными и за определенную плату доехать до вершины Ветлана на снегоходе.
Как только мы ступили на тропу, сразу стало понятно — туристов здесь в разы меньше, чем на тех же Усьвинских столбах: человеческих следов нет вообще. Если на Усьве тропинка была хорошо протоптана и идти по ней было вполне комфортно, то здесь пришлось довольствоваться следом от снегохода.
Инфраструктура
Путь наверх занял у нас полтора часа. Идти было сложновато, так как ноги постоянно проваливались и быстро уставали, поэтому раз пять мы останавливались, чтобы передохну́ть. Других троп и перекрестков нам на пути не встретилось, поэтому заблудиться было невозможно.
Мы добрались до вершины, и, казалось бы, самая трудная часть пути позади, но всё веселье было еще впереди. Табличка с надписью «Ветлан» указывала в другую от дороги сторону, где никакой тропы не прослеживалось. Мы подумали, что это какая-то ошибка, и решили продолжить идти по следу снегохода в надежде найти какую-нибудь тропинку на смотровые площадки.
Пройдя еще метров 500, мы поняли, что смотровые площадки остались позади, а след снегохода не заканчивается (местные добираются по этой дороге в соседнюю деревню). Мы решили немного вернуться и всё же нашли нечто напоминающее тропу — это были уже практически заметенные снегом следы в сугробах, оставшиеся от предыдущих туристов.
Уезжать ни с чем мы были не готовы (вспомните пятичасовую дорогу на машине и полуторачасовой подъем), поэтому решили пробираться по сугробам. Идти пришлось почти по пояс в снегу.
В самом начале дороги (хотя дорогой это назвать язык не повернется) под толщей снега виден подъем с нижней тропы, которую обычно используют летом. До 2016 года по нему можно было подниматься и в зимнее время — там была лестница. Однако ее расчисткой и удалением льда никто особо не занимался, и пять лет назад с нее упала 58-летняя туристка. Женщина поскользнулась и полетела вниз. Она сильно ударилась головой и от полученных травм скончалась на месте. После этого лестницу демонтировали, и теперь зимой подъем здесь невозможен.
Проходим чуть дальше, и следы, которые указывали нам дорогу, заканчиваются. В нескольких метрах от нас ущелье. Идти по совсем глухому снегу опасно — непонятно, где заканчивается дорога. Поэтому возвращаемся на след снегохода и решаем пройти немного подальше в надежде найти какой-то другой путь.
Пройдя несколько десятков метров, мы всё же нашли место, где следы возобновляются, и продолжили пробираться к смотровым площадкам. В некоторых местах путь преграждали поваленные деревья, и нам приходилось перелазить через низ или проползать под ними. Никаких указателей на пути больше не встречалось. Зато по краям ущелья были таблички с предупреждением об опасности. Больше из туристической инфраструктуры мы не заметили ничего.
Может быть, летом того, что есть, и достаточно, но в зимнее время Ветлан абсолютно неприспособлен для большого потока туристов. Поехать сюда всей семьей с детьми и пожилыми родителями будет не очень хорошей идеей. По крайней мере пока.
Изменится ли что-то?
В Министерстве природных ресурсов Пермского края 59.RU пояснили, что сейчас уже заключены контракты и ведется проектирование комплексного обустройства Ветлана: обещают построить лестницу, оборудовать две смотровые площадки, беседку на 30 человек и входную зону.
— Это обезопасит и упорядочит туристический поток на природный объект, а также сохранит среду обитания видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Пермского края. Строительные работы планируется начать в следующем году. За содержание объектов будет отвечать ГБУ «Дирекция ООПТ Пермского края», — рассказали в ведомстве.
Недавно власти предложили сделать платным посещение популярных природных достопримечательностей. Если инициатива будет принята, отдыхающим придется платить около 65 рублей.