Александр и Светлана Шаврины собирают травы, изготавливают деревянные ложки, гусли, шьют традиционную одежду, ткут на ткацком станке и прядут пряжу из шерсти, чтобы связать затем варежки и носки. Чтобы вести такой быт, они переехали из города в деревню. Рассказываем их историю.
Дом супругов построен еще до революции — они его подлатали
Супруги Шаврины живут в деревне Паздниково Карагайского района. Из Перми сюда можно добраться примерно за два с половиной часа. Но в пяти километрах от деревни асфальт кончается, и проехать можно только в сухую погоду. Нам пришлось пройти какое-то расстояние пешком сквозь высокую траву, но хотя бы повезло не заблудиться — и такое бывает. Александр рассказывал, что однажды к ним в гости приезжал его брат, который должен хорошо знать деревню, ведь их семья жила здесь. При этом дойти до дома он не смог даже к ночи — заблудился.
— Не переживай, я тут уже костер развел, заночую здесь, — успокаивал Александра брат.
К счастью, на следующий день он всё же добрался до нужного места.
Семья живет в старинном доме, построенном еще до революции. Раньше там жили родственники Александра. Три года назад супруги впервые решили на лето остаться в деревне и выбрали именно этот дом, в котором на тот момент 15 лет никто не жил. Муж с женой решили, что если не сохранят и не подлатают дом, он рухнет. А в этом году они впервые остались зимовать в деревне.
«Для меня квартира — это клетка»
Переехать из города Светлане предложил муж, и она легко решилась на это, хотя признается: никогда не думала о том, что будет жить в деревне и радоваться этому. Но постоянно растущие цены на транспорт, ЖКХ, продукты только прибавляли привлекательности деревенской жизни.
— У нас огромная страна. Почему люди группируются в муравейники, вообще непонятно. Мы, уезжая в город и селясь в маленькой квартирке, для кого оставляем эту землю, эту красоту? — задается вопросом женщина.
Александр не всегда жил в деревне. Он переезжал из Паздниково в Карагай, а затем и в Пермь, но решил вернуться в родные места. Он считает, что в городе по большому счету нечем заняться, и не понимает стремления деревенских жителей всеми силами отправить детей жить в город. К тому же если грамотно заниматься деревенской работой, то и деньги будут.
— Для меня квартира — это клетка, шесть соток — это участок, где пятка стоит, а ступню уже поставить некуда. 600 гектар для меня всё равно что перейти из одной комнаты в другую, — рассказывает мужчина. — И у нас под ногами столько вещей интересных есть. Например, простая трава пырей. Когда она растет на грядке, её считают сорняком. На самом деле — это клад. В ней есть кремниевая кислота. Света, когда суп варит, берет пучок такой травы, в кипяточек бросает, три минуты кипятит, убирает и варит борщ. В бульоне остается кремниевая кислота. Она помогает усваиваться 75 микроэлементам в организме.
— Мы считаем себя со Светой очень молодыми, потому что у нас еще планов на 200 лет нарисовано, а дальше не думали еще, — говорит 49-летний Александр. Супруга его на два года старше, но когда знакомые узнают об этом, не могут поверить — Светлана выглядит гораздо моложе.
Если Александр родился и жил в деревне, то его жена росла в Перми. Но в детстве на каникулы она ездила к бабушке в село Большая Соснова, и это место она зовет своей родиной.
— При слове «родина» я не вспоминаю те места, где я жила в Перми, те квартиры. Для меня родина — это не дом-подъезд-асфальтированная дорожка, а дом и природа, — рассказывает Светлана Шаврина. — Наверное, поэтому я больше откликнулась на Сашино предложение поехать в деревню.
Сказочная свадьба с женихом в роли Ивана-дурака
Познакомилась пара восемь лет назад. Тогда музыкальный коллектив родной культуры «Живо», где участвовала Светлана, пригласили на фестиваль.
— Я туда поехала, и никаких задумок не было для того, чтобы с кем-то познакомиться, — рассказывает женщина. — В первый раз была на таком фестивале. Меня очень поразило, что в течение трех дней интересные люди с прекрасным настроением проводили различные мастер-классы, общались, пели песни, играли в игры при отсутствии спиртного. Мы ходили до пруда и пели песни под гармошку, я люблю петь. А на гармошке играл как раз-таки Саша. Я была в полном восторге.
Александр тоже обратил внимание на Светлану.
— Это единственный человек, а там их было 150, у которого были такие круглые глаза и полуоткрытый рот при том, что мы просто идем с гармошкой и поем песни, — поделился Александр. — Я мечтал встретить подобную девушку.
Александр и Светлана начали общаться, и мужчина рассказал о том, что хотел бы выступать на сцене с гармошкой. Женщина зацепилась за это и предложила участвовать в их музыкальном коллективе.
Спустя год пара поженилась, для обоих это второй брак. Александр рассказал, что за неделю до торжества не представлял, каким оно будет, но хотел необычную свадьбу. Но ему повезло познакомиться с гусляром, который на фестивале проводил мастер-класс по изготовлению гуслей. Александр решил пригласить его на праздник, и они вместе написали сценарий сказочной свадьбы, где у жениха была роль Ивана-дурака. А как известно, в сказках у этого героя в конце есть и жена-царевна, и замок, и прочее.
В будущем надеются обходиться без магазинов
Раз в две недели, а иногда и раз в месяц супруги выбираются в магазин в соседнюю деревню или в Карагай. Пара подумывает в будущем посеять пшеницу, овес, завести пчел, корову, куриц. Тогда они смогут справляться и без магазинов.
Вам наверняка кажется, что в деревне совершенно нечем заняться. Но Светлана и Александр с вами не согласятся. Зимой они занимаются народными ремеслами: изготавливают деревянные ложки, вышивают, прядут пряжу, шьют традиционную одежду, ткут, у Александра есть даже опыт изготовления гуслей. При этом раньше, как рассказала Светлана, ткацкий станок убирали подальше, когда наступала Пасха. И в деревнях даже ходили смотреть, убран станок или нет. Если нет, значит, хозяйка нерадивая, потому что в это время начинаются огородные заботы. Летом муж с женой следят за огородом, садят деревья и кустарники, собирают и сушат иван-чай и другие травы и растения, например, душицу и липовый цвет. В жаркие дни приходится вставать в 4 часа утра, чтобы до полудня успеть все дела. А там можно и в реке искупаться. И неизменно по утрам и в течение дня пара поет песни под гармошку. Еще Шаврины сотрудничают с Карагайским Домом культуры, выступая на концертах, участвуют в ярмарках народных промыслов и фестивалях.
А где брать деньги?
Вполне закономерный вопрос, который возникает у городского жителя: на что жить в деревне? Александр — столяр-краснодеревщик, он проектирует и устанавливает деревянные лестницы. Обычно одна лестница бывает готова за неделю, и с нее он получит 25–30 тысяч рублей. Изготовление лестниц в прошлом году принесло семье половину общего дохода. Остальную часть денег супруги заработали, участвуя в ярмарках и продавая там травы и свои изделия. В будущем Александр планирует создать гусельную мастерскую и продавать этот старинный музыкальный инструмент.
Пара очень любит принимать гостей и зовет посмотреть на их быт даже незнакомых людей. Если вы хотите выпить чаю из старинного самовара на углях, попробовать свои силы на ткацком станке или даже нарядиться в традиционную одежду, Светлана и Александр будут рады видеть вас у себя. Связаться с ними можно по телефонам: +7 950 478-90-52 (Александр) и +7 922 644-46-49 (Светлана), а также во «ВКонтакте» — в социальной сети они активно рассказывают о своей жизни.