Марианна Триколич из небольшого поселка Майского под Краснокамском печет торты, которые можно назвать произведениями искусства. Она переносит на них известные картины Винсента Ван Гога, Сальвадора Дали, Клода Моне и других художников. Рассказываем, как девушка пришла к этой идее, и показываем ее работы.
«Нравится создание шедевров, чего-то запоминающегося»
Марианна по образованию художник-живописец, училище она окончила в 2009 году. Но многие ее однокурсники после выпуска не брали в руки краски.
— На первых встречах выпускников все [друг у друга] спрашивали: «Ну ты рисуешь? А ты?» Все говорили: «Ты что, да я больше в жизни кисть не возьму». Академическая живопись отбивает желание творчества, — рассказывает художник. — А потом уже смотришь: один мальчик начал портреты писать, другая девочка тоже портреты пишет, еще одна тоже занялась тортами, другая ноготочки расписывает. Кто-то все-таки ушел в творчество.
Марианна все-таки работает по профессии — раньше она преподавала рисование в детском саду и проводила индивидуальные занятия, а сейчас подрабатывает репетиторством, дает уроки детям.
Кондитер вспоминает: несколько лет назад у племянника был небольшой юбилей, ему исполнялось пять лет. Марианна тогда занималась организацией праздника, в том числе заказывала торт.
— Нам доставили такой торт, что хотелось плакать. И визуально [некрасивый], и невкусный, — вспоминает девушка. — Торт должен был быть в виде сундука с золотом. Конечно, мне хотелось сквозь землю провалиться, потому что я нашла это место.
Через полгода дочери Марианны исполнялось два года, и она решила попробовать самостоятельно приготовить ей шоколадный торт с ягодами. К тому моменту у девушки закончился декрет, и после успеха с тем тортом она решила заниматься кондитерским делом, о чем сразу рассказала друзьям. Через три месяца пошли заказы на торты.
— Я съездила на учебу в Москву по приготовлению тортов, потому что как такового опыта у меня не было. Я художник, а кулинария — это совсем другое, — объясняет Марианна. — Обучилась в Москве, после этого было еще два курса в Москве по венской выпечке. Но выпечка меня особо не вдохновила, хотя мне нравится само времяпрепровождение на кухне. Мне больше нравятся торты, их оформление, создание каких-то шедевров, чего-то запоминающегося, а не просто булочек, круассанов, печенья.
«Живопись переросла в тортики»
Идея переносить картины на торты зародилась у Марианны в том году.
— У меня, наверно, как и у всех творческих людей, был небольшой кризис, я подустала этим заниматься (печь торты. — Прим. ред.). На два месяца уезжала из города, потом вернулась и поняла, что хочется чего-то, что не встречается во всех тортах, — рассказывает кондитер. — Я знала основные элементы, которые присутствуют в торте. И в то же время я понимала, в чём моя сила, что мне нравится. Делать живописный торт мне близко, и, мне кажется, это у меня получается. Живопись переросла в тортики.
Покупатели в основном заказывают торты с определенным дизайном и изредка говорят «твори», когда кондитер может выбрать дизайн на свой вкус. Именно в этих случаях Марианна переносит на торты известные картины. Пока у нее в работе еще не было случаев, чтобы клиент заказал именно торт с произведением искусства.
В коллекции Марианны уже есть торты по картинам «Подсолнухи» и «Звездная ночь» Ван Гога, «Постоянство памяти» Сальвадора Дали, «Дама в саду Сент-Адресс» Клода Моне, «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа, «Прогулка» Марка Шагала и другие.
— Не всех художников получится, скорее всего, перерисовать на торт. Если крупные мазки, мне легко рисовать. У Леонардо [да Винчи] или Микеланджело живопись гладкая, и эта поверхность уже не подойдет, потому что тяжело будет, — объясняет художник. — Беру художников, у которых определенный стиль в мазке, чтобы можно было перенести изображение на торт.
Если Марианна создает «художественный торт», то любимая часть в работе — дизайн. Но чаще всего бывает, что для украшения торта приходится работать с шоколадом или полностью обтягивать торт мастикой, а это дается не так легко. С такими заказами кондитер чувствует себя комфортнее на этапе выпекания коржей. Но торты не единственное, что может сделать девушка. В ассортименте есть и капкейки, и расписные пряники, и пирожные.
В среднем на приготовление торта у Марианны уходит два дня. В первый она готовит бисквит и крем, «собирает» торт и оставляет его пропитаться. На второй день обтягивает торт кремом снаружи и украшает его. Если для дизайна выбрана картина, то перед рисованием кондитер оставляет десерт на полчаса в холодильнике или на 10 минут в морозилке. Перенос картины на торт может занять несколько часов, особенно долго получается, когда нужно рисовать людей. Поэтому в процессе девушка убирает торт ненадолго в холодильник, чтобы крем на нем подмерз и снова стал твердым. Иначе кисть может утонуть в нем и дойти до бисквита. В качестве красок Марианна использует тот же крем, которым обтягивала торт, и добавляет в него пищевые красители. Вместо палитры художника — обычная тарелка.
Среди любимых художников у Марианны — Сальвадор Дали и Айвазовский.
— Сальвадор Дали очень необычный, когда я была в Испании, посетила его театр-музей, он меня зацепил. Из русских [любимый] — Айвазовский, — говорит девушка. — Все думают, что он пишет только море, а если посмотреть его работы, то портреты он изображает просто колоссально.
Готовила торт в виде индейки для веганов
Но, как мы уже говорили, в основном девушка печет торты по определенному дизайну, который заказывает покупатель. Один из самых необычных — свадебный торт для веганов в виде индейки. Марианна вспоминает, что, когда думала о том, как же ей его собрать, не могла уснуть до трех часов ночи. В итоге придумала для ножек использовать палочки для суши — их она обваляла в бисквитной крошке со сгущенкой, чтобы придать нужную форму.
Когда художница начала заниматься тортами, семья ее поддержала. Особенно рада дочь Марианны, ведь и мама всегда дома, и в холодильнике всегда есть что-то вкусное. Разве что родители, говорит Марианна, хотели бы более стабильную работу для дочери.
— И это же всегда плюс, когда ты сам себе хозяин, потом очень тяжело отказаться от этого, — рассказывает кондитер. — Бывает всё равно нестабильность в этом деле, когда-то есть заказы, когда-то нет. Несмотря на это, ощущение свободы и творческого полета подкупает.
Торты кондитер развозит на машине. В неделю бывает по 2–3 заказа, их она обычно доставляет, когда едет в Пермь на уроки рисования для детей. Как правило, перед поездкой девушка готовит дополнительный торт и выставляет его на аукцион, чтобы доставить за один раз больше заказов. В мечтах — открыть кофейню-кондитерскую.
— Была идея создать кафе, которое бы называлось «Честер», и основная фишка должна быть в том, чтобы там был живой енот. (Смеется.) Но мне все говорят: «Тебе никто не разрешит», — рассказывает кондитер. — Ну как же так! Он будет в рубашечке, все будут приходить и фотографироваться. Его никто на кухню не будет пускать. Так мы смеемся в кругу друзей, вечно обсуждаем эту тему.
В свободное время девушка любит рисовать на кухне, читать и заниматься спортом, даже называет себя спортоголиком.
— Я обожаю спорт, уже лет 10 стабильно в зал хожу или бегаю у пруда. Мне говорят: «Торты ешь, а где твои торты на боках?», — говорит Марианна.
Больше тортов можно посмотреть в Instagram Марианны Триколич.
Ранее мы рассказывали историю тунисца, который открыл в Перми кондитерскую с французскими десертами.