Город Константин Иванов, директор прикамского представительства «Российской газеты»: «Виной всему – моя жадность и жажда наживы!»

Константин Иванов, директор прикамского представительства «Российской газеты»: «Виной всему – моя жадность и жажда наживы!»

«Я никогда не учился экономике...» «В медиабизнесе рентабельность может быть 100%, и даже больше...» «Наиболее сложным была борьба с самим собой...» «Школа пермской журналистики отсутствует как таковая...»

" src=

Константин Иванов – фигура более чем известная в среде медийного и политического истеблишмента Перми, но при этом абсолютно непубличная. Первый генеральный директор, «отец-основатель» пермского «Коммерсанта», сегодняшний топ-менеджер регионального отделения «Российской газеты», член совета директоров крупнейшей общероссийской справочной сети «Национальный альянс издателей справочников» – вот далеко не полный послужной список Константина Иванова. В свои 27 лет он сумел достичь того, к чему многие другие идут долгие годы. Его давно зовут в Москву: менеджер такого уровня легко найдет там для себя «теплое место». Но он с непонятным для некоторых упорством остается в Перми, не уставая доказывать, что зарабатывать деньги, реализуя самые сложные медиапроекты, можно и на своей малой Родине…

– Константин Александрович, как давно вы уже находитесь внутри пермского медиапространства?

– Смотря в каком качестве. Начиналось все, наверное, лет десять назад. Сотрудничал с газетой «Досье – 02», некоторое время работал на ВГТРК Т-7, делал какие-то сюжеты для новостей, был одним из редакторов еженедельной аналитической передачи «Объективно», вел там свою рубрику. А до этого вместе с Ринатом Гизатулиным и Арсением Павловым мы делали молодежную передачу и даже умудрились в 1997 или 1998 году получить за нее какой-то приз на фестивале. Правда в итоге выяснилось, что писать мне нравится гораздо больше, нежели болтаться в телевизоре.

– Тогда почему же вы стали менеджером, а не журналистом?

– Виной тому жадность и жажда наживы!

– Вы закончили историко-политологический факультет ПГУ. Вам пригодилось полученное образование?

– Думаю, в тот период на нашем факультете давалось больше чем просто образование. Если смотреть шире, то это школа, причем с большой буквы. И не просто общепризнанная научная школа профессора Павла Юхимовича Рахшмира. Для нас это своего рода школа жизни, школа личностного развития. Главное – нас научили думать. Так что это не просто образование – это мировоззрение. Сам по себе Павел Юхимович был и остается недостижимым для нас идеалом. Это один из немногих настоящих энциклопедистов, который блестяще ориентируется в различных отраслях знаний. Я многим обязан профессору Рахшмиру, да и, как мне кажется, не только я – все, кто заканчивал наш факультет, ему обязаны.

– В 2002 году вы стали генеральным директором пермского дочернего предприятия издательского дома «КоммерсантЪ». Трудно было принять решение и согласиться занять такой пост?

– Ну, я сразу тогда для себя все решил: хочу заниматься именно этим и ничем другим. Труднее всего было тем, кто принимал решение ставить или не ставить меня на пост генерального директора, а Рината Гизатулина – на пост главного редактора. Представьте: к солидным людям приходит какой-то детский сад, одному 22 года, второму 21, и вот этим пионерам надо было вручить бразды правления сложным бизнес-проектом. «Коммерсант» – не просто редакция газеты, это именно бизнес-проект, со своими бюджетами, сроками окупаемости, заданным уровнем рентабельности, капитализацией. Нужны были реальные результаты, которых требовалось достичь за определенный отрезок времени, а я ни черта экономике не учился… Почему тогдашнее руководство «Коммерсанта», в частности Геннадий Чичканов, решило остановить свой выбор на наших кандидатурах, до сих пор точно неизвестно. Геннадий Чичканов тогда часа полтора со мной разговаривал, а я не помню, что именно отвечал – в шоке был, если честно. Уже потом один из топ-менеджеров «Ъ» полушутя сказал: «Мы вас взяли потому, что видно было: поставишь ребят, скажешь «копать!», и будут копать от забора и до заката». И пришлось копать…

– Что было самым сложным при становлении пермской редакции «Коммерсанта»?

– Да все было сложным. Когда меня окончательно утвердили как генерального директора, а Рината Гизатулина – как главного редактора, мы вышли на улицу, переглянулись и подумали: что же мы наделали, теперь ведь все это надо реализовать! У нашего предприятия были самые сжатые сроки окупаемости среди всей системы «Коммерсанта», и мы тогда установили рекорд, выйдя на окупаемость по текущей операционной деятельности через 7 месяцев. Наиболее сложным была борьба с самим собой: нагрузка действительно зашкалила все пределы. Мы уже имели тогда опыт работы на выборах, когда приходилось трудиться почти круглые сутки, но там это длилось несколько недель, а тут пришлось жить в таком режиме полтора года. Но, я считаю, оно того стоило – мы получили просто бесценный опыт. Велосипедов никаких не изобретали, просто работали – и ради себя, и потому, что уважали своих работодателей. Вообще очень повезло в том плане, что я оказался тогда именно в «Коммерсанте». «Ъ» – это стандарт рынка деловой прессы. Это не хвастовство, не пиар, а, как ни странно на сегодняшний день, – правда. Изначально высоко взятая планка позволила в дальнейшем реализовывать другие проекты с полным пониманием, как именно нужно это делать.

– На ваш взгляд, в чем особенности и, быть может, проблемы пермского медийного рынка?

– Самая острая на сегодня проблема – нехватка творческих кадров. Отсутствует как таковая школа пермской журналистики. В какой-то момент она была представлена Игорем Лобановым: «Новый компаньон» в конце 1990-х представлял собой команду профессионалов очень высокого класса. Тогда в одной редакции работали такие журналисты, как Валерий Мазанов, Анатолий Москвин, Валерий Костарев, Татьяна Власенко, Николай Иванов и многие другие. Оттуда вышел Ринат Гизатулин. Это была команда настоящих профи, равной которой сегодня нет, хотя и хочется верить, что вскоре что-то подобное может появиться. Хорошая команда была и остается у «Коммерсанта», но там все-таки немного другой формат и другие требования к журналистам. Немало молодежи сегодня в Business Class’е, но, как показывает практика, с ней надо еще работать. Сегодняшнее отделение журналистики на филфаке ПГУ закрыть этот кадровый пробел не может по ряду причин. Я говорю только о пишущих журналистах: на ТВ ситуация еще хуже. А без преодоления трудностей в плане творческого наполнения пермский медиарынок нормально развиваться не может.

– Ходили такие слухи, что возглавить «Российскую газету» (РГ) вас попросил Олег Чиркунов…

– Нет, это только лишь слухи. Да, у пермской РГ одно время была проблема несоответствия между уровнем газеты, ее статусом и проводимой редакционной политикой. Ее надо было решить, и мы ее решили. Мне в свою очередь данный проект был интересен, поскольку сидеть на одном месте не люблю, надо двигаться вперед, развиваться. Думаю, что более чем полугодовыми итогами нашей работы можно гордиться. Некоторые высокие пресс-службы даже переживают: мол, теперь еще и «Российскую» читать каждый день надо! Такие слова и есть признание наших достижений. У РГ большие перспективы, удалось собрать для их реализации команду настоящих профессионалов. Думаю, что все должно получиться.

– Можно ли считать медийный бизнес высокодоходным?

– На самом деле, любой бизнес при грамотном построении будет высокодоходным. Мне приходилось и фанерой торговать, рентабельность там была 20%, а в медиабизнесе она может быть и 100%, и даже больше. Другое дело, что обороты такого проекта в регионе невелики. Издания формата «Ва-Банкъ» являются на сегодняшний день более чем доходными: потребительский рынок растет, а вместе с ним и потребность в такого рода газетах. Другое дело, что вложения в продвижение любой массовой газеты, в ее выпуск и распространение очень высоки, что увеличивает сроки окупаемости проекта. Особенно актуальна эта проблема для развлекательных изданий. Читатель уже давно стал привередлив, и чем попало его не «накормишь», отсюда большие первоначальные вложения. Например, сроки окупаемости проектов, подобных «Телесемь» или «Теленеделе», – 3-8 лет, в зависимости от региона. Да, операционная прибыль хорошая, но первоначальные вложения делают выведение таких продуктов на рынок задачей нетривиальной. С деловыми изданиями несколько проще, но там, опять же, очень маленькие обороты: уровень 30-50 миллионов рублей в год, которого достиг пермский «Коммерсант», является для Перми очень хорошим показателем. Но в целом, повторюсь, реализация любого проекта вполне возможна.

– Супруга не «пилит» вас за такую гипертрофированную занятость и редкое присутствие дома?

– Знаете, за 6 лет брака мы уже переросли тот уровень, когда «пилит – не пилит». Многие вещи не нуждаются в объяснении, они понятны без слов. «Тылы» у меня более чем крепкие, если бы не это, я бы вряд ли вообще чего-то достиг.

– Вы являетесь непременным участником таких экстремальных автогонок, как «Евразия-трофи» и «Уральский ухаб». Чем вас привлекает такой вид отдыха?

– Знаете, я бы не назвал это отдыхом или просто получением острых ощущений. Это скорее стремление как-то сбалансировать свой внутренний мир, сделать его более гармоничным и спокойным. Все по-разному достигают душевной уравновешенности: кто-то песни поет, кто-то водку пьет, а я, соответственно, автоспортом занимаюсь. Каждый год жду новых соревнований и экспедиций с нетерпением, просто мечтаю куда-то вырваться.

– Вы как-то можете прокомментировать ситуацию вокруг газеты «Пермский обозреватель»?

– Да нечего тут комментировать, и так все понятно…

– Ну, а все же?

– Отвечу так: однажды я посоветовал гендиректору ООО «НОВОГОР-Прикамье» Михаилу Никольскому в случае действительно крупных катастроф, размещать информацию о них в «Пермском обозревателе». Он, естественно, спросил, зачем это надо и почему именно в этой газете. На что я ответил: «Просто если о такой катастрофе первым напишет «Пермский обозреватель», нормальные газеты эту тему продолжать уже не станут…»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
«Дурят с первого же шага». Россиянка рассказала о своей поездке в Египет
Анонимное мнение
Мнение
В атаке Федорищев! Зачем губернатор Самарской области показал всему российскому футболу «желтую карточку»
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Пугает скорость вербовки срочников»: журналист — о шквале обращений от родителей солдат
Анонимное мнение
Мнение
Как замминистра культуры и владелец бара «Совесть» полюбили друг друга: рецензия на фильм «Втроем», снятый в Прикамье
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления