Город «Скрип пера и плач бумаги»: мастер-класс по арабской каллиграфии

«Скрип пера и плач бумаги»: мастер-класс по арабской каллиграфии

Если ты не слышишь скрип пера и плач бумаги — значит ты не каллиграф

В Перми сегодня, 15 марта, открылся Межрегиональный форум Мусульманский мир-2012. Корреспонденту PRM.RU удалось побывать на мастер-классе по каллиграфии, который в день открытия для всех желающих провел имам Пермской Соборной мечети, ведущий специалист ЦРУМ Пермского края, аспирант кафедры истории ислама и искусства теологического факультета Стамбульского университета Мармара Закир хазрат Небати.

Закир хазрат Небати, стройный молодой приветливый мужчина в сером европейском блейзере, темных брюках и черной шапочке для намаза начал свой мастер-класс с истории.

Как известно, первоначально у арабов письменности не было, они научились писать от своих соседей из Небайтейского государства со столицей Петра. Сейчас Петра ? это всемирно известная туристическая мекка, находится это место в Иордании. В Небатии в то время был очень высокий уровень цивилизации, была развита математика, камнерезное искусство, торговля и письменность. Из рассказа Закира Небати получается, что арабы, торговавшие с соседями, увидели, что небатеи умеют писать, что это помогает в торговле, и решили научиться. Произошло это, по разным версиям, в III?IV веках до нашей эры.

В арабском мире считается, что каллиграфия появилась на свет именно благодаря Корану, когда пророку Мухаммеду в VI веке нашей эры были ниспосланы аяты. Причем сам Мухаммед ни писать, ни читать не умел. Умел только запоминать и рассказывать. А вот его последователи умели писать, и писать красиво. Их стиль каллиграфии сейчас называется стилем раннего куфи, затем шел стиль мехки ? мекканский стиль, затем следовал мединский стиль медини. После того как центр ислама переселяется в Куфу, основным стилем считается куфи, он используется до сих пор и в архитектуре, и в книгопечатании. Вообще в настоящее время стилей арабской каллиграфии насчитывается более 20.

Пишут каллиграфы специальными палочками, которые называются калем (калям). Основные материалы, из которых изготавливаются калямы: бамбук, тростник и камыш. Как рассказал ведущий мастер-класса, бамбук ? более жесткий, то есть очень стойкий и не ломается, а камыш более мягкий, поэтому быстро выходит из строя. Размер шрифта определяется по кончику каляма, пера. Бумага, разумеется, тоже должна быть специальной.

Первоначально арабы писали на кожах, на костях, некоторые даже на плоских камнях, но в основном ? на пергаментах и шкурах, и только гораздо позже на бумаге. Вместо современной туши использовали то, что находилось под рукой, например, сжигали пшеничные растения, стебли, из них получали черную массу, которую после специальной обработки и разбавляли водой или другой жидкостью — так получались самодельные чернила. Позже центр развития каллиграфии переносится в Оттоманскую империю ? в средневековых мечетях использовали керосин для освещения, и черная копоть, которая оставалась от горения, считалась лучшими чернилами для мастеров-каллиграфов.

По словам Закира, даже сейчас еще остались в старых стамбульских мечетях дымоходы со специальными резервуарами, где сажа или копоть накапливалась на радость каллиграфам. Позже стал вариться натуральный клей ? зам, из которого уже получались каллиграфические чернила. Сейчас продаются баночки специальной туши для каллиграфии ? тушь в них более прозрачная, на бумаге она смотрится как шелковая ленточка, перо плывет по бумаге. Но, в принципе, как рассказал сам Закир, он начинал писать обычными канцелярскими перьями и обычной тушью, которой пользовались в послевоенное время еще наши бабушки.

В самом начале имам показал, как пишутся различные буквы арабского алфавита, при этом, поскольку искусству каллиграфии он учился в Стамбуле в одной из лучших школ каллиграфии, то с легкостью переключался со стиля на стиль, попутно объясняя, чем один отличается от другого.

Когда имам водит маркером по бумаге, видно, что каллиграфия — это, с одной стороны, яркое и живое творчество, которое вершится прямо на наших глазах, а с другой — сосредоточенность, внимательность и большая внутренняя работа.

Каллиграфия всегда балансировала на грани искусства и ремесла. Интересно у Закира получилось изобразить название города Стамбул: если присмотреться, то в надписи можно увидеть многочисленные минареты и мечети этого восточного мегаполиса. Дело в том, что суть арабской каллиграфии ? связь между смыслом написанного и фантазией пишущего. Надпись может быть в виде животного или включена в форму вазы, а если говорится о каком-то определенном городе — хороший каллиграф постарается, утверждает Закир, чтобы шрифт был похож на этот город, внешне или внутренне.

На мастер-классе речь зашла о туграх. Исторически тугра ? это печать султанов. Их придворные каллиграфы придумывали им тугру, а затем изготовлялось кольцо, которое султаны носили, не снимая. Сейчас аналог тугры ? это подпись человека. Чтобы продемонстрировать искусство написания тугры, Закир Небати написал тугру своей жены Райхан, также присутствовавшей на мастер-классе, причем он придумал ее на ходу.

Чтобы написать фразу, имам сначала переводит ее на арабский, записывает обычными арабскими буквами, это видно на фотографии, затем сосредоточивается — и начинается волшебство. На следующем фото — фраза Благо Аллаха в ладошках ребенка, созданная искусством мастера-каллиграфа на наших глазах.

И в заключение по просьбе журналиста имам Закир написал арабской каллиграфией название портала PRM.RU.

Желающие увидеть своими глазами искусство арабской каллиграфии могут посетить «Пермскую ярмарку» в субботу, 17 марта, в 15:00. В это время там пройдет еще один мастер-класс имама Закира хазрата Небати.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем