Как много летних дворовых игр незаслуженно забыто! Сегодня редко встретишь большие сборища детей, гоняющих в мяч или прыгающих небезызвестные «классики» на асфальте без присмотра взрослых. Весь свободный асфальт двора занимают автомобили, а родители, отпускающие детей одних на улицу, рискуют получить звание «безответственных» и предпочитают сопровождать свое чадо на прогулке, либо нанимать для этого няню. Да и с другими детьми иногда запрещают играть: вдруг ударят, или толкнут, или, еще того хуже, заразу подцепит!
А между тем, современные дети с завистью слушают об уличных забавах своих родителей, и не зря ? жить (дома практически не сидели) и дружить на свежем воздухе было очень интересно и весело: устраивали войнушки или просто различные соревнования между дворами, организовывали общие игры: прятки, вышибалы, казаки-разбойники, пионербол, съедобное-несъедобное, светофор, краски, цепи кованные, десяточки с мячом, классики обычные и с щечкой, море волнуется, ножички и многие-многие другие. Но особое место среди всех детских игр занимают культовые резиночки со своими правилами, традициями, даже поверьями, которые в каждом городе и деревне были разными.
Популярность резиночек пришлась, пожалуй, на конец 80-х — начало 90-х годов прошлого века. Участвовали в ней в основном девчонки школьного возраста: на переменах между уроками, после школы во дворах, дома, даже на балконах, в общем — везде, где было для этого достаточно пространства и ровной поверхности.
Мальчишки, конечно, тоже в прыгали в резиночки, но делали это намного хуже, а больше любили подглядывать, как будут трусики сверкать. Особенно это был удобно на переменах: мы прыгали в школьной форме, а держать подол платья было неудобно, нарушалась координация.
А вот после занятий почти каждая более или менее опытная прыгунья была в полной боевой готовности: брючки или шорты (юбка мешала прыгать на более высоких уровнях ? от талии и выше), волосы забраны в пучок или хвостик, на ногах самая удобная обувь (тапочки, чешки) без каких-либо бантиков, наклепок, пряжек, иначе вся эта красота зацеплялась за резинку и приводила к проигрышу. Иногда прыгали и вовсе босиком.
Но это было полдела, главной проблемой для нас становилась сама заветная бельевая резинка. Найти ее было очень сложно, а тем более длинную, больше 3 метров (резинка короче грозила увечьями держащим: можно было случайно ударить ногой). Многие девчонки собирали ее по кусочкам, где могли и у кого могли, и связывали эти старые, еле тянущиеся, и новые хорошие отрезки между собой, даже если узелочки мешали прыгать.
Поэтому счастливая обладательница длиннющей цельной резинки становилась негласной королевой двора, перед ней благоговейно заискивали, выпрашивая дефицитную драгоценность во временное пользование.
Портал PRM.RU решил воплотить в жизнь свои воспоминания о «Резиночках», а помогали ему в этом Даша, Алиса и Яна.
В споре рождается истина ? как сейчас помню, мы постоянно о чем-то спорили, и это, конечно, касалось правил, фигур (упражнений) и четкого их исполнения. Все начиналось с того, кто вперед сказал: Правила наши! И уж тут проявлялась вся наша детская фантазия, вредность и изощренность в желании победить:
зацепки в счет или нет (это касалось обуви, резинка могла зацепляться за ремешки, заклепки), отсюда сразу же вытекало следующее правило ? если в счет зацепки, тогда можно или нет снимать обувь;
выскользки в счет или нет (когда в упражнениях нужно наступить на резинку, но резинка все же выскользнула из-под стопы в последний момент);
с остановками (и сколько остановок) или без ? например, в десяточках, когда одно действие нужно сделать много раз подряд;
можно или нет останавливать резинку (она могла двигаться при ветре и мешать выполнять упражнения) ? это называлось море останавливать;
земля или/и люди горячие ? это означало, что если падаешь, нельзя руками задевать землю или/и людей, чтобы удержаться;
можно ли жильдить, то есть хитрить, мешать прыгать, говорить под руку: пропади-пропади, дергать резинку; жильду также призывали как некую сверхъестественную силу, когда нужно было решить спор о том, была ли совершена ошибка или нет. Со словами жильда докажет можно было перепрыгать упражнение.
Правил было действительно много, и все их обговорить было сложно, иногда что-то забывали, поэтому можно было сразу обозначить: все правила добрые (можно делать все) или злые (нельзя ничего делать). Выбирали чаще всего злые: так было интереснее, да и мастерство, внимательность и осторожность вырабатывались.
Нарушения приводили к передаче хода соперникам, но в ситуации, когда играли командами (парами), вступало в силу еще одно негласное правило выручания: напарник мог спасти, сделав упражнение, которое не смог выполнить его партнер. В таких случаях тот, кто спасает, и выполняет упражнение (фигуру) вторым, он проговаривает, за кого сначала прыгает, за друга или за себя. Если за друга прошел уровень, а за себя пропал, то теперь сам друг может его выручить. И только после этого можно было переходили к другому уровню или упражнению.
Разумеется, правила постоянно обновлялись и добавлялись. О самых распространенных можно почитать в работе Светланы Смирновой «Ризики: мир игры и слова».
Игровой словарь
Правила наши или Правила мои ? тот, кто успевал выкрикнуть эти магические слова перед игрой, тот обычно и решал, как будет вестись игра: с добрыми правилами или злыми.
Злые/добрые правила ? при злых правилах запрещались все погрешности, при добрых соответственно все они разрешались.
Зацепки ? ошибка в игре, при которой резинка зацеплялась за одежду или обувь, и упражнение не было сделано правильно, что при злых правилах приравнивалось к проигрышу.
Выскользки ? ошибка в игре, связанная с тем, что резинка, обязанная быть под стопой, вдруг выскальзывала. Аналогично при злых правилах приравнивалось к проигрышу.
Море останавливать ? резинка от ветра могла дергаться, что мешало в упражнении, где точность попадания была наиболее важна (например, в упражнении иголочка).
Горячая земля, горячие люди ? при некоторых упражнениях нарушалась координация (например, упражнение карандаш на одной ноге), данное правило запрещало держаться за землю или за людей в подобной ситуации. Попробуй сохрани устойчивость!
Жильдить ? жульничать, хитрить: мешать соперникам выполнять упражнения словами (пропади-пропади), действиями (дергать резинку).
Жильда докажет! ? призывать игровую сверхъестественную силу (мы в нее искренне верили), чтобы доказать, что ошибки не было, все выполнено правильно. Доказывали перепрыжкой (снова делали то же самое упражнение)
Выручить друга ? когда твой напарник по команде не смог выполнить упражнение, некоторые правила разрешали сделать это за него.
Классы ? иногда так называли уровни.
Шкурка ? одна заработанная жизнь при прохождении всех оговоренных уровней и упражнений. Шкурка использовалась при пропадании (ошибки выполнения упражнения), благодаря ей игрок продолжал прыгать дальше без передачи хода соперникам.
Как правило, каждое упражнение выполнялось на разных уровнях (мы называли их классами). После прохождения уровня переходят к следующему, предварительно договорившись о том, по кому их мерить (по самом высокому участнику или по самому низкому).
Основные (обязательные):
Первый: резинка располагалась на уровне щиколоток держащих;
Второй: на уровне коленей держащих;
Третий: на уровне бедер (мы еще шутливо называли этот уровень ПЖП или поджопник).
Дополнительные (для асов, так как сложные упражнения было проблематично выполнять на такой высоте):
Четвертый: резинка располагается на уровне талии;
Пятый: резинка располагается на уровне лопаток и груди;
Шестой (редкость): резинка на уровне шеи, руками помогаем (оттягиваем до ширины плеч);
Седьмой (редкость): уровень ушей, также помогаем руками.
Такими были уровни в высоту, но у нас использовались еще и уровни в ширину: обычные (по ширине плечей), узкие (лапша, держащие стоят боком к прыгающему, ширина между резинками равна ширине щиколотки), широкие (матрасы, ноги шире плеч, обычно прыгали на пешеходах).
Уровни по ширине мы прыгали редко, в основном использовались только обычные, хотя ширина наподобие лапши сохранялась при упражнении иголочка, только держащие стояли лицом к прыгающему, а резинка располагалась на одной ноге.
Подготовка к игре: двое (держащие) становятся лицом друг к другу на расстоянии приблизительно метра, натягивая резинки на лодыжках (первый уровень) по ширине плеч.
Количество игроков: в идеале 3?4 человека, в зависимости от того, командами (парами) играют дети или каждый сам за себя. При отсутствии других участников можно играть и одному (одной), тогда в ход пойдут стулья, деревья, заборы ? все то, за что или к чему можно привязать резинку. Иногда в команду могли входить три человека, и они по-прежнему назывались парой.
Ход игры (в зависимости от количества участников):
В ситуации, если 3 игрока ? один прыгает, пока не ошибется, двое держат резинку. Далее он становится на место одного из держащих, и все повторяется, до полного прохождения всех оговоренных ранее упражнениях, тогда победитель получает 1 жизнь (при проигрыше она сгорала, а игрок оставался в игре), или как мы еще ее называли шкурка. Играли пока не надоест, поэтому можно было заработать несколько шкурок, которые лидирующий мог подарить.
В ситуации с 4 участниками ? играют парами: команды прыгают по очереди (одна команда держит, другая выполняет упражнения). В команде два человека (иногда три): если один ошибается, второй его спасает. Команды (пары) также зарабатывали шкурки и могли их дарит при желании соперникам.
Упражнений на самом деле очень много, в некоторых регионах даже одноименные выполнялись по-разному. Что-то мы сами придумывали, что-то нам передавали по наследству старшие девочки, поэтому проявите свою фантазию, мастерство и ловкость, и прыгайте-прыгайте-прыгайте. А несколько примеров смотрите дальше.
Простые. Исходное положение ? стоим боком к резинке, подпрыгиваем, приземляемся таким образом, чтобы ближняя резинка оказалась между ног, снова подпрыгиваем, дальняя резинка должна оказаться между ног, снова подпрыгиваем, положение ног с другого бока от резинки.
Березка. Простой прыжок делается столько раз, сколько тебе лет, без остановки на передышку.
Мешалки. Выполняется простой прыжок столько раз, сколько игроку лет, но держащие мешают прыгать, раскачивая резиночки.
Косые. Это когда один держит резинку выше, чем другой. Прыжок простой, но нужно прыгать так, чтобы стоять лицом туда, где она ниже.
Пешеходы. Исходное положение ? стоим лицом к резинке, подпрыгиваем, одновременно наступаем левой ногой на ближнюю резинку, правой ? на дальнюю, говорим вслух пе-, снова подпрыгиваем, меняем ноги местами (теперь левая на дальней, правая на ближней), говорим -ше-, снова прыгаем и меняем ноги местами, говорим -хо-, еще раз подпрыгиваем, говорим -ды, выпрыгиваем с другой стороны.
Ступени. Прыжки выполняются двумя ногами вместе. Подпрыгиваем, зацепляем ногами ближнюю резинку, приземляемся на дальней, наступая на нее, потом выпрыгиваем на другую сторону от резинки, высвобождая ноги от резинки.
Бантик. Стоим лицом к резинке, подпрыгиваем, одновременно левой ногой зацепляемся за ближнюю резинку, а правой наступаем на нее, снова подпрыгиваем (ноги из резинки не высвобождаем), теперь одновременно наступаем левой ногой на дальнюю резинку, а правой зацепляемся за нее. В итоге должен получиться бантик. Выпрыгиваем на другую сторону от резинки, высвобождая ноги от резинки.
Конвертик (или конфета). Исходное положение ? стоим боком к резинке. Прыгаем сразу двумя ногами за дальнюю резинку, зацепив в прыжке ближнюю. Подпрыгиваем, освобождаемся и одновременно наступаем на обе резинки. Выпрыгиваем.
Кораблик (лодочка). Начало такое же, как и в Конвертике, только при подпрыгивании наступать на резинки не нужно, а они должны оказаться между ног. Затем перекрещиваем резинки сначала в одну сторону, а затем ? в другую. Резинка снова между ног. Выпрыгиваем.
Фиалка. Игрок становится лицом к одному из держащих так, чтобы обе резинки находились между ног, подпрыгивает и наступает пятками на ближайшие резинки столько раз, сколько ему лет.
Карандаш. Прыгать на одной ноге, как в простом прыжке.
Косынка. Одной ногой приподнимаем ближнюю резинку и переносим ее за дальнюю, в прыжке поворачиваемся на 180 градусов, но резинку не отпускаем (вторая нога должна оказаться за дальней резинкой). Выпрыгиваем так, чтобы первая (ближняя) резиночка оказалась между ногами.
Иголочка. Резинка должна остаться на одной ноге. Упражнение состоит из двух частей:
1) Исходное положение ? стоим лицом к резинке. Ногой оттягиваем к себе дальнюю резинку так, чтобы она оказалась перед ближней, и наступаем на нее обеими ногами. Подпрыгиваем, отпускаем резинку и приземляемся обеими ногами на ближнюю резинку (не задевая дальнюю).
2) Исходное положение ? стоим лицом к резинке. Ногой оттягиваем к себе дальнюю резинку так, чтобы она оказалась перед ближней, и наступаем на нее обеими ногами. Подпрыгиваем, отпускаем резинку и приземляемся на ближнюю и дальнюю резинку одновременно также обеими ногами.
Трешки. Каждое действий нужно проделать, подпрыгивая каждый раз на месте, ? сначала 3 раза, потом 2, потом по одному.
Стоим боком к резинке, подпрыгиваем три раза на месте, затем в первый прыжок переносим одну ногу за ближайшую резинку (три раза на месте), затем переносим и другую (так, чтобы обе ноги оказались между резинками), также на месте подпрыгиваем три раза, далее переносим одну ногу уже за дальнюю резинку (раз-два-три прыжка). Дальше в прыжке поворачиваемся другим боком и продолжаем то же самое, но подпрыгивая всего два раза. В конце опять в прыжке поворачиваемся другим боком (тут главное не запутаться, когда поворачиваться, не ошибиться в количестве прыжков) и прыгаем только один раз.
Сложные трешки или трешки-косынка. Выполняется как упражнение косынка, только с добавлением трешек.
Ленинградские. На каждый прыжок проговаривается слог: ле-, -нин-, -град-, «-ски-», «-е».
Московские. Похожи на ленинградские (по крайней мере в начале), смотрите внимательнее схемы.
Десятки. Набор упражнений выполняются подряд несколько раз. Например, 10 простых прыжков, 9 косых, 8 иголочек, 7 фиалок, 6 березок, 5 косынок, 4 конфеты, 3 карандаша, 2 бантика, 1 пешеходы, либо придумать свои упражнения.
Ну и напоследок вдруг в памяти всплыла еще одна игра, связанная с резинкой ? По закону Архимеда(название игры подсказали многочисленные форумы в Интернете). Правда, играли мы в нее редко, да и самой плохой (растянутой) резинкой. Участники (чем больше — тем лучше) становились лицом друг к другу в круг (резинка на щиколотке должна как бы обтянуть этот круг) и произносили вслух По закону Архимеда после вкусного обеда полагается.... Далее выбранный ведущий (сначала это может быть один из участников, а потом — один из выбывших) произносит какое-то действие (прогуляться, съесть суп, выбросить дневник и т. п.). Если действие хорошее (например, погулять), то все остаются внутри резинки, а если плохое (например, выбросить дневник), то все выпрыгивают из круга, а тот или те последние несколько человек, запутавшихся в резинке, выбывают из игры.
Дворовые игры были для нас не только веселым и физически полезным времяпрепровождением, но средством общения: мы практически не стеснялись друг друга, а если такое случалось, какая-то интересная игра позволяла нам познакомиться. Можно было просто подойти и спросить: А хочешь поиграть со мной (с нами) в вышибалы (прятки, казаки-разбойники)? И, поверьте, редко кто отказывался.
Истории и подробности других летних уличных игр ищите на нашем портале. Хорошего и полезного отдыха на свежем воздухе!
Автор идеи и текста — Дарья Конева. Фото — Дмитрий Овчинников