Ранним утром в новом фитнес-клубе не многолюдно. Две-три ранних пташки не обращают внимания на человека зрелого возраста, пришедшего с супругой на тренировку. Внимание посетителей клуба усиливается, когда рядом с мужчиной появляется человек с диктофоном. Именно так началась беседа корреспондента 59.ru с экс-главой города Перми Аркадием Каменевым, политическая судьба которого доказала, что время – лучший судья. Аркадий Каменев рассказал о своих наиболее ярких воспоминаниях за бытность руководителем миллионника, а также, выступая экспертом, поделился мнением о текущих социально-политических процессах.
– Чем вы занимаетесь с тех пор, как покинули пост градоначальника?
– Начну с того, что это очень неоднозначная ситуация – быть востребованным, знать, что в тебе нуждаются люди, и вдруг оказаться предоставленным самому себе. Пять лет назад я встал утром и понял, что могу идти, куда угодно, делать что угодно, ни перед кем не должен отчитываться. Многие люди в таких ситуациях теряют сами себя, не знают, чем заняться, их гложет обида.
Многие – но только не я. Кстати, после судов некоторые предпочитают «забыться», напиваясь по-чёрному. Я сразу же после суда (В 2007 году Аркадий Каменев участвовал в ряде судебных заседаний в качестве ответчика. – Прим. ред.) пошёл в спортивный зал. Все, даже судья, знали, что Каменев всё сделал правильно, история подтверждает необходимость выбранных тогда путей развития и транспортной сети, и другого. Меня тогда кому-то просто нужно было устранить.
С тех пор, как я уволился, живу полноценной жизнью. Почти каждое утро начинается с тренажёрного зала. Потом в Черняевском лесу катаюсь верхом на Полкане, очаровательном жеребце. После этого приходит время для моего небольшого бизнеса. Кроме этого, много занимаюсь лошадьми, выезжаю на соревнования. Занимаюсь пчеловодством. Одним словом, радуюсь жизни.
– Не сказывалась ли такая открытость широким слоям населения неприятными случаями или конфликтами?
– Ни в коем случае. В отличие от некоторых руководителей, которые в нерабочее время вообще уезжают из города, я хожу по Перми пешком, часто встречаюсь с жителями, с пенсионерами, например. И ни разу не встретил человека, который открыто высказался бы негативно в мой адрес или проявил агрессию. Впрочем, я агрессии не помню и за то время, когда был главой города.
Негатив никогда не идёт от населения. Негатив всегда исходит от конкретных людей, двух-трёх человек, которые заказывают музыку, тех, кто готов продать и честь, и совесть. Но они не понимают, что за подлости придется отвечать перед Богом.
– Насколько близка вам политика с тех пор, как вы покинули пост главы Перми?
– Вообще не участвую в политике. Да, некоторые политики обращаются ко мне за советом или консультацией, и я по мере возможностей такие советы даю.
– В прошлом вы весьма негативно высказывались по поводу отмены прямых выборов главы города. Изменилось ли ваше мнение теперь?
– Такое мнение сохраняется у меня и сейчас. Думаю, оно сохранится навсегда. Ведь сегодня глава города по факту является лишь главой Городской думы, представительного органа. Он должен готовить законы, утверждать бюджет, контролировать его исполнение, выполнять представительские функции. А всё, что делается в городе, находится в руках администрации и её руководителя – сити-менеджера. Всеми текущими городскими делами занимается сити-менеджер, он же за всё в ответе.
Когда мы говорим «глава города», то традиционно имеем в виду того, кто может помочь с любой проблемой любого жителя Перми. Но глава города по сути ни за что не отвечает. Этот глава, на самом деле, – руководитель коллективного органа, который по определению не отвечает ни за что. Конкретный человек здесь не несёт ответственность за положение дел в городе.
Возьмём пример с «Хромой лошадью». Кто взял на себя ответственность за произошедшее? Господин Кац (Аркадий Кац, глава администрации Перми в 2006-2009 годы. – Прим. ред.). Он ушел в отставку. Это был честный поступок, и сити-менеджеру надо отдать должное за смелость. И не важно, был он виноват или нет.
Меня в своё время избирали жители миллионного города. Я был ответственен перед ними за всё, что происходит в городе. И считаю, что так и должно быть. А что будет дальше? Депутата выбирает малая часть тех, кто живёт в городе. Депутат, в свою очередь, выбирает главу города.
Теперь глава города будет назначаться, ведь ни для кого не секрет, что 80% депутатов – это «Единая Россия». Большинство жителей Перми с этим, я думаю, не согласны.
С другой стороны, может, это и правда экономия материальных ресурсов. Кроме того, раньше было два способа снять по ряду причин неугодного главу города: либо созвать референдум (это процесс настолько сложный и тяжёлый, что им практически никогда не пользуются), либо возбудить против главы уголовное дело. Сейчас же «снять» главу станет еще проще.
– То есть, централизованное управление лучше?..
– Может быть... Я всегда был за прямые и открытые выборы главы Перми, который ответственен за всё происходящее в городе. Для нас неприемлема та демократия, которая существует на Западе. Вспомните, что было после перестройки: дали столько свободы, сколько захотели граждане. В итоге всё развалили – до основания. Теперь приходится собирать всё по кирпичикам.
– Как вы считаете, жители города понимают ответственность того или иного представителя власти?
– Я думаю, нет. Понимают самые образованные или информированные люди. Большинство не понимает, считая, что глава города отвечает за всё. Но за решение всех проблем в городе отвечает сити-менеджер.
– Кому же было выгодно подобное разделение полномочий первых лиц города?
– Скажу так: жителям Перми это не выгодно.
– Сильно ли различаются политические процессы в городских и краевых органах власти?
– Мне трудно сказать, так как я в них не участвую. Считаю, что у них аналогичны процессы формирования структур управления, а если точнее – постоянная реструктуризация. Вариантов много, и все в какой-то мере пробуются. Но это сказывается негативно. Приходит сотрудник на службу, начинает работать, а через короткие промежутки времени – какие-то изменения, реформы. Это накладывает отпечаток и на руководство. Вообще, с точки зрения управления это чревато.
– Как вы расцениваете попытку региональных властей создать из Перми культурную столицу мира?
– Я считаю, что культурную столицу мира создать невозможно. Но к тем деятелям, которые появились за последние годы в Перми, вообще я отношусь нормально. Если человек стоящий и он знает своё дело, если власти уверены, что такой человек принесёт в город, в губернию только позитив – надо привлекать. Другое дело, что амбиции не должны быть заоблачными.
– Насколько часто в пермской политике встречается случай? К примеру, назначение на пост главы Перми Игоря Шубина в своё время иронично называли счастливым случаем.
– Не знаю. Во время моей работы таких примеров не было, может быть, сейчас и есть. Вообще, скорее я сам случайно стал главой города (Смеется.).
Никогда не планировал становиться главой города. Я объявил о своем решении баллотироваться на выборах за два дня до окончания сбора подписей. За два дня до выборов меня просто уговорили баллотироваться в мэры, не буду говорить, кто именно.
Моя супруга узнала о таком решении практически самой последней. Она переживала, пожалуй, больше меня самого. В конечном итоге перенесла больше волнений, чем я сам (Смеется.).
Что касается Шубина, я считаю, спонтанного здесь ничего не было. Скорее всего, с ним проводили переговоры. Просто так ведь редко что делается.
– Не жалеете теперь, что стали главой города?
– Нет. При всём обилии негативных моментов – нет. Главой города работать сложно, но интересно. Приобретен большой жизненный опыт. Я стал сильнее, мудрее, крепче.
– Спорт для вас – на самом деле жизнь. А как вы смотрите на идеи главы администрации устанавливать тренажёры в парках и скверах города?
– Чепуха какая-то. У нас предостаточно тренажёрных залов – более 100 в Перми. Приходи в любой клуб и занимайся. Кроме этого занятия спортом должны проходить под контролем либо врача, либо тренера.
– Что изменилось в Перми с тех пор, как вы покинули пост главы города?
– Здесь можно много говорить, но я бы предпочёл остановиться на двух моментах: строительство новых и ремонт и реконструкция существующих дорог. Олегу Чиркунову (губернатору Пермского края) надо отдать должное: он кардинальным образом изменил состояние дорог целого региона. Я не представляю, что бы сейчас было c городом если бы не были построены объездные дороги, например. Строятся, реконструируются радиальные дороги, обновляется транспорт. Качество, количество, ремонт – с Чиркуновым здесь из предшественников никто сравниться не сможет ни по краю, ни по городу.
Сам город преображается в лучшую сторону. Становится больше скверов, фонтанов, мест отдыха.
– Если бы появилась возможность вернуться в политику, вы бы сделали это?
– Нет. Да, меня сейчас устраивает всё. У меня великолепный круг общения, отличные отношения с главами всех районов, всех крупнейших предприятий. У меня есть семья, дети, внуки. Спорт, любимое дело – что ещё надо? Но мало ли что придётся... Надеюсь, что такого не случится, но зарекаться не буду (Улыбается.).