Старейшая в Перми детская художественная школа превратилась в кружок рисования. Теперь дети будут учиться по выходным. По словам педагогов школы, коллектив профессионалов разваливается, начались увольнения. Где будут учиться одаренные дети и почему 1 сентября не стало для них праздником, выясняли корреспонденты 59.ru.
Конфликт между преподавателями художественной школы и директором училища, в котором проходили уроки для одаренных детей, начался несколько лет назад. Напомним, художественное училище было создано в 1999 году на базе Детской художественной школы, существующей с 60-х годов прошлого века. Три года назад образовательное учреждение переместили из дома №23 по улице Чернышевского на Ленина, 7. Сейчас художники делят помещение со студентами музыкального колледжа. Площадей не хватает. С апреля 2010 года на пост директора художественного училища и школы был назначен Анатолий Джумайло. Ему поручили хозяйственные функции. А прежний руководитель Георгий Сметанин стал худруком учебного заведения.
В настоящее время в художественной школе проходят обучение 270 детей. Ребята занимались четыре дня в неделю. В субботу и воскресенье шли подготовительные занятия для дошколят. Но в июне текущего года Анатолий Джумайло распорядился с нового учебного года не предоставлять школе помещения в рабочие дни. С 1 сентября первая смена школы ликвидирована. Занятия будут проводиться только в пятницу, субботу и воскресенье. Свое решение директор учебного заведения объясняет все тем же – нехваткой кабинетов из-за увеличения числа студентов училища.
«В этом году контингент студентов увеличился на 20 человек, – пояснил г-н Джумайло. – У нас, прежде всего, училище, мы должны организовывать учебный процесс именно для училища и руководствоваться интересами студентов. Были жалобы родителей, студентов. Они приходили к 9:00 на учебу и уходили в 18-20 часов. Кому это надо? Студент должен закончить учебу к 15:00. Мы сделали так, чтобы студентам было удобно, чтобы не было разрывов между парами. Дети в основном приезжие, идти им некуда. Сидели здесь, мучились, завтраки, обеды с собой носили. А детская художественная школа – это обособленное подразделение, платные образовательные услуги, дополнительное образование. Учебных часов для подготовки будет достаточно, на качестве подготовки это не скажется. Те же помещения, те же учебные планы, те же программы – никто ничего не меняет, меняется только смена».
Сотрудники худшколы говорят, что подобное изменение расписания означает остановку всего учебного процесса и разрушение работы школы.
«Художественная школа – это серьезный уровень подготовки детей, а не кружок рисования, – сообщил г-н Сметанин. – А сами преподаватели не могут работать без выходных, у всех семьи, дети».
«В моей группе обучаются в основном дети из 22 школы, – рассказала преподаватель рисунка Власта Ладанова. – В своей школе они учатся во вторую смену, в субботу с 9:00 до 17:00 у них факультативы. А их занятия здесь перенесли на субботу, воскресенье. Получается, что ребенок после учебы должен еще на шесть часов прийти на занятия к нам. Это огромнейшая нагрузка! Дети остаются без выходных. Это нарушение прав детей».
Этот инцидент преподаватели восприняли как уничтожение художественной школы. А несогласных, по словам педагогов, начали увольнять. Например, Власту Ладанову. Еще один педагог – Татьяна Лузина – вынуждена написать заявление об увольнении. Сотрудники уверены, что ситуация с нехваткой площадей просто используется руководством для увольнения людей.
Директор училища объясняет увольнения работников простым «нежеланием работать». «Преподаватели школы привыкли к привилегиям. Они берут то, что повыгоднее, – ставку в школе, а в училище отказываются читать лекции. Нам это надо? Потому второй год на этой почве конфликт. Совершенно невозможно провести совещание, невозможно собрать коллектив, потому что все все время заняты. Надо наводить порядок. Власта Евгеньевна отказалась преподавать в училище и уволила себя сама», – объяснил г-н Джумайло.
В свою очередь педагог Ладанова в беседе с корреспондентом 59.ru пояснила: «Основные часы я вела в школе, а в училище у меня была треть ставки. Я не писала заявление об увольнении, приказы не подписывала. Мне на сотовый телефон позвонила секретарь и спросила, возьму ли я 720 часов в училище. Такой график меня не устраивает. На что секретарь мне заявила: «Подойдите за трудовой, мы вас увольняем». Никаких обсуждений, договоренностей, тем более попыток найти компромисс со стороны администрации училища не было. А в школе остались дети, которых я обучала много лет. Как наставник я не имею просто морального права уволиться, пока не выпущу их из школы. И неважно, сколько часов я потрачу, а важно научить рисовать», – сказала собеседница.
Георгий Сметанин переживает, что с таким трудом собранный коллектив профессионалов развалится. Худрук уверен, что конфликт возник тогда, когда хозяйственник начал вмешиваться в содержательный процесс обучения. А художественная школа необычная, в ней учатся одаренные дети.
«Детская художественная школа – это основное звено, без которого не будет образовательного цикла. Я обращаюсь не для сведения счетов, я прошу не вмешиваться в содержательный процесс пока нынешний директор не получит диплом преподавателя художественной дисциплины», – резюмировал г-н Сметанин.