В общине отца Евстратия, которая поселилась в заброшенной деревне Черепаново, сейчас осталось 35 человек. Среди них шесть детей. По информации от источников, общину намерена покинуть еще одна семья. Кроме того, в начале января житель Тюмени Александр Колосов забрал от отшельников свою супругу и двух детей. Как зимует община, ждут ли отшельники визита органов опеки, почему до сих пор состоят в Московском патриархате, но называют себя движением непоминающих. На эти вопросы ответил ее глава – отец Евстратий.
– Вы отсутствовали в Черепаново несколько месяцев. Где вы были?
– Уезжал окормлять духовных чад. В России у меня много осталось людей, которые были еще у покойного отца Василия. В Туле я пробыл почти четыре месяца. Туда я выезжал раз в три месяца, но последний раз там пробыл долго. Мне нужно было их поддержать. Их много. В одном приходе 150 человек, в другом – 30. По разным другим местам – по 40 человек. И очень много единомышленников.
– На что вы живете?
– Мы живем как любая церковь – на подаяния.
– Вы хотели бы поближе переселиться из такой глуши, как Черепаново?
– Это теоретически только. Летом, может быть. Но только в Верхнюю Колву. Зимуем мы в Черепаново. Мы здесь до конца зимы, а там Бог знает. Силы у нас есть. Продукты – тоже. Мы перезимуем. Зимой новое место мы просто не осилим. Я, слава Богу, доехал сюда до морозов. А сейчас уже минус сорок.
Мы сюда попали по нескольким причинам. Нас погнали из Костромы с угрозой забрать детей. СМИ об этом помалкивали. Мы оказались в положении беженцев. Если ситуацию объективно видеть, вопросов не возникнет. Мы писали и властям Костромы, и Путину, и в Госдуму. Москва дала Костроме полномочия решать вопрос с нами.
– Что вы намерены делать, если снова приедут органы опеки?
– Что мы с ними воевать будем? Мы только молиться можем.
В Костроме беспредел был – настоящий киднепинг. Когда забирали Ивана, как он кричал. Решение суда к нам пришло с опозданием. Силовые структуры это продавливают. Заходят к нам, начинаем чай пить, мы спрашиваем: «Ну что там суд прошел? Скажите нам». Начинают нас просто обманывать. А в это время выносят детей. За такие ложные показания десять лет дают. Что нам оставалось делать, когда драку устроили. И Олег полил детей водой с бензином не для того, чтобы поджог устроить, а чтобы прекратить это бесчиние. Сейчас выставляют нас, что мы детей сжигаем. Все так перевернули. У нас не было агрессии. Просто не было другого выхода. Чтобы это не повторилось, мы вывезли всех детей.
Пусть органы опеки ездят по всему Пермскому краю, заходят в такие же дома. Посмотрят пусть в каком состоянии люди живут. У нас состояние получше, чем у многих. Выше среднего. Как живут люди в деревнях? Сколько у нас беспризорников. А детские дома закрывают. Кто и когда вспоминал об этих детях? Почему они к нашим детям привязались.
– У вас трое детей. Вы согласились, чтобы они учились в обычной школе?
– Мои дети учатся экстерном в школе Верхней Колвы. Сдавать экзамены поедут туда, но только в традиционной форме, а не по системе ЕГЭ, где везде штрихкоды.
Что важнее вопросы образования или воспитания? Именно воспитание закладывает духовные ценности. Образование – лишь знания и все. И, кстати, знания низкие по сравнению с советским временем. Значительно ниже. В школе доступны интернет-ресурсы, где грязь и разврат, а реальной защиты нет. Куда не подымешь глаза в городе, кругом сплошной содом и гоморра. Для нас это неприемлемо. Почему мы ушли из городов? Почему мы мало общаемся с населением? Да потому что они во всем этом живут. Я, например, не хочу, чтобы мои дети учились с другими детьми, которые живут по этим «ценностям». Коммуникации вошли в любой дом и развращают людей.
Мы уходим из городов, даже таких маленьких как Ныроб. А дальше как на войне. Столкнулись две системы ценностей, как пойдет Россия. Надо выбирать. Мы выбрали путь отойти. Я не убежал с поля боя, а просто ушел. Кому надо, тот спасется и разберется. Ни одно СМИ не опубликовало нашу позицию без изъяна. Они не видят проблемы всех детей России, но заостряют внимание на наших пяти. Вы всех детей потеряете в нравственном и церковном отношении. Из них вырастут монстры. Они потом вас съедят, вместо конфет и апельсин, когда им не хватит.
В ближайшее время выйдет наше новое видеообращение.
– Вы поддерживаете отношения с внешним миром, с родными?
– У нас тут проблемы со связью. Ее нет иногда даже в Верхней Колве. Ни администрация, ни школа недоступны. У нас связь пропадает порой на неделю. Мы имеем один спутниковый телефон.
– При этом вы в курсе всех новостей и публикаций в СМИ...
– У нас здесь приемник берет. Еще СМИ постоянно приезжают, охотники и рыбаки. Здесь места проезжие.
– Из Нижневартовска к вам приезжал Александр Машкин за своими детьми...
– Это не его семья вообще. Он женился еще до того, как его бывшая жена – монахиня Елена – к нам приехала. У него в новой семье уже ребенок трехмесячный. Какие к нам вопросы?
– Сейчас за своей семьей приехал Александр Колосов...
– Мы не препятствуем. Его супруге я сказал: «Решай как хочешь. Твоя воля». Все. Мы и в прошлый раз не препятствовали. Они сами решат, как хотят. Детей он забрал, и именно сейчас его дети в опасности.
– Несмотря на жизнь в общине, вы состоите в Московском Патриархате?
– Состоим. Мы не выходили. Мы движение непоминающих. У меня есть письменные документы к правящему архиерею от 2008 года, где все сформулировано, что я временно разрываю церковное общение с патриархом, тогда еще архиереем. Из-за разномыслия.
В РПЦ нас не хотят признать – как же так? Вы патриарха не поминаете – значит, вы не московский патриахат. Простите, но мы поминаем святых патриархов, покойных святителей РПЦ. Мы не выходим из церкви, но и с еретическими не общаемся. Они боятся разбирать эти вопросы, за которые с них надо сан снимать. А они вместо этого снимают саны с нас.
СМИ вышли против нас. Сколько сект в России? Нас назвали сектантами, даже не объяснив, что такое секта. Нам говорят: вы ушли из церкви – вот раскол. Тогда дайте определение, что такое церковь. Что такое ересь и раскол? Не понимают, как иностранцы.