Василий Четин родился в семье сельского учителя и сам мечтал быть педагогом. После окончания училища, преподавал географию и ботанику. Но мирную работу прервала армия, а затем и война. Ровно 9 мая 1941 года Василия и его сослуживцев подняли по тревоге. Вернуться к учебникам ему удалось только в конце 45-го.
Молодой учитель Василий Четин планировал после армии вернуться в школу, чтобы снова учить детей – рассказывать им о разных странах. Пришлось помотаться по стране, правда, не комфортных купе, а в военных поездах. В армии Василия Четина определили в первую роту первого батальона 212 воздушно-десантной бригады на Дальнем Востоке. В ее составе предстояло новобранцам учиться военному и парашютному делу в течение двух лет и по окончании получить звания младших лейтенантов – воздушных десантников запаса. Однако учебная служба очень быстро стала реальной.
Василий Егорович Четин родился 01.01. 1922 года в деревни Демино Кудымкарского района Коми-Пермяцкого автономного округа. После школы был принят без экзаменов на школьное отделение Кудымкарского педагогического училища. Затем работал учителем географии, ботаники. После войны вернулся к преподавательской работе. В августе 1946 года становится студентом исторического факультета Пермского (тогда Молотовского) государственного педагогического института. В 1950 с отличием окончил институт и был рекомендован для поступления в аспирантуру. Учебу продолжил в аспирантуре на кафедре истории СССР МГПИ им. Ленина. Написал и защитил в ноябре 1953 кандидатскую диссертацию «Рабочее движение в Пермской губернии в 1860-е гг. XIX века». В декабре 1953 по направлению приехал работать старшим преподавателем В Челябинский государственный педагогический институт. Опубликовал свыше 30 научных статей, подготовил монографию «Первые шаги рабочего движения на Урале».
«9 мая 1941 года подняли нас по тревоге и повели на станцию Серышево, где посадили в вагоны воинского поезда. И никто не знал, куда нас везут. Доехали аж до Байкала – и тут принесли газеты. Узнал, что в Европе распространяют слухи о том, что советское правительство перебрасывает военные силы с Дальнего Востока к западным границам. Однако ТАСС (телеграфное агентство Советского Союза) слухи опровергало – сообщали, что на Дальнем Востоке перемещают войска для улучшения их жилищных условий. Я поверил – на станции Серышево мы жили в казармах, где раньше были сараи для лошадей», – вспоминал учитель.
Информацией не владел никто – даже начальство. Десантники, готовые ко всему, вырыли окоп за рекой. Внезапно прозвучала команда: «Встать! Построиться!» – возвращались в военный городок на митинг. Так первая рота узнала о том, что началась война. Ребятам выдали самозарядные винтовки Токарева и по одной обойме с десятью пулями, рассчитанные для того, чтобы пробить немецкий танк. Разместили войско в 300 километрах от границы, которая проходила по реке Прут.
Расстояние до границы немцы преодолевали быстро, но десантников держали в резерве. Молодых ребят волновал единственный вопрос: «Куда нас забросят?». Более старшие товарищи, которые имели опыт десантных операций, были спокойны.
«Наконец-то на наш аэродром прилетел первый ТБ-3: мы решили, что полетим в тыл врага, – рассказывал Василий Егорович. – Однако нас снова отправили на железную дорогу. Куда нас повезли – неизвестно: военная тайна. Прибыли на станцию, стало понятно – город готовится к эвакуации. Помню, железнодорожники ходили и предлагали нам ягоды – мне в каску вишни насыпали.
Ехали мы, как оказалось, по Украине. Под Киевом объявили команду: «Разгружаться!». Рассредоточили нас. Началась боевая жизнь. Отслеживали диверсантов, а себя обнаруживать было никак нельзя. Помню, комаров было много, они нас съедали. Прятались под плащ-палатками и курили махорку – отпугивали насекомых.
А потом мы первый раз оказались под бомбежкой. Шли через лес – а тут фашистские самолеты бомбят какой-то соседний заводик. Нас из – за сосен не видно было, но осколки от бомбежки до верхушек долетали. Срезанные ветки на нас сыпались, а мы пытались укромное место найти. Сейчас смешно вспоминать, как под корнями сосен прятались так, что потом выбраться не могли. А тогда страшно было. Боевое крещение».
Василий Четин 21 ноября 1941 года был ранен в бою за город Тим Курской области. После госпиталя попал на Юго – Западный фронт в 31 – й запасной полк, с которым отступал до Сталинграда. Участвовал в подготовке к боевым действиям прибывших под Сталинград маршевых батальонов. 26 декабря заболел туляремией. Лишь в июле 1943 вернулся в строй – командиром пулеметного отделения.
По пути к Берлину освобождал многие польские города – Варшаву, Лодзь... Форсировал Одер и 16 апреля 1945 начал наступление на Берлин в составе стрелковой дивизии.
На этом война для Василия Четина закончилась, и в ноябре 1945 он вернулся к мирной профессии учителя. Учился на историческом факультете в Перми, поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую.
Уже в декабре 1953 по распределению приехал в Челябинский государственный педагогический институт, на кафедру истории СССР. Почти 50 лет Василий Четин был связан с вузом.
Занимался учитель-фронтовик и научно-исследовательской работой по проблемам истории рабочего движения на Урале в пореформенный период. Опубликовал свыше 30 статей, издал монографию. Под редакцией Василия Четина в 1980 году вышла хрестоматия архивных документов «Революционная и трудовая летопись Южноуральского края». Был руководителем кафедры истории СССР ЧГПИ – именно по его инициативе стали проводиться областные олимпиады для школьников и семинары для учителей. С его подачи начался сбор материалов и документов по истории института, на базе которых был открыт музей вуза. Выйдя на пенсию в 1990 году, Василий Четин возглавил комиссию по работе среди молодежи при областном совете ветеранов войны и труда.
Биография Василия Четина вошла в дополненное издание ЧГПУ «И помнит мир спасенный». В ней собрано 103 биографии преподавателей вуза, которые своим примером показывали настоящий патриотизм, стойкость и мужество. В вузе сохранилась уникальная пленка, на которой запечатлено празднование Дня Победы в 1975 году. На ней еще молодые, но уже воевавшие ветераны и труженики тыла. Всего же воевали более 500 сотрудников и студентов ЧГПУ. К сожалению, домой вернулись не все.
Редакция благодарит ЧГПУ за предоставленную информацию.