Мы начинаем рубрику, посвященную звездам пермского телевидения. На этот раз рассказываем о бессменной в буквальном смысле ведущей рубрики «Дежурный по городу» (6+) на телеканале «РЕН ТВ Рифей-Пермь» Анне Водоватовой. Мало кто знает, но популярная ведущая первый раз попала на телевидение в два года, а начинала трудовой путь как педагог в обычной школе.
Не хотела говорить дочке: «Извини, у меня и так 30 сегодня таких было»
Первый раз Аня появилась на телевидении в два года. Но не в качестве «дежурного», а как дочка режиссера телепрограммы «Прикамье вечернее» Нины Водоватовой. Передача выходила тогда на единственном государственном телеканале, ее выдавали в эфир в студии на улице Технической, где сейчас снимают «Вести-Пермь» и другие программы для «России 1».
Мама брала дочку на работу, когда был закрыт садик, и девочка с удовольствием наблюдала за телевизионной жизнью изнутри.
— У них была передвижная телевизионная станция, огромная, размером с автобус, которая выезжала на разные демонстрации, парады и другие прямые трансляции, — говорит Анна. — А на репетиции иногда мама брала меня с собой. Я сейчас понимаю, насколько она была крутым режиссером и профессионалом, работала с мощной аппаратурой и множеством пультов. Она одна из первых в Перми освоила проведение прямых трансляций, для тех времен это было достижением. Сейчас мама живет в Питере с семьей моей младшей сестры, это всегда был город ее мечты, и она туда переехала.
Телевидение казалось юной Анюте чуть ли не сказкой, и, когда встал вопрос о поступлении в вуз, она объявила семье, что поедет поступать во ВГИК на режиссера, но близкие возмутились. «Чуть ли не штабелями против легли», — улыбается ведущая. «Мать твою не видим сутками, всё на работе, и тебя еще не будем видеть? Нет!» — заявили ей бабушка и дедушка. И Аня пошла в пединститут учиться на преподавателя начальных классов.
Сейчас сложно представить Анну Водоватову перед школьной доской, но на протяжении пяти лет она учила детей писать и считать. Сначала работала в школе № 42, потом в 17-м лицее, пока не ушла в декрет.
Когда родилась дочка Лиза, Анна поняла, что не сможет разрываться между своим ребенком и большим количеством детей.
— Я видела, как в школе работают семейные учителя, — отмечает ведущая. — У них просто не оставалось сил и внимания на собственных детей. Я не хотела, чтобы дочка была для меня раздражающим фактором, которому я могла сказать: «Извини, но у меня и так 30 сегодня таких было». Поэтому в школу из декрета не вернулась.
Но своих бывших учеников Анна Водоватова до сих пор называет «мои дети» и периодически их встречает.
— Как-то снимала сюжет о благоустройстве в Дзержинском районе и с удивлением узнала в заместителе главы администрации своего бывшего ученика Сашу Молоковских. Теперь, к слову, он руководитель аппарата администрации Перми. Смотрю тогда на него и думаю: «Как так — этот солидный дяденька, у которого я беру интервью, и мой ученик?»
«У меня был высокий голос»
После декрета Анна пошла работать секретарем-референтом главного врача одной из медсанчастей, потом — менеджером строительной компании. По случайному совпадению именно она курировала ремонт кровли на здании, где располагалась студия «Рифея». И была в то время далека от мысли, что может быть связана с телевидением как-то иначе. А потом, в 2000 году, Анна участвовала в предвыборной кампании Юрия Трутнева. Но когда Трутнев стал губернатором, Анна не смогла работать в его команде: у нее не было требующегося для этого стажа госслужбы. Тогда директор ТСН «Рифея» Наталья Головнина, которая в свое время работала с ее мамой в ГТРК, предложила ей попробовать себя на телевидении.
— Я думала, что иду устраиваться менеджером, а Наталья знакомит меня с шеф-редактором Виталием Лагутиным и говорит: «Давай, бери ее в оборот». День-два я осваивалась на студии и в редакции, а потом начала выезжать и на съемки. Мне было уже 30, и пробовать себя в новом качестве было довольно-таки необычно, — вспоминает Анна.
Она работала корреспондентом ТСН, но первое время ее сюжеты за кадром озвучивали другие.
— У меня был слишком высокий голос, — объясняет ведущая. — Конечно, было очень обидно, что за меня читают другие, и я решила поработать над речью. Мама позвонила своей подруге — диктору Рите Кубышкиной и попросила со мной позаниматься. Но и после занятий я еще долго пищала, даже когда начала сама начитывать свои сюжеты. Голос у меня стал ниже лишь со временем, связки сели не только от занятий, но еще и от того, что начала работать на улице.
А-ля «казахский акын»
Рубрику «Дежурный по городу», в которой корреспонденты рассказывали народные новости, на «Рифее» задумали в 2002 году.
— Это был эксперимент в жанре а-ля «казахский акын», то есть ты едешь по городу и что увидел, то и спел, как говорится, — рассказывает Анна. — «Вот на дереве птичка, снежочек, а тут выставка работает, тут вот у нас на горке дети катаются…» Формат народного корреспондента, маленькие новости большого города.
На третье дежурство неожиданно послали Анну Водоватову. Ей просто объявили, что нужно будет вести рубрику.
— Это был жуткий стресс, ведь я должна была впервые появиться в кадре. Я не спала ночь, очень переживала, но справилась.
Анна думала, что это одноразовая акция, но она затянулась на 22 года. Постепенно стал понятен формат рубрики, появилась и обратная связь с телезрителями через пейджер. За счет нее рубрика набрала обороты и популярность.
Во время съемок с Анной происходили забавные ситуации. Она до сих пор с юмором вспоминает случай в Парке Горького.
— Мы дежурили тогда с моим бывшим мужем, он был оператором. С нами поехал еще стажер. В парке собирались демонтировать старое колесо обозрения, и меня решили снимать в кабинке. Приезжаем, а колесо закрыто на замок, вокруг — ограждение выше человеческого роста. Ну оператор перелез, следом полезла я. Но когда я уже собиралась спрыгнуть, то зацепилась курткой за штырь на заборе и повисла. Вот прямо как в комедии. Коллеги стоят и хохочут. Даже хотели подснять на камеру. Потом удалось меня стащить.
В 2004 году у Анны появился напарник — Игорь Гиндис. До этого он вел программы на «Авторадио-Пермь», «Радио Медиана» и другие. Телезрители его сразу же полюбили.
— В «дежурном» надо не просто отработать сюжет, а подловить некую волну, это достаточно сложно, потому что мы работаем в формате стендап, а это не самое легкое на телевидении. Записать импровизированно сразу несколько стендапов подряд и на разные темы — это какое-то особое качество, вот у нас с Игорем оно проявилось.
Популярность «дежурных» росла, Анна и Игорь были желанными ведущими различных мероприятий и даже сыграли роль Деда Мороза и Снегурочки на новогодней эспланаде. Человеческая молва заочно поженила Анну Водоватову с Игорем Гиндисом. Они старательно развенчивали этот миф, но дело «испортили» их дочки, которых обеих по случайному совпадению зовут Лизами. Игорь как-то дал интервью и рассказал о дочке Лизе, после чего вышло интервью Анны, где она тоже поделилась историей о своей Елизавете. После этого им стали говорить: «Теперь точно всё с вами понятно».
В связи с этим Анна вспоминает курьезный случай, который произошел с ведущими летом 2022 года.
— Мы вели мероприятие — вручали какую-то премию, после чего вышли на улицу, решили немного передохнуть. Это был выходной, Игорь курил, а я так расслабленно облокотилась на его машину. Разговариваю и вижу — идет женщина, увидела нас, остановилась и как закричит прямо на всю улицу: «Я так и знала, что вы вместе! Так и знала!» Она шла, оглядывалась и всё кричала.
«Как ты вывозишь вообще это каждый день?»
В 2017 году Анна начала вести кулинарное шоу «Еда как дважды два» (0+), которое проходит в формате батла. Раньше ей приходилось готовить для большой семьи, но дочка выросла, семья разъехалась.
— Когда я стала жить одна, вообще почти перестала готовить, у меня был перерыв, я зачастую покупала еду в столовой. А тут пришлось вернуться к готовке. Правда, люблю больше кормить гостей, чем готовить для себя
В ноябре 2022 года Игорь Гиндис ушел из «Дежурного» и уехал жить в другую страну к дочери. Анна Водоватова стала вести программу одна. Поначалу ей казалось, что она с такой нагрузкой не справится, и первое время действительно было нелегко как физически, так и эмоционально.
— Я даже испугалась, что не выдержу, меня прямо ломало, — признается ведущая. — Состояние было на грани депрессии, я не могла ничего сделать со своей патологической усталостью. Даже двух выходных после пяти дежурств на восстановление элементарно не хватало. И тогда я просто сказала организму: «Ты там как хочешь, но болеть мы не можем». Он меня послушался, и я выдержала. Что называется, адаптировалась.
Одно время на «дежурного» пробовался молодой корреспондент. Он работал раз в неделю. Быстро понял, что это нелегко, и как-то сказал коллеге: «Как ты вывозишь вообще это каждый день?» Молодой человек ушел, а Анна продолжила вести программу.
«Как только ты начинаешь быть востребованным, ты уже не одинок»
Анна Водоватова прекрасно выглядит в свои 52 года и, как откровенно признаётся, ничего особенного для этого не делает. Но этому предшествовала работа над собой: 15 лет она ходила в спортзал по четыре, а то и пять раз в неделю.
— Физкультура ушла из моей жизни с началом пандемии, когда закрыли фитнес-центры. Когда я решила вернуться в спортзал, узнала, что мой тренер уехал. Попыталась начать заниматься с другими, но в какой-то момент поняла, что, видимо, уже отработала свою порцию физкультуры в жизни. Я много лет шутила по этому поводу, что если бы не работа на телевидении, то давно бы уже была толстой счастливой женщиной, которая может позволить себе расслабиться.
Несмотря на отсутствие прежних спортивных нагрузок в жизни, ведущая чувствует себя комфортно, позволяет съесть себе практически всё, что хочет, но в разумных пределах. И когда ей предлагают абонемент в какой-нибудь фитнес-клуб, даже бесплатный, она, немного посомневавшись, всё-таки отказывается.
Пандемия повлияла и на предпочтения в отдыхе. Если раньше Анна тратила свободное время и энергию на встречи, праздники, мероприятия, то, оказавшись дома во время коронавируса, поняла, что на себя у нее времени раньше совсем не оставалось. Поняла, как это ценно, поэтому сейчас предпочитает отдыхать дома — с любимым человеком, кошкой и новинками кинематографа.
— Одиночество, кто бы что ни говорил, это не то, что ты живешь один, а состояние, — считает наша собеседница. — Когда особо в тебе никто не нуждается, так скажем. У меня был момент, когда все вокруг разбежались, но я не была одинока, потому что всегда была нужна. Как только ты начинаешь быть востребованным, неважно в чем: в общении, любви, той же готовке, заботе, — ты уже не одинок.
На фотографиях в соцсетях Анну можно увидеть с двумя очаровательными малышами.
— Это не мои внуки, у Лизы пока своих детей нет. Это внучки моей родной сестры. Их бабушка живет в Питере, а ее сын Рома в Перми. И поскольку я живу с ними рядом, то исполняю обязанности бабушки и стараюсь уделять время внучкам Стеше и Софе. Это что-то новое, я от них получаю много эмоций и без них уже не могу даже физически: как будто чего-то не хватает. Это счастье. Оно складывается из жизненных мелочей, ощущений, состояния спокойствия… Когда кто-то о тебе заботится. Любит. И когда дети рядом. У меня сейчас как раз такое состояние — какого-то очень счастливого человека. И я не хочу его растерять.
Ранее мы рассказывали о судьбе мамы Аллы Пугачевой. Она родилась в Прикамье и служила аэростатчицей во время войны.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.