Полдень. Снег метет с утра. Плотное кольцо людей окружает невысокий гранитный памятник. Невдалеке дежурят скорая и полиция. Люди живым потоком несут цветы и горящие лампадки. Крыльцо «Хромой лошади» заметает снег, под белым покровом сиротливо проглядывают гвоздики...
Памятник погибшим на пожаре в «Хромой лошади» открыли в день второй годовщины трагедии. Это гранитная беседка-часовня. Высота ее два метра. На четырехгранной плите мемориала выбиты все 156 фамилий погибших. Напротив каждого имени указано полное количество лет. Все молодые, им было по 25-30 лет.
Сегодня у мемориала прошел молебен и освящение часовни-беседки. Люди не скрывали слез, даже мужчины. Минута молчания тягостно повисла в тишине.
...Пожилая женщина на гнущихся ногах бредет к памятнику, она не видит, что уже шагнула на гранитный постамент, сгребла цветы и свечи. Плача, женщина обнимает холодную плиту, целует фамилию из длинного-длинного списка инициалов. Женщину никто не останавливает. Все всё понимают. А ее плечи судорожно вздрагивают, она что-то шепчет и только руками гладит все ту же холодную плиту с бесконечным списком.
Здесь у памятника у каждого общее горе. В толпе одна из женщин просто замерла на месте. Ее задевают другие, но женщина просто смотрит на список имен. «У меня погибла дочь. Ей было всего 36 лет, – Валентина Плотникова не сдерживает слез и говорит тихо. – Дочка – Наталья Пышминцева».
Наталья в ту страшную ночь не получила травм, лишь на пальце был небольшой ожог, и капля расплавленного пластика попала на платье, девушка задохнулась угарным газом. Наташу и трех ее подруг, с которыми она была в ночь пожара, отпевали вместе и похоронили рядышком, на Северном кладбище. У девушки осталась дочка Саша.
«Памятник нам нравится. Видите, третья фамилия сверху – Артур Садиков? Это мой сын, – пожилая пара – Гадельшах и Сария Садиковы – тоже долго не уходят от памятника. – Артуру было 27 лет. В ту ночь он не хотел идти сюда, в клуб его позвали друзья. А он не хотел, утром тем более на работу. Приехал совсем ненадолго. Он как раз сдал сессию, его пригласили отметить...»
Артур даже смог выйти из горящего здания клуба, буквально выполз из огненной ловушки. Его в тяжелейшем состоянии срочно доставили в военно-медицинскую академию в Петербурге. Но врачи не смогли спасти пермяка.
«За два месяца до трагедии у Артура родился сын Марсель. Мы его даже не видали ни разу. Сноха не показывает. После трагедии сразу вышла замуж, через полгода буквально, – рассказывает Сария Садикова. – В день рождения мы звоним, внучку как раз два года исполнилось, она даже трубку не берет. На могиле сына сноха даже не бывала. Ни разу».
Здесь у памятника люди немногословны. «Памятник скромный, но ничего не умаляет боль пришедших, никакой памятник. Ничем теперь уже это не скрасишь! Жалко абсолютно всех, кроме нашего правительства, – плачет Наталья Уржумцева. – Правду мы узнаем спустя много лет. Сейчас нам ее никто и не скажет. Никто не хочет правду искать. Мы всегда через поколение узнаем, что случилось на самом деле. Мы должны были потерять столько молодых, чтобы о чем-то задуматься».
У Натальи в «Хромой лошади» погиб зять, у которого остался сын. Сейчас ему девять лет. Из-за гражданского брака жену не признали потерпевшей.
Придя к памятному месту, невольно замечаешь, что пришли сегодня сюда почти одни старики. Родители погибших. Вот пожилая женщина гладит фотографию и смотрит, смотрит на нее. В клубе погибла ее внучка Ирина Устинова. Девушке было 25 лет. Муж и жена Иван и Ирина Устиновы работали в ночном клубе «Хромая лошадь». Он молодой диджей, она бармен. Поженились они тогда всего несколько месяцев назад.
Иван во время пожара искал жену, но толпа вынесла его из клуба. Ирину он увидел уже на улице, на земле. Парень в отчаянии делал искусственное дыхание, крича на весь сквер: «Ирина, живи! Ирина, живи!». Подбежавшие врачи увезли девушку на скорой. Но было уже поздно.
… Самое страшное, что такую историю может рассказать каждый из пришедших.
Из динамиков собравшихся зовут пройти в автобусы, которые должны отвезти родных на Северное кладбище. Кто-то остался у беседки. Люди приходили к сгоревшему клубу и в полночь, в час, когда начался пожар. У крыльца клуба едва заметны заметенные снегом лампадки и цветы. Сегодня у пермяков день скорби.
Напомним, пожар произошёл в ночь с пятницы на субботу во время празднования восьмилетия со дня открытия клуба. В здании собралось около 300 человек (вместе с персоналом), несмотря на то, что согласно официальным документам клуб был рассчитан на 50 посадочных мест.
Пожар начался в 01:00 по местному времени 5 декабря 2009 года. По основной версии, пожар был вызван неосторожным применением пиротехники в клубе. Тогда 98 человек погибли на месте. Люди продолжали умирать в больницах. Всего от пожара погибло 156 человек.